Вдохновение дизайнера: малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

Кого вы помните из сюрреалистов, кроме Сальвадора Дали? В музее Потсдама собрали почти 90 полотен разных авторов. Мы побывали на выставке и в рубрике «Вдохновение дизайнера» делимся самыми яркими работами.

Вдохновение дизайнера: малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

Сегодня отправляемся на выставку «Сюрреализм и магия» в музей Барберини (Потсдам). Там побывала Нина Калаус, СЕO и визионер дизайн-студии «Магвай». Мы познакомимся авторами, которые мало известны в России и за рубежом. Многие картины едва можно найти в интернете, а увидеть их вживую — большая удача.

О рубрике «Вдохновение дизайнера»

У нас есть формула: мастерство + опыт + вдохновение. С первыми двумя понятно, а где брать последний компонент? Кажется, вдохновение — что-то эфемерное. На самом деле это навык. Его можно развивать и прокачивать: искать новые формы и смыслы в других видах искусства. Это могут быть фильмы, книги, музыка, выставки.

Важно не просто смотреть, а подмечать детали, видеть методы, с помощью которых художник создаёт эмоции, ловить мысли, ассоциации. Мы занимаемся визуальным сторителлингом, рассказываем истории брендов с помощью различных приёмов, и в основе лежат как раз эмоции пользователей, которые затем напрямую будут связаны с брендом.

Мы часто ходим на выставки, концерты, перформансы. А теперь будем делиться этим с вами!

Содержание

  • О выставке

  • Фрейд, метафизическая живопись, магия

  • Главные образы сюрреалистов

  • Алхимия Курта Зелигманна

  • 99 лет сюрреализма Энрико Донати

  • Художница Леонора Каррингтон

О выставке

Вдохновение дизайнера: малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

В музее Барберини выставили работы сюрреалистов из 50 коллекций. Это художники из 15 стран. Основа экспозиции — из музея «Коллекция Пегги Гугенхайм» в Венеции. Пегги была известной галеристкой. Она также была покровителем некоторых сюрреалистов, собрала и сохранила выдающиеся работы.

Авторы

На выставке представлены картины известных сюрреалистов Сальвадора Дали, Джорджио де Кирико, Макса Эрнста и Рене Магритта. В экспозиции также произведения менее популярных, но интересных авторов, например, Виктора Браунера, Энрико Донати, Оскара Домингеса, Вифредо Лама, Вольфганга Паалена, Роланда Пенроуза и Курта Зелигманна. Отмечен и вклад женщин. Можно познакомиться с работами Леоноры Каррингтон, Леоноры Фини, Жаклин Ламба, Кей Сейдж, Доротеи Таннинг и Ремедиос Варо.

Концепция

Выставка «Сюрреализм и магия. Зачарованная современность» — первая комплексная ретроспектива, в которой рассматривается интерес сюрреалистов к магии и мифам.

Сюрреализм очень актуален. Нам кажется, что вокруг много таинственного, опасного, трудно отличить, где сон, а где реальность. Сверхъестественные, волшебные и фантастические миры — они с нами прямо сейчас

tipBerlin

"Барберини" исследует сюрреализм с новой точки зрения. Психоанализ и интерпретация снов сочетаются с магией, Таро и даже оккультизмом. Мы погружаемся в сюрреалистические образы и фантасмагорию, наполненную символами из этих 89 работ

Weltkunst

Здесь есть чем вдохновиться. Образы, цвета, истории. Здесь всё по-другому. Например, тёмные оттенки могут олицетворять надежду, а лёгкие и воздушные пастельные тона символизировать распад мира и предчувствие перемен. Отправляемся в путешествие!

Фрейд, метафизическая живопись, магия

Вдохновение дизайнера: малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

Официально сюрреализм появился в 1924 году, когда французский писатель Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма». Так началась эпоха нового литературно-художественного направления. Само слово в переводе с французского означает «сверхреализм». В основе — мир снов, бессознательное, иррациональное. Всё разрешено. Нет предела воображению. Для художников мечты и реальность были едины. А сны были выражением бессознательного, того, что идет из глубоких слоев души.

Художники-сюрреалисты рисовали то, чего не было в реальности. Открылась дверь в мир сокровенного, в мир желаний и страхов. В своих работах сюрреалисты использовали оккультные символы, они представляли себя как магов, провидцев и алхимиков.

Кстати, до сюрреализма была метафизическая живопись. Это направление связано с именем итальянского художника Джорджо де Кирико. Живописцы выходили за рамки привычного, искали грань между живым и неживым, изображали то, что сложно объяснить. Одно из любимых слов Джорджо де Кирико — «тайна».

