Личный опыт: российский дизайнер о том, как разработать устройство, чтобы получить премию Red Dot

Российский дизайнер Сергей Шляхов считает, что важно следить за технологическими, производственными и потребительскими трендами и иметь в виду кое-какие дополнительные нюансы.

В закладки
Аудио

Сергей Шляхов работает в сфере промышленного дизайна уже десять лет. В 2018 году сразу два продукта, в разработке которых он принимал участие, — смарт-терминал АТОЛ Sigma 10 и POS-терминал Optima — получили престижную международную награду Red Dot за достижения в дизайне. В этой статье Сергей рассказывает о своем опыте работы над продуктами-лауреатами и делится лайфхаками, которые помогут современному дизайнеру поднять свой профессиональный уровень настолько, чтобы претендовать на Red Dot или другую заметную отраслевую премию.

Узнать, что востребовано прямо сейчас

Чтобы добиться успеха и создавать интересные продукты, в первую очередь стоит следить за трендами в промышленном дизайне. В последние годы UX-дизайн (от user experience, т.е. пользовательский опыт) набирает все большую популярность, и остальные тренды во многом строятся вокруг этой идеи: пользователю мало получить стильный и внешне привлекательный продукт, ему необходимо максимальное удобство использования этого продукта.

Поэтому активно развиваются и внедряются альтернативные методы управления, например, голосовое, и функции, реализуемые при помощи интернета вещей. А в самих продуктах программный интерфейс приложений и оболочки часто становятся важнее, чем внешний дизайн корпуса. Собственно, поэтому же большинство смартфонов сейчас более-менее схожи внешне: минимум толщины, рамок и острых углов, максимум места под экран, а все нужные порты (которые еще не исчезли из-за победы беспроводной связи) находятся там, где они не будут мешать пользователю.

Эти же принципы активно применяются и при создании других современных устройств. Их внешний дизайн уже довели до комфортного и максимально понятного/привычного современному пользователю уровня, так что борьба за красоту и удобство (и в конечном итоге за популярность у пользователя) перешла в сферу интерфейса, от которого владельца ничего не должно отвлекать.

Клиенты все чаще обращают внимание и оценивают инструменты, которыми пользуется дизайнер, поэтому особенно важно уметь работать с самыми современными приложениями, форматами и методами.

Для производителей еще одним важным фактором стала экологичность производства и продукции, охрана окружающей среды и забота о будущем. Нашему потребителю это пока менее важно, но приятно знать, что дизайнеры все чаще задумываются не только над выгодой и пользой, но и над использованием экологически чистых материалов и методов утилизации продуктов, дизайн которых мы помогаем разрабатывать.

Анализировать особенности каждого проекта

Понимание трендов — отличный старт, но есть еще огромное количество нюансов, которые помогли АТОЛ Sigma 10 и Optima получить премию Red Dot. На главных стоит остановиться подробней.

1. Очень важно не повторяться и быть оригинальным.

Взять какие-то стандартные решения и повторить, то есть разработать вторичный дизайн, - это очень просто и вместе с тем опасно, ведь вторичность заметят и потребители, и жюри. Каждый раз нужно искать новые подходы и решения, переосмысливать и не бояться начинать с нуля.

Разработка концепта АТОЛ Sigma 10

Когда я занимался разработкой дизайна смарт-терминала АТОЛ Sigma 10, у меня был только набор функций, которые должен выполнять аппарат, и компонентов, которые нужно уместить в современный тонкий корпус: большой экран с изменяемым углом наклона, принтер с большим рулоном бумаги, автоотрезчик чеков, съемный модуль фискального накопителя. А вот четких требований по дизайну не было - бесконечное пространство для маневра и поиска “того самого” решения.

Прототип АТОЛ Sigma 10

Экспертными знаниями о продукте обладала команда АТОЛ: они понимали, почему экран должен был быть именно такого размера, почему нужен именно такой принтер, использовали в работе над устройством исследования оптимального угла наклона экрана на рабочей поверхности и т.д.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Мы вырезали модели корпуса из пенопласта и печатали на 3D-принтере варианты дизайна, чтобы оценить их вживую. Технические специалисты ребята очень увлеченные, они стремились сделать безупречный смарт-терминал - поэтому у нас и получился такой крутой продукт.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Разные подходы к компоновке деталей позволили создать два варианта конструкции, которые нас в целом устраивали, но… В процессе работы над ними необходимо было постоянно что-то менять, подстраивать друг под друга, дорабатывать и переделывать.

В какой-то момент я понял, что за всеми этими доработками потерялась изначальная идея устройства - так мы начали с нуля и создали окончательную версию, в которой учли все удачные наработки из первых двух. Вот она-то в итоге и дошла до стадии продакшена, а потом принесла награду Red Dot.

Очень важно постоянно копить и анализировать опыт работы с разными объектами: понимание того, как были спроектированы, скажем, торговая тележка, контроллер для шлема виртуальной реальности или электромобиль и почему они были спроектированы именно таким образом, даст вам возможность совсем с другой стороны подойти к проектированию нового, возможно, совершенно не связанного продукта (например, смарт-терминала) — и знания о том, ка́к это сделать.

А вот в случае с терминалом Optima у меня было почти готовое ТЗ с полным набором требований по функциональности и внешнему виду: наклонный экран, габариты под стандартную плату, удобный вывод разъемов. Здесь моей основной задачей было изучить современные тренды, подготовить концепты и придать конечному устройству индивидуальность, которая бы помогла выделить его среди конкурентов.

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

В итоге получился минималистичный терминал-моноблок с 11,6-дюймовым наклонным экраном, который удобен в использовании, может работать автономно в случае отключения электричества и умеет «спасать» базу данных на дополнительный накопитель… И при этом он вышел достаточно оригинальным, чтобы претендовать на Red Dot!

Окончательная версия дизайна POS-терминала Optima, получившего награду Red Dot 

Культивируйте в себе чувство прекрасного — в этом помогает многое: хорошие книги, выставки, красивое кино и компьютерные игры, вкусная еда — всем этим живут люди, а цель промышленного дизайна, повторюсь, удовлетворять их потребности максимально эффективно.

2. Дизайн должен быть качественным.

Если говорить кратко, промышленный дизайн должен отвечать целям продукта и требованиям пользователя, а сам дизайнер должен активно искать способы придать этому продукту некую дополнительную ценность. POS-терминал Optima, например, разрабатывался с мыслью о максимальной компактности и автономности.

Чтобы терминалом было удобно пользоваться даже в ограниченном пространстве, мы спрятали разъемы внутри корпуса, а заодно добавили аккумулятор на случай отключений электричества. В итоге получилось достаточно миниатюрное и «дружественное пользователю» устройство, которое соответствует всем современным трендам.

Найдите источник вдохновения и не стесняйтесь присматриваться к творчеству других дизайнеров — например, подписавшись в Pinterest на хорошие доски по промышленному дизайну (как это сделал я); при этом главное — не скатываться в слепое копирование чужих проектов, чем часто злоупотребляют наши коллеги из Китая, подхватывающие удачные решения и выпускающие собственные «оригинальные» продукты.

3. Работать стоит с такими заказчиками, которые готовы отправить проект на конкурс.

Хорошо, когда и дизайнер, и заказчик стремятся к признанию и не стесняются показать свой продукт всему миру.

Мне очень повезло, что АТОЛ отправил заявки на участие в Red Dot, причем я изначально знал только об одной из двух заявок, поэтому сразу две премии стали очень большим и приятным сюрпризом. Red Dot в дизайнерской среде считается чем-то сродни «Оскару», получение такой награды — это и огромный плюс в дизайнерскую карму, и видный элемент портфолио. Да и просто предмет для гордости, который мотивирует расти дальше.

Дизайнеру приходится балансировать между решением проблемы пользователя, запросами заказчика и технологическими ограничениями. Успешным становится исключительно тот продукт, в котором удалось реализовать правильный баланс. Например, дизайнеру хочется поставить принтер чеков под более удобным для пользователя углом, но конструкция не позволяет это сделать, не потеряв в надежности и без увеличения цены. Поэтому нужно вырабатывать финальный дизайн устройства, которым и пользоваться удобно, и соотношение цены и качества выдержано.

4. Небольшая хитрость: если выбрать нишевое направление, в котором сравнительно редко представляют продукты, шанс победить увеличивается.

Как участнику проекта по созданию дизайна продукта, получившего премию Red Dot, мне в этом плане повезло, так как смарт-терминалы на Red Dot представлены не особо широко. Естественно, это не отменяет необходимости разработать качественный и полезный для потребителя продукт, который отвечает всем требованиям заказчика.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Shlyakhov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043c\u0430\u0440\u0442_\u0442\u0435\u0440\u043c\u0438\u043d\u0430\u043b","\u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439_\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","reddot","pos_\u0442\u0435\u0440\u043c\u0438\u043d\u0430\u043b"], "comments": 16, "likes": 21, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 53921, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Dec 2018 17:17:28 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 53921, "author_id": 77015, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53921\/get","add":"\/comments\/53921\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53921"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Круто! И дизайнер, и Атол молодцы.
Прекрасный пример того, что если в индустрии есть конкуренция, то в итоге появляются охуенные продукты.

Ответить
2

Red Dot Concept и Red Dot за пром образец это две огромные разницы. Концепт это идея, которую процесс подготовки к масс производству может изменить до неузнаваемости. Потому реддот за промышленный образец на порядок ценнее.
Экспресс дизайн у Лебедева из той же серии. Они не делают дизайн для последующего производства, они за эти 300к создают компании повод похайпить в соцсетях свой проект.

Ответить
0

Вы хоть сами поняли, что пишете?

Ответить
1

Хотите мне возразить по существу?)Хотя судя по тому, что вы CES сравниваете с Red Dot, вряд ли.

Ответить
0

Вы прочли, то что я написал?! Я думал Вы читаете только свое.

Ответить
0

А что попробую по-существу. Ни концепт ничего не стоит, ни промышленный образец ничего не стоит. Стоит то, что имеет реальную цену, вписывающуюся в рынок и некий набор фич, на который клюнет потребитель, потому что это ему реально надо и которые не смогут скопировать гиганты индустрии. И кстати маржу тоже не лишне иметь процентов 60%. Тогда нормальный инвестор с вами будет говорить.

Ответить
0

Вы не правы, red dot это всегда отличный пиар для продукта, иначе бы крупнейшие компании не занимались этой ерундой. Заниматься нужно по возможности всем. Вообще странная дискуссия в посте про премию. Давайте вы сначала получите red dot или свозите свой продукт на CES, а потом со знанием дела расскажете нам, чему нужно уделять внимание, а чему нет.

Ответить
0

Послушайте, был такой Yotaphone который оторвал все возможные призы, которые только есть, включая и Лас-Вегас и каких-то еще Канских Львов. Продажи были ничтожны, и хотя сами разработчики указывали то 100 тыс экземпляров, еще больше в зависимости от того, что курили, независимое агентство наконец назвало реальные цифры 6 тыс за все время что в проект вбухали $100M. Эти конкурсы нужны только им самим. Ну приглашают меня постоянно на Дизайн Авард, что бы я что-то тратил, ну сейчас приглашен в CES на Январь. Даже день встречи предлагают назначить, но это все траты и больше ничего.

Ответить
0

Да и само понятие "Промышленный Образец" совершенно ложное. Все это только мухлеж с китайскими производителями, выдавая их продукцию за свою, и повод залезть в государственный карман ставя планку тем, у кого нет таких ходов.
У Темы в основе его творчества лежит Клептоамнезия (то есть умение выдавать чужие идеи за свои до такой степени, что бы поверить в это самому. Поэтому все его вещи непатентоспособны, остальное неважно)

Ответить

Комментарий удален

1

У Лебедева экспресс логотип за 100к, а экспресс промдизайн за 300к. За подобное устройство цена у фрилансера будет примерно такой же. Только фрилансер за эти деньги сделает вам несколько вариантов, будет их с вами обсуждать и дорабатывать.

Ответить

Комментарий удален

0

Да, Майя Прохорова крутая. Особенно круто, что она сама свои концепты отправляет на Red Dot, что довольно затратно, особенно, если учитывать стоимость прототипов и их доставку. Работать с заинтересованным заказчиком в этом плане приятно, так как он берет на себя оплату всех взносов.

Ответить

Комментарий удален

1

По последним данным, чтобы участвовать в Design Concept, нужно минимум 415 евро (подача заявки + презентация + размещение прототипа), если попадаешь в Early submission.
https://www.red-dot.org/design-concept/participate/

Ответить

Комментарий удален

0

Спасибо, что заметили. Почту сделал видимой в фейсбуке.

Ответить

Комментарий удален

0

Вот так дела...
Не хочу тут почту светить, чтобы боты не сканировали. Вот мой профиль на Corofolot. Там есть почта и портфолио.
https://www.coroflot.com/sergey_shlyakhov/profile

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

100к у лебедева по экспрессу

Ответить
0

Вообще-то если куда, так это Лас-Вегас https://www.ces.tech/ А эти что Ред что Дизайн Авард, только прилипчивые очень. А вам желаю меньше в духе Николаса Сафронова

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }