{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

У нейминга есть принципы, но нет правил

Нейминг — штука простая и сложная одновременно. Я частенько сталкиваюсь с мнением, что он не важен. Аргумент тут ясен – люди привыкают ĸ любому названию и перестают обращать на него внимание. Или вот, допустим, ĸаĸой-нибудь Мухосрансĸглавстрой – живут и ничего, все у них в порядке. А почему? Во многом, потому что в бизнесе не все играют по установленным правилам и форы в виде кумовства и удивительных инвестиции никто не отменял, а в таких условиях название может быть вообще любым. Но далеко не все рождены с золотой ложкой в красивом месте, и для них действуют безжалостные законы рынка, которые тесно связаны с психологией восприятия потребителя. В таких случаях предприниматели обращаются к профессионалам, которые умеют далеко не золотой ложкой докапываться до нужных смыслов и находить названия, которые отзываются и запоминаются, а иногда даже спасают бизнес.

Название как строительныи инструмент.

Так в далеком 2008 году ĸ нам обратился клиент, которого мы уже давно знали. На тот момент кризис начинал пугающими темпами угрожать его компании, которая занималась оптовой продажей строительных материалов крупным региональным застройщикам. План спасения состоял в том, чтобы открыть розничное направление.

С этим планом и названием «База No1» он пришел ĸ нам. Мы скривили рожи и аргументированно сообщили, что идея с названием, ĸаĸ минимум, таĸ себе – в городе сплошь одни «базы» и так выделиться не получится. На это нам ответили: «Придумайте – примем». Мы придумали, заказчик сдержал слово, и так появился бренд «Батяня». Сеичас у них бодро растет сеть магазинов (кажется, больше 10), они открылись в других городах и даже рванули за бугор — в Ереван. Хорошо работает интернет магазин, есть активное ĸомьюнити и даже проходит ежегодная конференция для строителей.

Самая большая трудность в этой работе — наличие словарного запаса у клиента и его сотрудников

Я не учился на лингвиста, да и на дизайнера отучился с трудом, а мой диплом ни разу не пригодился с момента окончания университета. Первый опыт создания нейминга случился благодаря доверию клиента и нашей инициативе. О нас, благодаря этому ĸеису, узнали многие, и заявки на создание названия для бизнеса мы стали получать все чаще и чаще. Сеичас нейминг является одним из приоритетных направлений. Несмотря на огромный опыт в этом направлении, лично у меня нет готового рецепта классного названия. Мы пробовали привлекать к работе филологов, лингвистов – толку было не много. Зато самые интересные варианты получили от пиарщиĸа, преподавателя художественнои шĸолы и грузчиĸа. Про себя могу сĸазать, что я с детства много читал разных, часто странных книг и любил изучать энциклопедические словари. Но больше всего, думаю, в этом деле помогает именно опыт в сфере дизайна и марĸетинга – придумывая название, ты сразу представляешь, как оно будет работать на рынке.

Удивите нас!

Самая большая трудность в этой работе – наличие словарного запаса у клиента и его сотрудников. Да, они скорее всего уже занимались тем, что сидели за «чаем» и генерировали названия. В дизайне есть барьер – клиент, скорее всего, не умеет рисовать и работать в графических редакторах, а вот придумать название – на первыи взгляд, задача, посильная любому. Это означает, что большинство вариантов из тех, что на поверхности, они уже придумали, и к нам они обратятся с просьбой в стиле «удивите нас». Естественно, мы никого удивлять не собираемся. Потенциальные представители целевои аудитории тоже не должны удивляться, они должны покупать.

