Почему дизайн — это про истории

Почему дизайн — это про истории

Хороший дизайн всегда рассказывает историю. Он начинается с ясно сформулированной концепции и цели. Затем дизайнер моделирует ситуации и сценарии, создает визуал — так рождается история. Каждый элемент дизайна служит этой истории и подбирается неслучайно: цвета, формы, шрифты и композиция не только создают красивую визуальную картинку, но и задают тон повествованию, вызывают эмоциональный отклик у пользователей.

В этой статье я расскажу, почему мне близок такой взгляд на дизайн и как он помогает развиваться в профессии.

Как рождается идея

Почему дизайн — это про истории

Истории начинаются с идеи. Откуда дизайнер берет идеи? IT-индустрия — очень прагматичная среда. Здесь правят метрики, деньги и value. Пожалуй, только на Netflix можно увидеть захватывающую историю о том, как люди, увлеченные идеей, меняют мир с помощью технологий и IT. Реальность, как правило, гораздо прозаичнее.

С точки зрения дизайна проиллюстрирую эту мысль на простом примере. Допустим, дизайнер получает задачу спроектировать центр уведомлений для большой и сложной CRM. Все мы прекрасно знаем как выглядят такие центры уведомлений, мы и сами не раз имели с ними дело. Казалось бы, задача — проще простого, возьми лучшие решения, просей через призму своего продукта, протестируй и в бой. Но если наш дизайнер не слишком опытный, а мы попросим его рассказать, почему центр уведомлений получился именно таким, для чего он нужен и как работает, вряд ли он сможет дать внятный ответ. Я говорю это не для того, чтобы обесценить чью-то работу, на определенном этапе профессионального пути это нормально, я и сам когда-то работал так же. Но в таком продукте нет истории, нет идеи.

Итак, что же такое идея? Посмотрим, что говорит Википедия:

💡 Идея в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

Задержимся на слове «прообраз» — то, что послужило образом, в нашем случае — образом будущего продукта, что и есть дизайн. При таком подходе, как выше, мы позаимствовали образ из мира интерфейсов, того, что мы видим. Но давайте на минуту забудем эти слова — «центр» и «уведомления» — все эти термины из «компьютерного» мира. Вместо этого, подумаем о цели, будем мыслить не «компьютерными решениями», а проблемами.

Например, спросим себя, зачем пользователю наш продукт? Какие задачи он может решить с его помощью? Что происходит, когда он взаимодействует с ним? При таком подходе перед дизайнером стоит совсем другая задача — создать не «центр уведомлений», а полезный инструмент, который решает вполне конкретные проблемы пользователя. Теперь мы можем поразмыслить о том, как именно наш продукт сможет ему помочь. Так и зарождаются идеи.

Вывод: начинайте работу над дизайном с постановки проблемы в самом широком смысле и сформулируйте ценность продукта для пользователя.

Если кратко, процесс работы над дизайном будет выглядеть так:

  • Сформулируйте для себя, какую задачу решает продукт;
  • Обозначьте ценность для пользователя и бизнеса;
  • Подумайте о добавочной ценности продукта;
  • Опишите свое решение.

Если мы задумаемся о глобальной цели продукта, если будем мыслить не «компьютерными решениями», а проблемами, мы будем создавать опыт, а не функции. А значит, решать проблемы людей, а не обеспечивать их бессмысленным функционалом, в котором они не смогут разобраться и не будут использовать. Продумывая опыт, дизайнер рассказывает истории и создает нарратив.

Нарратив и рассказчик

Почему дизайн — это про истории

В дизайне нарратив — это история, которую дизайнер рассказывает в своих работы. Нарратив должен быть понятным и убедительным, чтобы вызвать у пользователя нужные эмоции и мотивировать к действию. Хороший нарратив в дизайне помогает улучшить восприятие продукта и увеличить его ценность для пользователя. Для дизайнера же это способ рассказать о своей работе, выступая нарратором, то есть рассказчиком.

Продолжая метафору об историях, скажу пару слов о роли дизайнера как рассказчика. Бывает, что в истории рассказчик и есть главный герой. В таком случает он сам находится в центре событий, проживает сюжет и рассказывает о том, что происходит с ним. Так и дизайнер может описать процесс взаимодействия с продуктом «изнутри», как бы прокладывая путь, который предстоит пройти пользователю. Но возможен и другой расклад, где повествование ведется от третьего лица. Тогда рассказчик – это нарратор, который описывает события со стороны, или даже наблюдает «сверху», находясь над полотном произведения. Нарратор знает весь сюжет, от начала и до конца. Быть нарратором — вот к чему должен стремиться дизайнер.

Приступая к работе над дизайном, сперва мы можем рассказать историю от лица героя. Как именно это сделать? Когда мы пишем User stories — «Я как пользователь хочу…» — это и есть тот самый процесс. Мы рассказываем историю одного человека, который пользуется нашим продуктом/фичей и проходим с ним вместе этот путь. Но, чтобы стать нарратором, нам необходимо выйти из позиции героя, возвыситься над продуктом и постараться посмотреть на сюжет «сверху»: подумать о масштабировании решения, его переиспользовании и т. д. Так у нас получатся многосюжетные истории, где мы не просто отслеживаем путь одного героя, но и создаем целую вселенную, в которой этот герой существует.

Итак, на пути профессионального становления дизайнер проходит два этапа: на первом этапе он рассказывает истории от лица пользователя, на следующем — становится нарратором и может описать не только путь пользователя, но и роль других участников, в том числе тех, с которыми пользователь не взаимодействует напрямую (например, бэкенд) . Он создает идеи в масштабе целой вселенной, которая объединяет всех участников и пользователей. Если кратко:

  • Сперва расскажите историю от лица героя;
  • Поднимитесь на уровень выше и посмотрите на сюжет «сверху», постарайтесь представить себе многосюжетную историю;
  • Масштабируйте свои идеи до целой вселенной, которая объединяет в себе всех пользователей.

Итоги

Почему дизайн — это про истории

Мы постоянно взаимодействуем друг с другом и с миром, а мир — с нами. Люди общаются друг с другом вербально, через речь или текст, одежда, внешний вид человека также могут многое о нем рассказать. Создавая интерфейсы, дизайнер также взаимодействует с пользователем, хоть и опосредованно, через продукт. В такой ситуации у дизайнера нет возможности дать подсказку или что-то объяснить напрямую. Именно поэтому важно тщательно продумать и грамотно составить историю, сделав ее интуитивно понятной. От этого выигрывают как наши пользователи, так и мы сами, получая новые возможности для творчества и самореализации: креативность заключается не в количестве идей, а в качестве историй которые вы рассказываете.

И помните:

  • Чтобы создавать опыт, а не функции, необходимо подумать о глобальной цели продукта. Для этого нужно ответить на вопрос, какие проблемы пользователь сможет решить и какие ценности мы хотим донести до человека.
  • Хороший нарратив в дизайне помогает улучшить восприятие продукта и увеличить его ценность для пользователя. Для дизайнера же это способ рассказать свою историю, выступая нарратором.
  • Рассказывая истории от лица героя, вы погружаетесь в нарратив. Для того чтобы стать нарратором, нужно возвыситься над героем и посмотреть на сюжет «сверху», масштабировав свои идеи до целой вселенной, которая объединяет всех пользователей.
1010
1 комментарий

Об историях

Ответить