Немного о методе персон в проектировании

Зачастую UX/UI дизайнеры не имеют целостного представления о том когда нужно использовать персоны в качестве инструмента. Более вероятный случай при проектировании - это слепое следование методологии, описанной без учёта нюансов. Предлагаю всё же разобраться, когда персона необходима, а когда это пустая трата времени.

Возьмём для примера два кейса:

  • Сайт по продаже книг
  • Сайт по продаже комиксов Marvel, DC

Давайте разберём эти кейсы более подробно.

Целевая аудитория и персоны:

Кейс 1:

Целевой аудиторией подобного сайта может стать максимально широкая группа людей, с различными наборами параметров, которые абсолютно точно будут различаться. Дизайнер просто не сможет выделить ключевые параметры, которые соответствовали бы потенциальной аудитории. В конечном итоге персонаж будет максимально размыт и не сможет вызвать достаточное количество эмпатии у команды, работающей над продуктом - время потрачено, задача провалена.

Альтернативным решением может показаться использование нескольких персон. Хотелось бы предостеречь: продукт нельзя выстраивать подобным образом. В противном случае есть риск получить информационную систему, которая абсолютно не соответствует требованиям рынка и конечного пользователя. Цели пользователей могут достаточно сильно отличаться, а следовательно и инструменты их достижения, не исключено, что при подобном подходе дизайнер получит целую кучу проблем, решение которых будет стоить огромного количества ресурсов.

В подобном кейсе лучше уделить время конкурентному анализу, а так же инструментам, решениям привычным и понятным любому пользователю.

Кейс 2:

Исследуя подобное решение целевая аудитория становится более понятна для дизайнера за счёт возможности логически отделить круг людей, интересующихся тематикой комиксов Marvel и DC. В этом случае количество совпадений по интересам, ценностям и закономерностям поведения возрастает в разы. Следовательно обобщённая характеристика подобной группы людей будет достаточно точна и корректна, чтобы вызывать эмпатию у команды и определить общий подход разработки продукта.

Влияние на продукт:

Проработанные персоны способны влиять на решения, принятые при проектировании и разработке продукта. И зачастую подобное влияние сильно сказывается на ведении и итоговом состоянии продукта.

Рассмотрим на примере фильтра:

В каждом из кейсов основной задачей фильтра будет обеспечение доступа к интересующим товарам, однако их реализация может быть разнообразной.

  • В случае с книжным магазином набор параметров будет универсальным (жанр, поджанр, наличие, стоимость).
  • В случае с магазином комиксов к универсальному набору параметров можно добавить параметры уникальные для области, например: наличие определенного героя в комиксе. Важно понимать, что подобное решение не получится интегрировать в фильтрацию обычного книжного магазина без определённого ресурса, более того, вероятно, подобное решение не сможет оправдать своё наличие на сайте обычного книжного магазина.

Вывод:

Использование в проекте метода персон способно как упростить процесс проектирования и разработки, так и усложнить его. Основным параметром для каждого из результатов будет уместность использования самого метода. Помимо этого составленные персоны достаточно сильно влияют и на ключевые характеристики продукта: user-flow, UI, параметры поведения объектов и т.д.

  • Не стоит тратить время на составление персоны, если вы работаете с максимально широкими и разнообразными аудиториями.
  • Не стоит составлять несколько персон для одного проекта, это не поможет на последующих этапах.
  • Персоны влияют как на команду продукта, так и на конечный продукт.

Спасибо за внимание! Надеюсь, было интересно :)

55
Начать дискуссию