{"id":14253,"url":"\/distributions\/14253\/click?bit=1&hash=c3df30ba63239cdfca60f49674c864ab5b6179d6b87a2c008a77e9857fa505d2","title":"\u041f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0434\u043d\u0430\u044f VR-\u0438\u0433\u0440\u0430 ","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"9a033227-147f-59b6-bc50-01b0d0cc9f0e"}

Гайд по диаграммам. Часть 1. Как выбрать тип диаграммы и подготовить данные к оформлению

Каждый день в мире создаются миллионы диаграмм для отчетов, научных статей, лекций, презентаций и любых других задач, связанных с визуализацией данных. Но раз на языке диаграмм говорит весь мир, значит ли это, что все диаграммы понятные и привлекательные? Конечно, нет.

Чтобы помочь вам разобраться в сложной теме диаграмм, мы подготовили для вас гайд. Эта статья — его первая часть. В ней мы раскроем такие вопросы:

  • зачем использовать диаграммы?
  • какие ошибки чаще всего допускаются в диаграммах?
  • по какому алгоритму создаются правильные диаграммы?
  • как определить идею и выбрать тип диаграммы?

Во второй части гайда, которая выйдет в отдельной статье, мы расскажем о разных аспектах оформления диаграмм и покажем кейсы MOVmedia по их оформлению.

Зачем мы используем диаграммы?

Мы строим диаграммы в двух случаях:

  • для себя — когда хотим быстро проанализировать данные и получить выводы из набора данных,
  • для других — когда хотим визуализировать набор данных так, чтобы зритель быстро понял определенную идею.

Для таких целей часто используются таблицы. Так почему нельзя ограничиться только табличным представлением? Потому что на изучение таблиц уходит гораздо больше времени, чем на считывание визуального образа, которым и является диаграмма.

Посмотрите на таблицу с данными. В ней множество данных о параметрах климата в Намибии в течение года. Как скоро вы поймете, какие месяцы самые жаркие?

Сравните эту таблицу с диаграммой. Данные те же, но скорее всего вы быстрее сориентируетесь, чтобы определить самые жаркие месяцы.

Визуальные образы быстрее считываются и легче обрабатываются мозгом.

Таким образом, диаграммы нужны для того, чтобы доказать определенную идею за максимально короткий срок за счет визуализации данных.

Какие основные ошибки допускаются в диаграммах?

Когда вы строите диаграмму для себя, чтобы сделать выводы из данных, важно избежать двух частых ошибок:

  • Ошибка № 1 — неправильная визуализация данных. Такое случается, когда выбран неправильный тип диаграммы.
  • Ошибка № 2 — диаграмма перегружена лишними элементами и пестрит множеством цветов. Это отвлекает от сути и мешает сделать правильные выводы.

Но когда вы хотите показать диаграмму зрителям, чтобы транслировать идеи, к этим ошибкам прибавляются еще такие:

  • Ошибка № 3 — автор сам не знает, какую идею хочет транслировать. Он просто вываливает на зрителя множество данных, пусть и визуализированных. «Смотри, мы умеем строить диаграммы!» — говорят такие авторы. Зритель не хочет разбираться в материале, и никакой результат не достигается.
  • Ошибка № 4 — автор понимает идею диаграммы, но не прописывает ее в заголовке. Зрителю снова приходится разбираться в материале самому, и на это тратится драгоценное время.

Посмотрите на эту диаграмму. Сколько ошибок вы видите в ней?

Визуализация выглядит причудливо, но удобна для она?

Во-первых, зрителю приходится водить глазами по картинке, чтобы сопоставить сектор диаграммы и его описание. Это занимает время и утомляет зрителя.

Во-вторых, глядя на сектора трудно быстро понять, как они соотносятся по размерам. Части пурпурного и зеленого секторов вообще скрыты, поэтому трудно понять их реальные размеры.

В-третьих, какую идею вы как зритель извлекаете из этой диаграммы? Для каждого ответ будет свой. Мы писали, почему это неэффективно, выше.

Мы оформили эти же данные иначе — результат ниже.

Идея в заголовке помогает быстрее разобраться в материале, плоский вид круговой диаграммы делает восприятие данных более простым.

Так как же избежать частых ошибок в оформлении диаграмм?

Алгоритм по созданию диаграмм

Когда вы оформляете диаграмму, придерживайтесь алгоритма из трех шагов:

Шаг 1. Сформулируйте идею, которую хотите транслировать.

Шаг 2. Определите тип диаграммы, который нужно использовать, чтобы зритель точно понял идею.

Шаг 3. Оформите диаграмму в минималистичном стиле: избавьтесь от ненужных элементов и сократите число цветов.

Дальше мы раскрываем содержание первых двух шагов алгоритма. Шаг 3, касающийся оформления диаграмм, будет раскрыт в отдельной статье.

Шаг 1. Сформулируйте идею

На этом этапе автор диаграммы изучает данные и делает выводы на их основе. Часто из одного и того же набора данных можно сделать разные выводы. Посмотрите на таблицу с данными и предположите, какие идеи из нее можно сформулировать.

Что из этого станет главной идеей: «Июнь, июль и август — самые холодные месяцы в Намибии»? «Январь — месяц с большим числом осадков»? Зритель не должен решать этот вопрос. Задача автора диаграммы — выбрать из всех идей ту, которая станет главной идеей диаграммы.

Потом эта идея должна стать заголовком диаграммы. Так зритель быстрее сообразит, что вы хотели донести до него.

Неправильно формулировать заголовки диаграмм так:

  • Средняя температура и осадки в Намибии в течение года,
  • Динамика продаж автомобилей в III кв. 2022 года,
  • Количество активных устройств Apple по всему миру.

Эти заголовки оставляют зрителя с вопросом «Так что я должен понять?».

Правильно формулировать заголовки, отталкиваясь от идей:

  • Самые холодные месяцы в Намибии — июнь, июль и август,
  • В III кв. 2022 года продажи автомобилей на 12% выше, чем в предыдущем квартале,
  • Число активных устройств Apple продолжает стабильно расти в 2022 году.

Не делегируйте зрителю задачу понять идею — формулируйте идею за него.

Шаг 2. Определите тип диаграммы

Чтобы правильно выбрать тип диаграммы, нужно ответить на несколько вопросов:

  • Сколько переменных вы хотите отобразить на диаграмме? Одну или несколько?
  • Вы хотите отобразить изменения величин переменных во времени или сравнить значения разных переменных между собой?
  • Хотите ли вы отобразить взаимосвязь между разными элементами?

В зависимости от ответов на вопросы вы можете выбрать один из пяти самых частых типов диаграмм. Познакомимся с ними на примере.

Тип 1. Покомпонентное сравнение данных → Круговая диаграмма

Например, вы хотите показать, какую долю рынка занимает ваша компания. Весь рынок — это 100%, а вы занимаете 17%.

Важно: вы не сравниваете размеры долей рынка, которые занимают все компании, а просто констатируете факт, что именно ваша доля — ваш компонент общего рынка — составляет 17%.

В этом случае стоит использовать круговую диаграмму.

Чтобы зритель максимально быстро считал информацию с диаграммы, сделайте акцент на главном секторе: используйте более контрастны цвет, выдвиньте сектор из круга и сделайте шрифт более крупным и ярким.

Тип 2. Позиционное сравнение → Линейчатая диаграмма

А теперь вы решили показать, что ваша компания — лидер рынка, то есть вы занимаете большую его часть.

В этом случае вы сравниваете размеры долей разных компаний друг с другом, вам важно составить «рейтинг» всех компаний и определить позицию вашей компании в нем.

Для этого стоит использовать линейчатую диаграмму.

Тип 3. Временное сравнение → Гистограмма или график

Вы решили показать инвесторам, что всего за 6 лет ваша компания отвоевала лидерство на рынке, то есть размер вашей доли рынка вырос с 0 до 17% за эти годы.

Здесь вы не упоминаете другие компании, а исследуете как менялся во времени только один показатель — размеры вашей доли рынка.

В таком случаете стоит использовать гистограмму, если значений до 5, и график, если их 6 и больше.

Тип 4. Корреляционное сравнение (от лат. correlatio «соотношение») → Линейчатая или точечная диаграмма

Вы задумались: зависит ли доля рынка вашей компании от числа филиалов бизнеса.

Иными словами, вы хотите установить, есть ли соотношение между 2 показателями: размером доли рынка и числом филиалов.

В этом случаете вы используете линейчатую диаграмму, если значений мало, и точечную, если много.

Тип 5. Частотное сравнение → Гистограмма или график

Вы обнаружили, что большая часть компаний на рынке занимают от 0 до 3% доли рынка, то есть большая часть конкурентов — это небольшие компании.

Если перефразировать, вы хотите показать, как часто конкретный размер доли рынка встречается у компаний.

Чтобы показать это на диаграмме, можно использовать гистограмму, если диапазонов до 5, и график, если их 6 или больше.

Итак, есть 5 основных типов диаграмм: круговая, линейчатая, гистограмма, график и точечная диаграмма. Большую часть идей можно визуализировать с их помощью.

Алгоритм по созданию диаграмм

Если резюмировать первую часть гайда, то чтобы подготовиться к созданию диаграммы, нужно определить главную идею и выбрать тип диаграммы. По принципу Паретто, 20% усилий, затраченные на эти 2 этапа, дают 80% результата: зритель быстро вникает в суть, считывает идею диаграммы и убеждается в вашей правоте.

Во второй части гайда по диаграммам мы рассмотрим заключительный этап работы с диаграммами — их оформление, — и ответим на такие вопросы:

  • как работать с цветовой палитрой диаграммы, чтобы она выглядела привлекательно?
  • от каких лишних элементов диаграмм стоит всегда избавляться?
  • почему легенда диаграммы вредна для зрителя и чем ее заменить? и т. д.

Вторая часть гайда выйдет в отдельной статье. В ней мы поделимся опытом нашего агентства по созданию диаграмм для отчетов и имиджевых материалов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

MOVmedia — ваши партнеры в презентациях

Хотите обсудить с нами проект? Мы с радостью ответим на все ваши вопросы и расскажем, как можем начать эффективное партнерство — [email protected]

Статью подготовила Майя Андреева, партнер по работе с контентом в бизнес-презентациях.

0
3 комментария
Дмитрий Сёмин

Хорошая статья! Жду продолжение

Ответить
Развернуть ветку
Александра Геринг

Спасибо! Получится теперь самой исходя из анализа и табличек создавать диаграммы, а не пыркаться как слепой котёнок

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Susak

Хорошая статья. Кратко и по делу

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда