5 типичных ошибок в коммуникации Project — дизайнер

В этой статье я не научу вас читать мысли, но покажу частые ошибки при постановке ТЗ дизайнеру.

Как же хочется, чтобы исполнитель и заказчик понимали друг друга с полуслова. Особенно когда вносишь четвертую правку в один и тот же визуал. Но, увы, у каждого человека свой опыт, свое видение прекрасного и свои тараканы в голове. Поэтому ТЗ и итоговый вариант часто выглядят как мем «Ожидание – реальность».

Сделай красиво

Иногда нам трудно словами объяснить, что мы хотим от дизайнера, точнее, от его визуалов. Тогда в ход идут качественные прилагательные типа «добрый», «красивый», «веселый», «солидный». В чем подвох?

Для заказчика добрым может быть дедушка, а для дизайнера пес. Солидным может быть мужчина в костюме и небоскреб в «Москва-Сити». Хуже всего дела обстоят со словом «красивый». Что красиво для одного, для второго может стать уродством.

Что делать?

Подобрать подходящие референсы с указанием того, что конкретно вам в них нравится. Представим, что вам захотелось чего-то «веселенького». Недостаточно прислать картинку и сказать: «Вот так». Укажите, что делает ее веселой лично для вас. Например, сочетание ярких цветов и абстрактных линий, как на референсе слева. Или вам нравится элемент юмористического комикса, как справа.

Сделай на свой вкус

Такое ТЗ выглядит как мечта дизайнера, но по факту это прямой путь в страну под названием Бесконечные правки.

Мы уже уяснили, что вкус и ассоциативный ряд у каждого свой. И чем дальше друг от друга по возрасту, опыту, культурному контексту и географии находятся заказчик и дизайнер, тем ситуация хуже.

Что делать?

Попросили сделать «на свой вкус»? Придется довериться вкусу дизайнера. Если не можете удержаться от субъективных правок, не просите человека делать «на свой вкус».

Уверены, вы нашли своего дизайнера не в подворотне. Скорее всего, вы изучили его портфолио и оно вам чем-то понравилось. В этом случае у вас нет повода не доверять профессионалу. Пусть каждый занимается своей работой.

Сделай так, как Вася всегда делал

Дизайнеры на проекте иногда меняются. У вас с Василием был коннект: вы потратили много времени на обратную связь и наконец начали получать крутые визуалы. Но вот Вася выгорел как дизайнер и решил заняться криптой. И в проекте появилась Маша. Вы ставите ей ТЗ, как привыкли ставить для Васи, и в результате получили что-то страшное.

А что вы ожидали? Если попросить Льва Толстого написать «Преступление и наказание», это будет уже совсем другая история. Так же и дизайнеры: каждый имеет свой стилистический почерк и набор скиллов.

Что делать?

К сожалению, придется начать всё с нуля. Созвонитесь с дизайнером Машей, покажите ей работы бывшего дизайнера, расскажите, что вам в них нравилось и на какие моменты нужно обратить внимание. Если удастся к этой встрече подключить Васю, то будет еще лучше. Он может поделиться с Машей своим опытом ведения проекта.

Все яйца в одну корзину

Вы хотите создать уникального персонажа и сделать с ним серию анимированных стикеров для Telegram. У вас есть знакомый дизайнер, работающий с соцсетями. Казалось бы, какие могут быть проблемы? Большие!

Одно из правил постановки задачи по SMART постоянно нарушается. И это правило достижимости: способен ли исполнитель в принципе справиться с поставленной задачей. В области дизайна это важный вопрос, ведь всеми скиллами обладать невозможно. Сфера развивается быстро, тренды меняются, появляются новые программы. Одной жизни не хватит, чтобы научиться всему. Поэтому дизайнеры часто делятся на motion, 3D, графических и т. д.

Что делать, если мне нужен универсальный солдат?

Добавить заголовок на картинку или прифотошопить товар на фото, скорее всего, сможет каждый. Но если речь идет о более сложных форматах, лучше смириться и забыть. Иногда на один проект может потребоваться три дизайнера с разными скиллами. И вам реально будет проще работать с тремя профильными специалистами-фрилансерами и платить им позадачно, чем возиться с одним крепким середнячком в штате, который знает везде по чуть-чуть. С «универсальным солдатом» вы сэкономите на зарплате, но разоритесь на салфетках для вытирания крови из глаз.

«Мне не нравится. Придумай что-то ещё»

Если вы планируете работать с дизайнером вдолгую, то конкретной должна быть не только задача, но и обратная связь. Однажды мне довелось сделать 57 макетов, и все они не нравились заказчику. Это был поиск лучшей новогодней открытки с перебиранием Дедов Морозов, колокольчиков, логотипа с шариками вплоть до полной отрисовки с нуля здания компании в снегу. В чем же была проблема?

Заказчик сам не понимал, что должно получиться в результате: для какой ЦА делается визуал, какую информацию он должен нести, какие ассоциации вызывать. То ли открытка для клиентов, то ли для коллег, то ли для размещения в торговых точках. Хотели охватить всё и сразу, но разная ЦА не давала определиться с конечным вариантом. Теперь у меня есть шаблоны новогодней открытки для этой компании на 57 лет вперед и чёткое понимание, что абстрактную ОС я больше не принимаю.

Что делать?

Дизайнеру нужна точка опоры, на которой будет строиться дальнейшая работа над правками. Говорите, что вам понравилось в работе, а какие элементы смущают и почему. Плохой вариант: «Картинка не создает новогоднего настроения, предложите еще варианты». Хороший вариант: «Мне нравится идея с Дедом Морозом, держащим в руках наш продукт в виде подарка, но лицо у него немного грустное – портит все новогоднее настроение. Давайте поищем другого Деда Мороза с более выраженной улыбкой».

Итак, для продуктивной работы с дизайнером нужно:

  • Выбрать дизайнера с портфолио, которое будет удовлетворять ваш вкус и ожидания.
  • Использовать референсы для того, чтобы объяснить, что вы хотите (и чего не хотите).
  • При постановке ТЗ уточнять у дизайнера, сможет ли он сделать эту работу, хватит ли у него скиллов и инструментов.
  • При оценке результата смотреть на визуал глазами конечного потребителя, а не прогонять его через призму собственного вкуса.
  • Давать конкретную обратную связь: что вам нравится, что не нравится и почему.

SMM-дизайнер Ingate Аполинская Юлия

5 типичных ошибок в коммуникации Project — дизайнер
1414
2 комментария

К сожалению, некоторые даже со всеми этапами перестраховки (наброски, каркас) не могут воспринять работу дизайнера как конечную задачу. Вроде бы все идет хорошо, все этапы одобряются, а на выходе заказчик говорит: "Слушай, я видел у тебя этот яркий кислотный зеленый цвет... Не думал, что он дойдет до финального варианта. Тебе самому нравится?" И ты не понимаешь, он что, издевается? Если бы цвет тебе не нравился, ты бы его и не добавил. А кто еще скажет, что цвет не подходит, кроме заказчика до завершения работы, если только заказчик и проверяет...

Согласны, бывают и такие ситуации, когда финальный вариант оказывается прелюдией к новым правкам :) Значит, на прошлых этапах мы где-то друг друга не услышали. Тогда возвращаемся к уточняющим вопросам.

Но перед этим всегда важно сначала объяснять свою позицию: почему мы решили использовать яркий кислотный зеленый. Желательно прикладывать визуальные референсы – например, тренды или схожие кейсы в тематике клиента.

Качественные аргументы в большинстве случаев работают, поэтому не сдаемся раньше времени.

1