Выставка охватывает разные этапы: от «метафизической живописи» (около 1915 года) до знаковой картины Макса Эрнста «Одеяние невесты» (1940) и оккультных живописных миров в поздних работах Леоноры Каррингтон и Ремедиос Варо. Здесь много экспериментов. Например, некоторые художники брали мясо или ткань, наносили на них краску и затем отпечатывали на картине, так погружая в свой мир.

Многие художники были хорошо знакомы с трудами Зигмунда Фрейда. Основатель психоанализа считал, что самые сокровенные желания и страхи людей влияют на их чувства и поведение. Бессознательное раскрывается во сне, поэтому Фрейд пытался понять сны. Идея, что невидимые силы действуют в нас и вокруг нас, очень нравилась сюрреалистам. И они показывали это в своих картинах. Так появлялись предметы, люди, животные или просто линии и цвета.

<p><b>Ремедиос Варо, «Часовых дел мастер» (1955)</b></p>

Ремедиос Варо, «Часовых дел мастер» (1955)

<p><b>Вольфганг Паален, «Тотемный ландшафт» (1938)</b></p>

Вольфганг Паален, «Тотемный ландшафт» (1938)

<p><b>Андре Массон, «Художник и время» (1938)</b></p>

Андре Массон, «Художник и время» (1938)

<p><b>Макс Эрнст, «Одеяние невесты» (1940)</b></p>

Макс Эрнст, «Одеяние невесты» (1940)

Главные образы сюрреалистов

На этих картинах — люди, животные, гибридные существа. Иногда пейзажи трансформируются в новые и фантастические. На многих работах изображены предметы и символы из мира магии, например, жезлы и змеи.

<p><b>Макс Эрнст, «День и ночь» (1941-1942)</b></p>

Макс Эрнст, «День и ночь» (1941-1942)

Особенными для сюрреалистов были женщины. Художники верили, что у женщин есть магические способности и особая связь с силами природы. Поэтому их изображали как богинь, ведьм и волшебных гибридных существ, например, с задними конечностями льва. Часто можно увидеть обнажённые женские тела. Правда, некоторые представители направления критиковали такой подход. Например, Леонор Фини и Доротея Таннинг. Обе художницы считали, что так женщины становятся объектами вожделения.

<p><b>Ремедиос Варо, «Небесная каша» (1958)</b></p>

Ремедиос Варо, «Небесная каша» (1958)

Часто встречается тема «королевской свадьбы». Иногда действительно можно увидеть короля и королеву, но иногда это могут быть солнце и луна, огонь и вода. Вещи, на первый взгляд противоположные, сливаются в новое и превращаются во что-то особенное.

<p><b>Макс Эрнст, «Химическая свадьба» (1948)</b></p>

Макс Эрнст, «Химическая свадьба» (1948)

<p><b>Виктор Браунер, «Любовники» (1947)</b></p>

Виктор Браунер, «Любовники» (1947)

Идея слияния и преобразования противоположностей берёт начало из алхимии. Алхимики исследовали природные вещества, например, камни и металлы и пытались преобразовать их, чтобы создать новые. Например, превратить свинец в золото. Это превращение получилось у сюрреалистов. Маленькие кусочки золота можно встретить найти на картинах как символ трансформации.

<p><b>Виктор Бреннер, «Философский камень» (1940)</b></p>

Виктор Бреннер, «Философский камень» (1940)

<p><b>Виктор Браунер, «Сюрреалист» (1947)</b></p>

Виктор Браунер, «Сюрреалист» (1947)

Алхимия Курта Зелигманна

Курт Зелигманн родился в 1900 году в Базеле. Это небольшой город в Швейцарии, где каждый год в конце февраля собираются тысячи зрителей и участников знаменитого Базельского карнавала. Фаснахт — не просто карнавал. Его проводят в городе с 16 века. По давней традиции люди надевают маски и костюмы, за которыми сложно разглядеть, кто есть кто. Карнавал повлиял и на Курта Зелигмана. Маски и костюмы можно увидеть на его картинах.

<p><b>Курт Зелигманн, «Алхимия искусства» (1955)</b></p>

Курт Зелигманн, «Алхимия искусства» (1955)

Когда началась Вторая мировая война, Зелигманн бежал в США. Там в 1948 году вышла его знаменитая книга «История магии и оккультизма», где он пытался раскрыть, почему магия так притягательна.

Магия всегда стимулировала воображение людей. Она освобождает от страха и придает силы. Магия делает тебя храбрым. И люди чувствуют, что они могут сделать что-то большое

Курт Зелигманн

Для самого Зелигманна это были невидимые силы, которые нельзя понять одним лишь разумом. Поэтому он не только писал о магии, он изображал её.

<p><b>Курт Зелигманн, «Нежданные гости» (1943)</b></p>

Курт Зелигманн, «Нежданные гости» (1943)

<p><b>Курт Зелигманн, «Исида» (1944)</b></p>

Курт Зелигманн, «Исида» (1944)

<p><b>Курт Зелигманн, «Мелюзина и великое ничто» (1943)</b></p>

Курт Зелигманн, «Мелюзина и великое ничто» (1943)

99 лет сюрреализма Энрико Донати

Энрико Донати — итальянский художник. Он родился в Милане в 1908 году, а умер в Нью-Йорке в 2007. За свой век он успел захватить периоды зарождения, развития и становления сюрреализма. Правда, к искусству пришёл не сразу. Пробовал себя в музыке, антропологии, даже изучал культуру древних индейцев. В 26 он переезжает в США, затем обратно в Европу, где понимает своё предназначение — он посвятит себя живописи. Правда, задержаться в Париже художнику не удалось. Как и многие Энрико отправляется в США, как только начинается война, а там знакомится с писателем Андре Бретоном и создаёт первые работы в стиле сюрреализма — картины и скульптуры, полные загадок и секретов.

Энрико создал собственный художественный стиль. Донати экспериментировал с поверхностью и структурой полотна. Он добавлял песок и пыль в специальные клеевые краски. Именно эта техника отличает полотна Донати.

Вдохновение дизайнера: малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

В 1940 году появляется картина «Корпускула и город». Она вся — загадка. А уже в 1947 году от плавных, аморфных форм Донати переходит к геометрии. Одна из его самых известных работ — «Башня Алхимика», где объекты уже не плавают в пространстве, они получили конкретные формы и место. художник изучает мир магии, химии, кристаллов. Ещё одна работа этого периода — «Загадка ветра» — погружает в необычные образы.

<p><b>Энрико Донати, «Корпускула и город» (1940)</b></p>

Энрико Донати, «Корпускула и город» (1940)

<p><b>Энрико Донати, «Загадка ветра» (1947)</b></p>

Энрико Донати, «Загадка ветра» (1947)

Художница Леонора Каррингтон

Леонора Каррингтон родилась в Англии в семье промышленника и уже в 9 лет получила характеристику «несносный ребёнок». От неё отказывались все школы, там просто не могли справиться с характером девочки. Однажды Леонора заявила отцу, что готова учиться, но только живописи. Семье пришлось сдаться. Леонора побывала во Флоренции, потом в Лондоне, а чуть позже сбежала известным сюрреалистом Максом Эрнстом в Париж.

В 30-е её картины хорошо продавались. Казалось, счастье будет вечным. Планы разбила вдребезги Вторая мировая. Как Зелигманн, Донати и многие другие, Леонора бежала в Соединенные Штаты. А чуть позже переехала в Мексику.

Леонора с детства увлекалась всем магическим, сказочным, необычным. Она хорошо помнила кельтские легенды и предания, которые рассказывала ей няня-ирландка. В детских воспоминаниях сохранился и дом, где она выросла. Особняк, украшенный гравюрами и витражами с изображением птиц. Они потом «перелетели» на картины художницы. Её также увлекало искусство прошлых веков и церковные символы. Всё это нашло отражение в работах Леоноры.

<p><b>Леонора Каррингтон, «Они увидят твои глаза» (1959)</b></p>

Леонора Каррингтон, «Они увидят твои глаза» (1959)

<p><b>Леонора Каррингтон, «Ароматная кухня бабушки Мурхед» (1975) </b></p>

Леонора Каррингтон, «Ароматная кухня бабушки Мурхед» (1975)

Post Scriptum

Одна из тех замечательных выставок, где вы снова и снова переходите от одной картины к другой в изумлении и недоумении

Berliner Morgenpost

Выставка показывает нам как много волшебства в сюрреализме

Rbb radioeins

Каждая картина сюрреалистов — новый мир, тайна. Эти работы пугают и заставляют разгадывать одновременно. Но ведь настоящее искусство — это как раз эмоции и глубина. К этому мы стремимся в наших проектах, потому что веб-дизайн — это искусство. И самые яркие образы, которые останутся в памяти, могут стать началом классного проекта.

В комментариях приглашаем поделиться впечатлениями! И, конечно, расскажите, чем вдохновляетесь вы?

2222
2 комментария

Курт Зелигманн, «Мелюзина и великое ничто» (1943)-водовороты призраков какие то

Точно!
Или воздушные скалы, как в Аватаре)