{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как реагировать на критику со стороны клиента?

Если вы - дизайнер, то обидным может показаться самая невинная фраза. Лёгкое сомнение в вашем вкусе, идее, понимании трендов могут сильно жахнуть по самолюбию. Все мы с вами люди творческие и ранимые. При этом наша работа сопряжена с постоянной критикой. По сути критика это неотъемлимая часть рабочего процесса для дизайнера. И это нормально! Дизайнер делает первую подачу - её критикуют, на основании критики он делает вторую подачу, затем третью и, если повезёт, то где-то здесь находится взаимопонимание. О том, что дело не в везении и как сдать работу с первой-второй подачи, я уже готовлю интересный материал. А пока хочу обсудить критику, как явление, которое может идти во вред или на пользу в зависимости от того, как на неё смотреть.

В работе принято прятать критику под маской более деликатных слов - замечания, комментарии, нюансы, детали. Но суть от этого не меняется. Вы подготовили какие-то материалы, а вам рассказывают, чем они плохи. Здорово, если при этом добавляют, чем они хороши. Иногда, читая “комментарии” к своей работе хочется бросить монитор в стену. Иногда - гневно ответить, в чём именно не прав критикан. Ни то, ни другое не приведёт вас к успеху. Ведь, вдумайтесь: каждый ваш проект - это череда критики в той или иной её форме. И то, как вы её усваиваете зависит от двух факторов: как вам её подают и как вы её воспринимаете. Если на первый фактор повлиять можно только чуть-чуть, то со вторым можно и нужно работать! Поверьте, ваша реакция на критику может сделать из нервного недоверчивого скупердяя радушного и отзывчивого партнёра. Оно вам нужно? Да? Тогда перехожу к сути и пошагово разбираю как реагировать на бесящую критику от заказчика

Дыхание

Читая замечания к вашей работе и чувствуя, что они вас задевают, первым делом выдохните и забейте. Ваши эмоции это последнее, что пригодится для правильной реакции на критику. Они играют роль только для вас, да и то сомнительно полезную. Если задело сильно, то ни в коем случае не начинайте их раздувать, делясь с близкими. Ничего страшного не случилось, просто у кого-то другое мнение, да и пёс с ним. Это шаг первый.

Смирение

Вторым вашим шагом будет смириться. Вы взяли этот проект. Вы его осваивали, брифовали и пытали клиента, чтобы он вам сдал всю информацию. Вы собираетесь заработать на этом проекте деньги. Но будет очень круто, если вы заработаете ещё и доверие клиента - он может стать постоянным источником этих самых денег. Наш рынок переполнен чувствительными натурами и специалисты, которые никогда не гонят неадекват на вес золота. Поэтому, когда вы уже немного остыли (со временем у вас будет получаться делать это всё быстрее), то смиритесь и примите его точку зрения. Он - клиент. И это не про подобострастие. Это не значит, что не нужно защищать свои решения. Это значит только то, что вы начинаете понимать, что возможен другой взгляд на задачу с позиции чужого опыта.

Челендж

Теперь самый крутой кульбит. Вы уже успели понять, что клиент придумал какой-то ад, который испортит всё, что вы успели вложить в макет. А тепрь попробуйте представить, как можно реализовать правки так, чтобы вышло классно. Попробуйте допустить, что с новыми вводными тоже можно сделать круто. Воспримите это как челендж! Да, это получается не всегда, но значительно чаще в первое мгновение нам свойственно умножать адовость правок до размеров апокалипсиса, а вдумавшись в них, можно найти им красивую и органичную реализацию.

Контакт

Уже совсем остыв, нужно написать клиенту ответ о том, что вы получили правки и уже придумали как их реализовать. И, если у вас всё ещё есть опасения, что не все из клиентских “комментариев” органичны, то из позиции равновесия можно написать следом примерно следующее: “Единственное, я сомневаюсь, что хорошо получится, если мы сделаем слона полосатым. Давайте я попробую ваш вариант и покажу еще свой. Я понял, что вы хотите сделать его более смешным и у меня уже есть пара идей как этого можно добиться. Таким образом вы покажете, что приняли его запрос и заинтересованы в том, чтобы решить задачу так, как этого ждет клиент.

Умея реагировать на критику, вы качаете свои дипломатические навыки и становитесь дороже только потому, что с вами легко работать. Умея реализовывать любую критику на практике, вы учитесь решать более сложные задачи и получать более качественные результаты - опять же, повышая свою ценность, как специалист. Клиент на нашем рынке сильно пуганый и, если получится, убедить его в том, что он может не бояться обсуждать с вами свои задачи, то вы получите гораздо больше влияния и возможность реально влиять на ход дел. А в итоге все ваши старания превратятся в прибыль, полученную за делание того, что вам самим приятно.

Красивые картинки и свежие советы в моём Инстаграм-блоге @poluksu_design

0
4 комментария
Катя Розалик

если вам "больно и ранимо" от мнения заказчика то дизайн это не работа для вас а все еще "покажу проект мамуле вот она меня похвалит"

дизайн - это решение задач.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

не все дизайнеры творческие и ранимые. продуктологи, допустим — зубастые акулы, им только повод дай куснуть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ксения Хыркыяла

мам ты крутая

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда