Это факап! Рассказываем об ошибках в архитектуре и строительстве

По понедельникам раз в две недели мы выпускаем подкаст, посвящённый архитектуре в цифровую эпоху. «Дом, который построил код» ведут практикующий архитектор Алина Черейская и искусственный интеллект Седрик. Каждый эпизод дополняется шпаргалкой — такой, как эта. Рекомендуем читать материал до или после прослушивания: здесь ключевая информация дополнена ссылками на исследования, проекты и технологии, упоминаемые в выпуске.

SA lab | подкаст "Дом, который построил код"

«Это факап»

Выпуск 6, в котором Алина рассказывает об ошибках архитекторов, а Седрик немного сочувствует людям.

Архитекторы изучают композиционные приемы, материалы, основы цвета и конструкции. Но никто не учит молодых архитекторов важному аспекту любой работы — совершать ошибки. В нашей профессии ошибки неизбежны несмотря на то, что их часто можно исправить, а их осмысление двигает архитектуру вперед.

В 1907 году во время строительства обрушился консольный Квебекский мост. В результате аварии погибли 75 человек, репутация консольной технологии до сих пор не восстановлена, но строители изменили проект и завершили работу. Мост стал символом решимости архитекторов и инженеров, которые не опустили руки и исправили ошибки проектирования.

В книге «Успех через провал: парадокс дизайна» Генри Петроски нашёл закономерность, связывающую стальные сооружения мостов. Мосты падают примерно каждые 30 лет: это случалось в 1847, 1879, 1907, 1940 и 1970-м. Петроски провёл анализ разных типологий мостов и их конструкций, определив причины обрушения.

Правда в том, что на каждый архитектурный объект могут влиять невидимые факторы среды, которые люди не могли предусмотреть из-за недостатка знаний. Никто не ожидал, что грандиозный «Титаник» окажется уязвим перед ледяной глыбой, но после трагедии инженеры не просто перестали строить лайнеры по его чертежам, а в целом пересмотрели принципы судостроения и безопасности кораблей.

Gehry Partners | Концертный зал имени Уолта Диснея 
Gehry Partners | Концертный зал имени Уолта Диснея 

Кажется, что с приобретением профессионального опыта снижается и риск провала, но это не так. Всемирно известный архитектор Фрэнк Гери, Притцкеровский лауреат и один из звездных архитекторов, спроектировал концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Поверхность, облицованная блестящими панелями, так сильно отражала свет в соседние здания, что ослепляла людей и повышала температуру в их квартирах до тридцати градусов.

У Фрэнка Гери был ещё один факап — здание школы управления Weatherhead при университете Case Western Reservе. Здание сложной формы было покрыто нержавеющей сталью, из-за чего на нём скапливались снег и лёд, которые грозили безопасности прохожих. Сообщество возмутила непредусмотрительность архитектора, но Гери заявил, что если люди хотят, чтобы здание сияло красотой и славилось своими достоинствами, снег на голову — небольшая цена.

Junya Ishigami + Associates | Павильон | Визуализация
Junya Ishigami + Associates | Павильон | Визуализация
Junya Ishigami + Associates | Павильон | Реалиация
Junya Ishigami + Associates | Павильон | Реалиация
Junya Ishigami + Associates | Павильон | Реалиация
Junya Ishigami + Associates | Павильон | Реалиация

Летний павильон галереи Serpentine 2019 по проекту Дзюньи Исигами стал мемом про ожидания и реальность. Идея создать минималистичный павильон из сланца, парящий над лужайкой, при реализации обросла большим количеством опор и конструкциями из поликарбоната.

Heatherwick studio | Vessel | Визуализация
Heatherwick studio | Vessel | Визуализация
Heatherwick studio | Vessel | Реализация
Heatherwick studio | Vessel | Реализация

Подобная история произошла с Томасом Хезервиком и его смотровой площадкой Vessel в Нью-Йорке. Многообещающие рендеры и ажиотаж вокруг проекта сменились разочарованием общественности — Хезервику сильно досталось в Интернете за то, что на рендерах площадка выглядит более вытянутой и футуристичной, чем получилось на самом деле.

Архитекторов, работы которых попадают в подборки самых красивых и прогрессивных зданий мира, связывает нечто общее с архитекторами, проекты которых на весь мир высмеивают и критикуют. Все они хотели создать нечто нестандартное и стремились оказаться за пределами типовых подходов и взглядов.

Инновации нуждаются в провале! В подтверждение этого простого факта в шведском городе Хельсинборг в 2017 году открылся Музей неудач. В нем представлена линейка печенья Oreo с арбузным вкусом, который вообще не зашёл потребителям, парфюм от Harley Davidson и лазанья от Colgatе. Создатель музея Samuel West объединил в экспозиции более ста провальных продуктов и решений, чтобы вдохновить компании уважать неудачи.

В университете штата Пенсильвания профессор Джек Мэтсон ведёт курс «Неудача 101». Самые успешные студенты рискуют и терпят больше всего провалов — они создают и пытаются продавать странные и зачастую бесполезные продукты. Медсон учит студентов выходить за пределы известного в неизвестное, где могут ожидать ловушки и тупики. Справляясь с ними, можно найти новаторские решения.

Неудачи подобны ножам, которые либо служат нам, либо режут нас в зависимости от того, беремся ли мы за лезвие или за рукоятку.

Джеймс Расселл Лоуэлл

Архитектурные проекты всегда создаются на чистовик, и на протяжении многих лет архитектурная ошибка решалась двумя способами: снести и построить заново или оставить, как есть. Но с проникновением в архитектуру цифровых технологий у нас есть возможность тестировать идеи до реализации.

В SA lab работа строится по принципу стартапа: скорость, фокус, результат. Мы постоянно проверяем новые технологии и придумываем решения, совершаем ошибки и находим способы их исправить. Цифровые методы проектирования и современные материалы дают возможность быть более гибкими и сбросить с архитектуры флёр монументальности, а с архитектора — нимб непогрешимости.

Первый сезон подкаста «Дом, который построил код» мы посвятили архитектуре в цифровую эпоху и рассказали, как роботы, нейросети, AR, VR и метавселенные расширяют профессиональные возможности архитекторов. Архитектура не должна отставать от того, что предлагает настоящее время — только так мы сможем создавать здания, которые будут полезны людям сейчас и в будущем. Второй сезон «Дома, который построил код» будет посвящён стартапам: мы познакомим вас с новаторами и командами, которые создают удивительные методы и технологии.

Подписывайтесь на SA lab x daily, чтобы узнавать новости из мира технологий и архитектуры. Слушайте первый сезон подкаста на всех площадках и подписывайтесь на нас, чтобы первыми узнавать о новых эпизодах.

Мы пишем об архитектуре и технологиях > https://t.me/SAlab_daily

Сотрудничать с «Домом, который построил код» > edu.salab@gmail.com

44
5 комментариев

не то что архитектура панелек, там точно все безопасно и практично )))

2
Ответить

Лол, ты серьезно сходил в мой профиль и проминусил мои последние посты из-за критики вёрстки этой статьи?

Жалкое создание ))

А мог прислушаться к умным людям, перекомпоновать текст и получить хороший охват.

Ну и хрен с тобой ))

1
Ответить

Блин бро, одна женщина мне тоже так сделала. За дизлайк её комментария! Можешь себе представить. Что вообще у людей в головах. Чисто истерия

1
Ответить

В статье есть ссылка на музей факапов. Это то, ради чего её стоило увидеть. Это просто гениально!
Там фото объектов и короткие истории про разные коммерческие неудачи (на англ). Чтобы не искать, вот:
https://collection.museumoffailure.com/page/1/

1
Ответить

Вёрстка говно. Переделывайте.

Ответить