Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

БОльшая часть дизайнеров на фрилансе сталкиваются с проектами, в которых нужно создать помимо сайта айдентику, логотип, оформить упаковку, сделать буклеты, спроектировать космический корабль и слетать на Луну за 2 дня. Кто-то отказывается от подобного, потому что довольно сложно угадать, что от тебя хотят, какое видение проекта есть у заказчика. И чаще всего ты тратишь на такие проекты больше времени.

Немного представлюсь: я Полина, мне 19 лет и работаю UX/UI дизайнером уже 2.5 года. Начала я свой путь со стажировки в SimbirSoft, повышала квалификацию благодаря школе проектирования интерфейсов ITECH, победила в Хакатоне от McKinsey в 2021 году и сделала больше 40 дизайн проектов. За все время работы я сталкивалась с разными задачами, но чаще всего работаю на проектах, которые делают с нуля и я очень люблю подобные истории. Помимо свободы действий у тебя появляется возможность привнести свой труд и создать дизайн, который станет основой для этой компании.

В августе ко мне обратилась моя давняя клиентка с запросом сделать сайт для проекта Wolle — это психологический проект, который помогает людям креативных профессий справляться с кризисами на работе и в личном плане. Дальше я бы хотела рассказать, как работать с такими проектами и как извлечь из них максимальную выгоду для себя на примере Wolle Lab.

Коммуникация

Волнующая ситуация: вы сидите в zoom-колле: ты и твой клиент, который пришел без ТЗ. У вас есть всего несколько минут чтобы обсудить проект и выяснить, чего хочет клиент. Как быть в такой ситуации?

  • В первую очередь, дайте клиенту рассказать свою идею, не задавай много вопросов.
  • Выписывайте все слова, которые они проговаривают (пригодится потом) , запишите конференцию, сделайте всё, чтобы впитать в себя новую информацию как губка.
  • Так как неопределенности в проекте больше, чем понимания, что хотят от тебя как от дизайнера, спрашивай вопросы про эмоции. Например: как вы видите этот сайт? Какие эмоции он должен вызывать? Какое настроение (tone of voice) у проекта? Что вы чувствуете, когда говорите про проект? И так далее, главное не переборщи с количеством вопросов.

Если у клиента нет тз, то наверняка у них есть эмоции насчет своего нового проекта. Важно научиться понимать человека, их ощущения и уметь работать с полученной информацией дальше.

Итак, zoom-колл прошел на четверочку (могла бы быть пятерка с ясным ТЗ) , ваши следующие действия – это посидеть еще чуть-чуть и обдумать, что говорил клиент, дать себе время и начать собирать дальнейшую информацию по проекту.

Начало

Проекты с нуля требуют особого внимания, поэтому важно настроить рабочие процессы с самого начала. Всегда есть вариант нажать красную кнопку, чтобы решить все проблемы разом, но давайте вернемся в реальность.

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

Помогите клиенту составить структуру сайта, соберите примеры похожих проектов. Желательно собрать всё в один гугл док. Прописывая структуру, поясняй каждый пример, обосновывай свою точку зрения.

Пример с другого похожего проекта
Пример с другого похожего проекта

После того, как структура готова, предложите сделать прототип, чтобы минимизировать количество правок после. Всегда держите в голове идею, что у вас с клиентом не один мозг на двоих и разногласия, которые могут возникнуть из-за неопределённости в проекте, это абсолютно нормальная история. Прототип поможет обеим сторонам лучше понять, какого результата вы добиваетесь.

Генерация идей

Чудесно, вы составили структуру сайта, подготовили прототип и провели зум колл, чтобы услышать эмоции клиента. Что дальше? Кажется, наступает самый ответственный момент – это начать работать над дизайном. В работе с Wolle ребята дали мне полную свободу творчества, однако она не помогла мне с тем, чтобы определиться, какой будет дизайн. На помощь мне пришел метод прилагательных, о котором я узнала на интенсиве по визуалу от Helper. Этот метод заключается в том, что мы фокусируемся на смыслах и эмоциях проекта, определяем миссию и задачи, которые должен выполнять сайт. Затем с помощью ассоциаций и метафор описываем будущий дизайн прилагательными и подбираем референсы к каждому из них. Так, мы задаём tone of voice будущему сайту и заранее прощупываем настроение.

Здесь есть не только прилагательные, но общая суть ясна.
Здесь есть не только прилагательные, но общая суть ясна.

Для неопределившихся ребят я всегда стараюсь придумать несколько концепций с разным дизайном. Чтобы объяснить свою идею, я делаю небольшую презентацию, где расписываю, что значит каждый элемент и почему главный экран выглядит так. В случае с Wolle у меня вышло 4 концепции:

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»
  1. Концепт «‎Лаборатория»‎
    Тут я зацепилась за слово лаборатория и продолжила развивать идею с научной тематикой. Основные графические элементы — это абстрактные 3D-иллюстрации, строгая типографика, комбинация круглых и прямых углов.
  2. Концепт «‎Обезьянки»‎
    Немного спонтанная идея появилась, когда я искала фото контент для концептов и нашла этих милых обезьянок. Здесь мне понравилось то, как игрушки сцепляются между собой, поэтому соединенные обезьянки в концепте образуют комьюнити, которое держится вместе и помогает друг другу.
  3. Концепт «‎Стикеры»
    Основная фишка этого лендинга — это стикеры. Блоки, графические элементы будут напоминать наклейки и стикеры. Лендинг будет выполнен в светлых тонах, некоторые блоки будут цветными и использоваться для смены темы. Этот концепт выделяют заголовки с зауженными или расширенными буквами, всем знакомые гифки, которые иллюстрируют текст.
  4. Концепт «‎Стикеры + Обезъянки»‎
    Этот концепт довольно экспериментальный и является синтезом 2го и 3го варианта. В качестве фона я взяла фото голубого неба, как метафора к хорошему самочувствию и спокойствию. Главная идеи, которая будет прослеживаться во всем лендинге, резкие цветовые сочетания и стикеры. В общем стильно, модно, молодежно.

В итоге, ребята выбрали третий вариант и дальше работали с ним.

При создании дизайн-концепций важно давать выбор (или его ощущение; )) клиенту. Думайте наперед и создавайте миксы придуманных концепций, используйте разные шрифты, на случай если клиент захочет поиграть со шрифтами и «давайте сделаем по-другому, тут что-то не так».Так можно минимизировать дальнейшие правки, ускорить рабочий процесс и, конечно же, повысить экспертность в глазах клиента.

Жизнь проекта после дизайна

Допустим, вы утвердили концепции, получили текст для сайта, сделали его дизайн и, казалось, осталось только сверстать всё на Тильде. На проекте Wolle нам нужно было проделать путь от покупки домена до настройки email-рассылки. Как дизайнер на фрилансе, подразумевается, что я умею всё, что с одной стороны так и есть, потому что на «нулевых» проектах сидит маленькая команда, где каждый берет на себя большие задачи.

Здесь я взяла на себя ответственность подключения платежной системы и дальнейшей помощи подключения email-рассылки — несмотря на то, что со вторым я сталкивалась давно и плохо помнила, как это работает. Этот проект мне настолько запал в душу, что хотелось помочь ребятам с решением проблем и меня не пугало то, чего я не умела делать. Из таких проектов очень легко извлекать выгоду для себя: у вас есть заказчик, который доверяет вам, и есть вы, которые прониклись идеей и хотите выжать из себя максимум и научиться новым скиллам.

Ну надо же — и дизайн могу сделать, и код написать

Наконец, сайт готов. У нас получился замечательный сайт, который попал в подборку MOT (made on tilda) .

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

Так мы с вами по маленьким шажкам разработали айдентику и сайт для проекта с нуля без миллиона правок и вечных переделок. The key to success – это умение научиться понимать клиента и предлагать все возможные инструменты для продукта. Приятным завершением этого проекта была закрытая презентация, на которой я смогла увидеть свой дизайн вживую.

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

Но давайте теперь поговорим про небольшую плюшку, о которой я не сказала в самом начале – один месяц бесплатной технической поддержки. Это то, что я всегда предлагаю своим клиентам, чтобы проконтролировать дальнейшее развитие проекта после запуска, и для клиента было приятным дополнением. Как раз спустя пары недель я получаю это сообщение:

Как вести проекты с нуля без ТЗ и просьбой «сделай красиво»

Изначально, мы хотели реализовать это с помощью email-рассылок, но тут у меня появилась идея: написать несложного бота в телеграм, который и станет лид-магнитом. Во-первых, с помощью бота можно дополнительно общаться с юзерами, делать анонсы и использовать его как marketing-tool. Во-вторых, моя идея сделать бота была случайной, и мне стало интересно проверить свои навыки программирования за рамками заданий по университету.

Выглядело это примерно так: первый час я не понимаю, что происходит и что я пишу, на второй час приобретаю уверенность после просмотра 1.5 видео, и на третий час я имею на руках скелет бота, который работал через мой локальный сервер. Присылаю команде на апрув – им нравится, внутри я очень радуюсь, что моя идея превращается во что-то большее.

Дальше передо мной стояла задача рассказать команде, как работает бот и объяснить возможности его и моего (хехе) функционала. Мы проводим небольшой созвон, и у ребят появляется более четкое представление, что они хотят. За счёт того, что мне удалось объяснить им доступным языком, что я только что написала и как интегрировать бота на сайт, через пару дней я получила тексты, фотографии и структуру, необходимые для улучшения Wolle. bot.

Через неделю нам удалось собрать всё воедино и сделать классный лид-магнит. Сейчас я очень довольна им и принимаю его за своего дитя, стараюсь оптимизировать код и улучшать функционал.

Я и мой ботик
Я и мой ботик

Чек-лист по работе с проектами без ТЗ

Не стоит бояться брать что-то неизвестное, на примере этого проекта я получила новые навыки и структурировала этот опыт в чек-лист о том, как вести себя с клиентами, у которых мало входных данных.

  1. Для начала определите адекватность клиента в переписке или в личном разговоре прежде, чем приступать к проектам с нуля. После того как вы поняли, что ситуация окей, погрузитесь в проект с головой и поставьте себя на место клиента.
  2. Когда нет ТЗ, нужно искать что-то другое, что поможет понять задачу. На брифинге узнавайте эмоции клиента, что они думают, почему считают, что их проект крутой и самое главное, как они видят его после запуска.
  3. Подумайте, какая помощь им может понадобиться. Может, помочь со структурой или совместно побрейнштормить и сделать классный прототип. Приводите примеры из смежных сфер, например: если это психологический проект, который будет проходить очно в формате встреч в мини-группах, изучите опыт оффлайн небольших мероприятий или посмотрите сайты корпоративных курсов. Случай, когда конкурентов мало на рынке, довольно нетипичный и искать информацию нужно соответственно. Любой пример, который хоть как-то похож на ваш — это уже драгоценный камешек, который следует внимательно изучить. Обычно уникальные проекты – это пересечение нескольких сфер, поэтому ваше любопытство и умение искать информацию точно пригодятся!
  4. После того как вы заполнили голову идеями – работайте и создавайте. Максимально подробно рассказывайте про ход своих мыслей через презентации с Loom или через созвоны. Таким образом вы постепенно вносите определенность в проекты и очерчиваете границы, в которых будет развиваться дизайн.
  5. Для таких проектов стоит предусмотреть оказание своих услуг после того, как работа над сайтом будет считаться завершенной. Например, это может быть бесплатная техническая поддержка один месяц (при этом она уже учитывается в стоимости!) . Эта классная плюшка, которая может увеличить ваш средний чек и повысить доверие клиента к вам, потому что они будут знать, что вы не бросите их в беде при запуске пилотной версии.
  6. Изучайте программирование: ). Классический совет, без которого сейчас никуда. Это не всегда сложно, вас не просят писать код для запуска космического корабля. Кодом можно решить много рутинных задач, если знать как и что писать.

Надеюсь, эта статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, как обычно вы работаете с проектами без ТЗ?

Seeyas later,
Полина

2222
15 комментариев

Ты молодец! Очень классно сделала работу!😉
Небольшие ошибки бывают у всех, я думаю ты умеешь работать с критикой😌
Статья получилась интересной и познавательной! Рад, что ты в молодом возрасте уже нашла себя и очень быстро растёшь и развиваешься!😉

2
Ответить
Автор

Спасибо!

Ответить

Это баг или фича?

Ответить
Автор

Если вы имеете в виду отступы, то они так и задумывались)

2
Ответить

Что тут можно сказать? Только одно: без внятного ТЗ — результат ХЗ.

А к сайту очень много вопросов: как к оформлению, так и к логике. Вот один из множества: скажите как я должен понять, что это кнопка (скрин прилагаю)? Я даже надпись «Регистрация» увидел только после того как начал внимательно изучать наполнение. И на будущее не допускайте самую распространённую ошибку: 21:10 — так пишется время, 21.10 — так пишется дата.

Ответить
Автор

Ребята продолжают работу над проектом и сайтом соответственно, поэтому это не финальная версия. С первого запуска идеально сделать невозможно)
Спасибо, что отметили эту ошибку) В этом блоке кнопка регистрации не несёт цели, она стала частью оформления, не больше.

1
Ответить

Полина, видела ваш сайт в подборке у Тильды, получилось классно!

Ответить