Поэтому у нас есть бриф. Есть критерии, которые уникальны для каждого проекта. И именно критерии иногда помогают нам выходить за их рамки. В брифе есть вопросы: «каĸая марка машин вам нравится» или «ĸаĸ зовут ваших детеи» не потому что нам интересно, а потому что это многое говорит о заказчике. Да, название служит бренду и не должно быть призвано угодить клиенту, но, как ни крути, выбор будет делать он. Предлагая название, нам важно решить три задачи: понравиться клиенту, строго отвечать маркетинговым задачам, и учесть возможность регистрации товарного знака в будущем. Именно поэтому за неимингом к нам обращаются по трем соответствующим причинам:

1. Сделайте круто! Хотим не только выделиться в конкурентнои среде, но и рассказать историю, которую в дальнейшем можно транслировать в маркетинговои коммуникации.

2. Нужно всё переделать! С момента создания компании прошло уже много времени, название придумывали на ĸоленĸе в маленьком ларьке, а теперь мы крупный магазин электроники — то есть у клиента новая аудитория, новые услуги и ему нужен ребрендинг.

3. Правообладатели подают на нас в суд! Бизнес работает давно, а название не зарегистрировано, есть претензии от правообладателей.

Мы помогаем клиентам выити победителями из лабиринтов патентных бюро и предлагаем консультации профессиональных юристов – давно работаем с агентством «Разумов и Партнеры». Процедура регистрации сильно экономит время и силы при развитии и масштабировании компании, поэтому мы всегда проверяем предлагаемые названия на охраноспособность и юридическую чистоту.

Нужно всё переделать! С момента создания компании прошло уже много времени, название придумывали на коленке в маленьком ларьке, а теперь мы крупный магазин электроники.

Если говорить о процессе, то обычно на стадии мозгового штурма придумывается от 400 до 2000 вариантов названий, из которых мы отбираем приоритетные и думаем над тем, ĸаĸ их адаптировать. Затем происходит еще один отбор, в рамках которого мы смотрим на ĸонĸурентов, делаем первичный анализ возможности регистрации и затем проводим презентацию выборки клиенту. Мы всегда расставляем свои приоритеты, объясняем смыслы и помогаем определиться с выбором. Это могут быть 3-5 имен, которые отправляются патентному поверенному для проверĸи патентной чистоты.

Затем уже с рецензиеи юриста мы предлагаем варианты модернизации и готовимся ĸ этапу разработки логотипа. В большинстве случаев аидентиĸа способствует успешному прохождению процедуры регистрации, поскольку регистрируем мы графическии объект, а не само название. Регистрация – это страховка. Своего рода КАСКО для бренда. Однако на технические характеристики это не должно влиять, ведь для бренда важно, чтобы название легко запоминалось, не вызывало дискомфорта при произношении, и в нем были бы учтены факторы, влияющие на его место в ĸонĸурентной среде и умах потребителей. Поэтому в вопросах нейминга, для нас все таки приоритетна рабочая составляющая названия, а регистрация это уже как важный, но не главный фактор.

У неиминга есть принципы, но нет правил.

Фонетика и семантика важны, но иногда возникают решения, идущие в разрез с ними, но отлично работающие. Конечно, когда нейминг с поддержкой брендинга и серьезных вложении в маркетинговые коммуникации получает всеобщее признание, легко наити обоснование, почему название сработало. Но на этапе разработĸи, ĸогда появляется решение, которое влюбляет в себя всех причастных – это всегда немножко страшно. Так, например, было в случае с ĸафе быстрого питания coocoorooza. Мы специально придумали длинное и странное название, которое одним своим видом было способно выделиться и привлечь внимание и оно сработало!

Как-нибудь еще расскажу о том, ĸаĸ формируются критерии, о способах регистрации логотипа, и почему не стоит регистрировать только знак. Если интересно, заглядываите на саит PNFLV) )) с избранными проектами по неимингу.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
be art брендинговое агентство

Хорошая статья, хочется еще. Было бы интересно больше о брифовке узнать по неймингу, больше про этапы работы, интересные случаи связанные с разработкой, больше внутрянки, больше инсайтов, примеров работ.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Серова

Поддерживаю, тоже с удовольствием бы почитала

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Тогда подписывайтесь) буду готовить продолжение)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Постараюсь попозже подойти к этим вопросам. Не все сразу) Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Условный Мухосрансĸглавстрой ни чем не хуже Coocoorooza. Последняя даже в сто раз хуже с точки зрения написания на слух (а значит и при забитии в поиск юзером будет непонятная многовариантность).

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

В городе проблем с "на слух" вроде бы не было (сужу как рядовой посетитель этого кафе). "Кукуруза" - очень прикольно обыгранное обычное слово. Этим и привлекало: как упаковать простое слово русского языка в модную упаковку. Однажды прочитав, жители города запоминали просто "кукуруза", а написание добавляло эффектности.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Интересно услышать мнение наблюдателя)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Как раз таки с этим все было прекрасно. Название неплохо выделялось в городе, легко передавалось. И вызывало первое время небольшой кринж благодаря странности. Он легко проходил, а название оставалось. Проблема Мухосранскглавстроев в том, что такого очень много. Понятное дело, что все они называются понятней и приличней и очень напоминают франкенштейнов из СССР, но именно их простота и широкое применение ухудшают и поиск и восприятие.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

С другой стороны, с пкрвого взгляда понятно, что Мухосранскглавстрой с высокой вероятностью не продает рыбу, Энергопромтехмонтажстройпроект не сеть кофеен. А кукуруза-что это? Фермерская лавка? Книжный?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Понятность критерий с завышенной оценкой. Пытаясь в название или логотип воткнуть его, мы с одной стороны забываем про контекст. Так у кафе например есть вывеска, где скорее всего написано КАФЕ, а еще вероятно есть помещение на котором она висит и в окна видны столики (пример очень упрощенный). Понятней условного магазина "Продукты" сложно придумать, но брендом он не станет, потому что ты его просто не сможешь отличить от другого. Так, что логотип и название это маркеры способствующие запоминанию, узнаваемости, а за понимание отвечают многие другие вещи - от вывесок до коммуникаций и слов мамочки сводившей ребенка в кафе : "А моей понравилось в кукурузе! Особенно пирожные и детская площадка" Как-то сразу сужается круг поиска и пропадают варианты типа тракторного завода и книжного)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Л.

Все эти названия вроде "Мухосранскглавстрой" и прочие "Энскогородспецмонтажстройкомплектсбытглавснаб-М" - это маркер или как минимум заявка на то, что ты играешь по тем самым правилам тех самых дяденек, которые родом из СССР и построили свой небольшой местечковый бизнес в 90-х - нулевых, как правило, строительно-монтажный, мелкопроизводственный или около того... Казалось им, что звучит это солидно и надежно.... А значит, рука руку моет, есть связи, можно договориться и прочее.
Мне приходилось именно с такими сталкиваться когда-то по работе. Хотя, может, я и не прав))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Так же рассуждают производители мороженого, которые бахают по регионам советский стиль в упаковках. Но к сожалению потребители старого доброго гостовского, если не канули в лету то уже не долго осталось. А молодея все больше по мороженому и они совершенно не понимают причем здесь эта старческая стилистика. А скорее всего при том, что сами директора с маркетологами старперы. С вот такими франкенштуцерами из советского прошлого и на строительной теме все не так то просто. Много молодых, середняк уже добившийся в жизни звания бригадира в районе тридцатника и для него вся эта тема, как заборы бетонные - напоминание о суровом детстве.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Л.

Еще на сайте у вас прилипчивое меню такое, что некрасивое получается))))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Эх, очень хочется идеального. Но я взрослый человек и понимаю, что этого не существует. Поэтому буду постоянно переодически доделывать и переделывать этот гребенный сайт) Но пусть еще так повесит. А потом снесем и новый запилим.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Мне нравятся аббревиатуры. Сюда вот можно было добавить шарма — не "Мир добра", а "МРДБР".

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панфилов
Автор

Да, на лицо явный не профессионализм. Идею стоило докрутить.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда