{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Модели зрелости дизайна

Компания InVision предложила свою модель зрелости дизайна. Это пять стадий взросления дизайн-команды ― от исполнителя до визионера. В дополнение к модели она опросила 2000 дизайнеров и попыталась понять, как отличается зрелость в разных странах, отраслях и типах компаний.

Получился неплохой фреймворк, где карта развития команды представлена в виде лепестковой диаграммы ― это повторяет идею карты компетенций дизайнера, показывая текущее состояние и точки роста. В конце отчёта понятно, почему он получился удачным: InVision наняла Лию Були, которая делала похожее исследование для Forrester в 2015 году.

Я давно собираю модели зрелости в рамках своей серии статей о паттернах дизайн-менеджмента. Серию начал в 2013 году со своей модели, вокруг которой дальше построил конкретные методы и практики.

Она сочетает в себе два подхода.

  1. «Лестница», по которой дизайн-команда поднимается вверх по мере взросления.
  2. «Луковица», где каждый слой можно развивать самостоятельно.

Большинство моделей зрелости используют первый подход, «лестницу».

1998 год: Jonathan Earthy. У неё бесчисленное количество вариаций от самых разных авторов.

2006 год: Rosa Wu и Jess McMullin.

2006 год: Jakob Nielsen.

  • Hostility Toward Usability.
  • Developer-Centered Usability.
  • Skunkworks Usability.
  • Dedicated Usability Budget.
  • Managed Usability.
  • Systematic Usability Process.
  • Integrated User-Centered Design.
  • User-Driven Corporation.

2007 год: Danish Design Centre.

2008 год: Bruce Temkin (Forrester). Очень похожа на классическую версию Jonathan Earthy и породила бесчисленное количество вариаций от Renato Feijo (2010), Normal Modes (2012), Natalie Hanson (2017) и многих других.

Более удачные варианты «лестницы» предлагают фреймворк с описанием действий на каждом шаге (интересный всплеск в 2015 году).

2014 год: Keikendo.

2015 год: Macadamian.

2015 год: Nomensa.

2015 год: Infosys.

2018 год: Richard Banfield.

Есть варианты просто фреймворков и чек-листов по разным критериям. Их очень много, и они не всегда завязаны на модель зрелости, так что выделю парочку.

2012 год: Milan Guenther.

2016 год: Forrester.

Совмещение «лестницы» и «луковицы».

2017 год: Natalie Hanson.

Чем-то похоже на «луковицу».

2009 год: Sabine Junginger.

2017 год: David Service.

Есть варианты с пирамидой.

2012 год: Stefan Klocek.

И лепестковой диаграммой.

2018 год: Gebruiker Centraal.

Если собирать все вариации на основе популярных подходов, то за 20 лет наберётся с полсотни моделей зрелости (и это мы не смотрели на смежные профессии — собираю всё это добро в Pinterest). Зачем так много? Если откинуть задачу продажи консультантами своих услуг, то многообразие организаций и их реальных ситуаций не позволяет создать одну универсальную.

Даже если цели системного улучшения дизайна у компаний похожи, особенности организационной структуры и процессов, а также историческое наследие создают уникальную ситуацию, где у каждого будет свой путь.

Поэтому большинство моделей зрелости требует адаптации под ваши задачи. Я, конечно, не призываю вас добавить ещё одну диаграмму в и без того переполненный интернет, но трезво оценить ту, что вы возьмёте для себя, ― полезный навык.

Простые «лестницы» ограничено полезны ― шаги звучат чересчур абстрактно. Да и последовательно идти по ним не получится ― скорее вы одновременно будете находиться на разных этапах зрелости, поскольку какие-то из обязательных подходов и методов уже внедрили, а какие-то нет.

Тем более инструмент мощный ― хорошая модель зрелости даёт пошаговую инструкцию о том, что делать на текущем этапе и как прокачать дизайн в компании дальше. Мы используем свой подход с 2013 года, и это здорово ускорило обновления продуктов и организации. За это время от простой диаграммы мы пришли к развёрнутой долгосрочной стратегии. И она даёт ещё большую отдачу.

Кстати, про модели зрелости я рассказываю на курсе о дизайн-менеджменте цифровых продуктов на Bang Bang Education. Места в первом потоке раскуплены, но второй уже объявлен — стартует 14 октября.

Подписывайтесь на дайджест:

0
2 комментария
Алан Алиев

Что это было? Таки не понял🤔

Ответить
Развернуть ветку
Александр К

Мне кажется это узкопрофильный материал, который может быть интересен дизайнерам крупных компаний, где есть целые отделы дизайна. Ну а в конце ненавязчивая реклама обучающего курса)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда