Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

История о том, как четыре дизайнера всего за год совершили революцию в дизайне ДОМ.РФ: создали дизайн-систему, нарисовали новое банковское приложение и увеличили штат на 70%.

Привет! На связи команда подразделения Дизайна и клиентского опыта ДОМ.РФ. Мы хотим рассказать, как всего за год у нас получилось собрать команду мечты из талантливых дизайнеров, создать качественную дизайн-систему и выстроить рабочие процессы.

С чего всё начиналось

В августе 2021 года четыре дизайнера, которые ранее работали в сфере госзакупок, решают кардинально изменить свой карьерный путь и переходят в ДОМ.РФ. На тот момент в институте развития не было слаженной команды дизайнеров и общей дизайн-системы (спойлер: сегодня в штате 18 человек, активно ведется работа над более десятью проектами, постоянно обновляются UI-киты).

Быстро стало ясно, что задач много, решать их нужно быстро, а рук не хватает. Одним из первых дел было укомплектование штата дизайнеров новыми кадрами. Для ускорения процесса мы самостоятельно просматривали анкеты, обзванивали подходящих кандидатов, назначали собеседования.

“Это был очень интересный опыт – пообщаться с потенциальными кандидатами со стороны компании”, - вспоминает Наталья Кулакова.

Как сейчас выстроен процесс найма дизайнеров и что произошло с командой за это время

Рассказывает Полина Заворотная, руководитель подразделения дизайна и клиентского опыта:

"За полтора года процесс найма в подразделение дизайна сильно трансформировался. Мы работаем в двух основных направлениях:

  • Команда рекрутеров собирает подборки дизайнеров, уточняет вопросы, рассказывает о компании, организовывает собеседования. А мы просматриваем кандидатов и даем обратную связь.
  • По-старинке мы все еще просматриваем узконапрофильные сервисы и, если глаз падает на качественного кандидата, то передаем его рекрутеру в общую воронку.

Очевидно, что для того чтобы собрать крутую команду дизайнеров, нужно тщательно подойти к найму сотрудников. За время работы в дизайне у меня сформировался ряд важных критериев подбора:

✅ Опыт в дизайне

Хорошо отношусь к молодым кадрам только из университета, но стало понятно, что нам нужны более опытные кандидаты с реальными проектами за плечами. Дизайнеры в нашей команде умеют общаться с разработчиками и аналитиками, понимают бизнес-процесс и являются активными членами подразделения дизайна.

✅ Коммуникация в команде

Во фразе “Команда дизайна – команда мечты” очень важно слово “команда”. При найме необходимо иметь в виду психологический портрет всех участников. Я хочу, чтобы новые дизайнеры были с нами на одной волне. Мы кидаем мемы в рабочий чат, поздравляем друг друга с днем рождения, играем в настолки и ездим на дизайн-мероприятия.

✅ Желание сделать лучше

Важно, чтобы дизайнер умел брать на себя инициативу при работе над задачей и задавал много вопросов: “Какая цель?”, “Чего мы хотим добиться?”, “А удобно ли это пользователям?” и прочее. Жгучее желание улучшить то, чем ты занимаешься, позволяет делать свою работу на высоком уровне.

✅ Портфолио или примеры работ

У идеального кандидата может не быть классного беханс-аккаунта с миллионом лайков, но примеры работ должны быть. С пониманием отношусь к NDA и не выпущенным релизам, которые нельзя показывать. Но если дизайнер не потратил время, чтобы показать себя с лучшей стороны, то есть большая вероятность, что и в работе будет поверхностное отношение.

Когда через тебя проходит более 20 резюме в неделю, ты начинаешь обращать внимание не только на плюсы кандидатов, но и на стоп-факторы. У меня их не так много, но они помогают минимизировать воронку кандидатов до сильных дизайнеров, заинтересованных в работе у нас. Стоп-сигналы часто не означают, что кандидату будет отказано. Всегда есть совокупность плюсов и минусов, как на весах, но тревожные звоночки могут быть такими:

🚩Частая смена места работы

Переход из компании в компанию каждые 2-3 месяца не является стабильным фактором. Отработав в более чем четырех компаниях за один год, дизайнер не успеет впитать опыт, понять внутренние процессы, реализовать качественный продукт.

🚩Негативные высказывания о прошлом месте работы

Если на распространенный вопрос “Почему вы хотите сменить место работы?” кандидат на собеседовании отвечает негативными высказываниями о прошлой компании, это вызывает вопросы. Понимаю, что ситуации могут быть разными, но уверена, из них можно выйти без обвинений в сторону «бывших».

🚩Опоздание на собеседование

Я очень пунктуальный и структурный человек, и если кандидат задерживается более, чем на 5 минут на собеседование и не предупреждает об этом, это как минимум значит, что человек не ценит чужое время, как максимум - что это привычка. Оба фактора лично для меня являются минусом.

Учитывая эти требования, можно собирать команду словно паззл в одну большую картину. Если взглянуть на нас сверху, то можно увидеть сильные стороны каждого. Их можно разделить на четыре направления:

Системность – умение видеть систему во всем и желание выстроить ее там, где она отсутствует. Унификация и развитие рабочих процессов.

Инициатива – умение брать на себя ответственность, быть драйверами новых процессов и улучшений. Это люди, сравнимые с моторной лодкой, которая всегда в движении.

Креатив – нестандартное мышление и желание решать рутинные задачи творчески. Обладатели этого качества умеют посмотреть на задачу под другим углом и предложить лучшее решение.

Исполнительность – умение качественно выполнять свои задачи. Люди с идеальными макетами, которые наизусть знают UI kit и помогут с дизайн-решениями в любых задачах.

Эти качества, как четыре стихии, уживаются в каждом из нас. Но всегда есть преобладающая суперсила, более выраженная из всех. Если сейчас посмотреть на нашу команду, то они распределяются в ней почти пропорционально, это и позволяет нам работать слаженно, как механизм."

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

Что там с общим фирменным стилем и дизайн-системой

Рассказывают Антон Жаренов, лид-дизайнер направления ДБО и Алина Фирсова, лид-дизайнер направления ДОМ.РФ:

"Мы развиваем как внешние, так и внутриконтурные системы. Главная задача – не потерять, а где-то сформировать "тот самый единый" подход к работе. Стоит учитывать, что целеполагание этих систем может сильно отличаться. Поэтому в ходе работы мы стараемся учитывать главные принципы:

✅ Пользователь и его потребности

Есть тезис, что дизайнеры — адвокаты пользователя. Мы создаем удобные решения, при этом учитывая требования бизнеса и ограничения разработки. Суть нашей работы — помогать и оптимизировать, и неважно, сотрудники ли это компании или просто люди, которые ищут надежное решение жилищного вопроса.

“Всегда важно в процессе работы притормозить и поставить себя на место пользователя, задав самому себе вопросы: "Удобно ли мне?", "Получил ли я, что хотел?", "Пойму ли я, где решение моей задачи?”, — рассуждает Алина Фирсова.

✅ Исследования и статистика

На некоторых продуктах мы уже запускали полноценные исследования, где-то пока ограничиваемся изучением метрик и конкурентного анализа. Методология подхода к анализу сильно отличается от продукта к продукту. Например, на внутренних системах хорошо себя зарекомендовали глубинные интервью и количественные исследования. На внешних продуктах — конкурентный анализ и дневниковые/полевые исследования. Мы идём к тому, чтобы каждое решение было подкреплено аргументами, анализом и цифрами, а клиенты получали максимально удобный путь, продукт и комфорт.

“Будучи погруженным в UX, чуть проще жить, рисовать макеты, анализировать потребности пользователей, так как, по сути, они сами все нам и дают, нужно просто правильно их услышать”, – уверена Светлана Русакова.

✅ Системность

Единый подход к планированию и ведению спринтов позволяет максимально быстро наладить работу с проектами, выстроить принципы взаимодействия всех участников команды с бизнесом, разработчиками и менеджерами, отработать внутреннюю кухню ведения задач.

Дизайн-система является одним из самых важных пунктов нашей работы. Вот, чем она нам помогает:

  • Выстраивает единый визуальный язык общения с пользователями;
  • Создает четкие правила для работы и минимизирует расфокусировку;
  • Сокращает лишний ресурс дизайнеров и разработчиков.

Все наши продукты связаны между собой. С сайта ДОМ.РФ вы можете быстро перейти на сайт Банка ДОМ.РФ, а оттуда — в Личный кабинет ипотеки за деньгами на покупку комфортной квартиры, а после оформления — в приложение банка для внесения ежемесячного платежа.

Ориентироваться во всем этом многообразии нам помогает атомарная система. Каждый компонент – это атом. Объединение двух-трех атомов — это молекула. Более сложные компоненты, такие как форма заявки, виджеты и т.д. — организмы.

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

Внутри самих UI Kit-ов мы используем многофункциональную систему правил:

  • Показываем все состояния компонента;
  • Описываем, как элемент должен использоваться и работать;
  • Пишем спецификации для разработчиков. Например, поведение компонента на экране, его анимация, тайминги, движение и прочее.

“У команды приложения раз в две недели проводится длинная встреча по улучшению и доработке UI-kitа. У команды сайта — короткие встречи раз в неделю. В каждом проекте свои правила и договоренности, подчиняющиеся удобству и продуктивности дизайнеров”, –рассказывает Антон Жаренов.

На каком проекте больше всего ресурса и самая большая дизайн команда

Рассказывает Антон Жаренов, лид-дизайнер направления ДБО

Сегодня в ДБО (Дистанционное банковское обслуживание) пять дизайнеров, и мы являемся самой большой командой внутри подразделения. Более того, сейчас мы находимся в поисках дизайнера на направление “Интернет-банк”, поэтому в скором времени нас станет еще больше.

За год работы продуктовой команды мы выложили в магазины приложений первый этап обновленного приложения. Процесс создания новых разделов налажен, в запасе на изготовке остаются несколько десятков свежих макетов. А еще совсем скоро мы опубликуем наш кейс на Behance, где можно будет подробнее ознакомиться с проделанной работой.

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

Почему сайт Банка ДОМ.РФ называют визитной карточкой

Рассказывает Елена Глушкова, лид-дизайнер веб-направления Банка ДОМ.РФ:

"Мы называем наш сайт визитной карточкой, потому что потенциальные клиенты первично оценивают банк именно по нему. Здесь происходит первое знакомство банка и клиента друг с другом, и мы должны заинтересовать пользователя и показать наши лучшие стороны.

Недавно мы обновили три целевых раздела сайта: главную страницу, разделы ипотеки и вкладов. У нас получилось заложить единый визуальный и функциональный паттерн взаимодействия. Унификация повторяющихся элементов сократила время работы команд дизайн и разработки почти в два раза без потери качества проделанной работы".

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

Почему ДОМ.РФ изначально был отдельно и что за кольцо сайтов

Рассказывает Фирсова Алина, лид-дизайнер направления ДОМ.РФ

Тут могла быть шутка о том, что мы крутимся, как белка в колесе, но кольцо в заголовке присутствует потому, что каждый сайт, отвечающий за свое направление, входит в общую структуру. Центральным звеном является сайт ДОМ.РФ. В общую систему входят сайты таких подразделений Института развития как Аренда, Цифровая академия, Консультационный центр Спроси.рф, Девелопмент, Земля и многие другие.

На сайтах дело не заканчивается, многие направления имеют свои приложения с точечным целеполаганием. Например, приложение Аренды — это один большой консьерж-сервис, закрывающий огромное количество бизнес-процессов по умной аренде. Приложение Земли — это агрегатор данных и отчетности по выполнению национальных программ застройки.

Изначально дизайнеры ДОМ.РФ были отдельной командой дизайна от подразделения Банка, нас было пять человек. Это давало некую двойственность в стилях и направлениях развития. Теперь, когда мы стали одним подразделением, мы создаем большую комплексную дизайн-систему, двигаемся в одном направлении и подключаем к этому процесу дизайнеров других подразделений нашей компании".

Какое место занимает графический дизайн в нашей команде

Рассказывает Наталья Кулакова, лид Графического дизайна ДОМ.РФ

"Графические элементы — важная составляющая любого цифрового продукта. Чтобы унифицировать изображения по всем направлениям, мы разработали брендбук с правилами использования и созданием иллюстраций. Для нас важно, чтобы элементы не только перекликались между собой, но и транслировали общее настроение бренда через визуал. Сочетание цветов и форм вызывает ассоциации, и мы неосознанно определяем характеристики бренда и наделяем его качествами.

Мы стремимся показать серьезный и премиальный, но в то же время лаконичный стиль. Для поддержания такой атмосферы мы выбрали современные визуальные приёмы: 3D, стекло и металл".

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

Была создана большая система всех графических элементов: большие 3D-изображения, иконки разного размера, небольшие иллюстрации. Некоторые иконки, например, выполняют сугубо декоративную и информационную цель, а какие-то имеют функциональное назначение и используются в интерфейсах.

Как собрать дрим-тим для дизайн-революции: опыт ДОМ.РФ

На данный момент не все продукты ДОМ.РФ могут похвастаться иллюстрациями именно в этом фирменном стиле — чаще всего они используются в банковском направлении. Но мы стремительно расширяем область их использования.

Куда стремится подразделение дизайна и чего ждать в будущем

Рассказывает Полина Заворотная, руководитель подразделения дизайна и клиентского опыта ДОМ.РФ:

"Прошло время, когда мы делали задачи на скорость. Теперь мы принимаем обдуманные и аргументированные решения на основе статистики, конкурентного анализа и исследований.

Сейчас в активной стадии разработки находится дизайн интернет-банка. Существующий устарел и требует обновления. Уверена, в следующем году нас ждёт большой релиз. Да и само банковское приложение должно полностью перейти на новые рельсы — новый дизайн".

11
7 комментариев