Дизайн
Doc Doc
1571

В поисках длинного тире: как полюбить правила русского языка

Привет! Я — Ваня Соловьёв, дизайн-директор в DocDoc (входит в группу Сбербанк). Сегодня рубрика 🌝 Лекторий, в которой рассказываем обо всём и понемногу.

В закладки

Мы, в команде дизайна, любим систематизировать знания и процессы:

  • вносим повторяющиеся элементы в гайдлайны и описываем их правила построения, когда проектируем интерфейс продукта;
  • создаём корпоративные шаблоны, когда менеджеры часто подходят к нам и просят «привести презентации в порядок»;
  • с помощью брендбука объясняем, как взаимодействовать с фирменным стилем и создавать иллюстрации, когда начинаем плотно работать с подрядчиками;
  • создаем конструктор иллюстраций в Figma, когда для приложения нужно нарисовать кучу иллюстраций.

Такая систематизация помогает исключить повторяющиеся задачи из рабочего процесса.

Всё началось с проблемы

В качественном дизайне мне нравится выверенная типографика и соблюдение правил орфографии и пунктуации русского языка. Разница между кавычками «ёлочки» и "лапки" или тонкая грань между дефисом и средним тире — знания, которые помогают сделать интерфейс эстетически аккуратным. Я решил внедрить некоторые из правил в наши процессы для дизайнеров, коллег и подрядчиков.

Первые две попытки систематизировать базовые правила русского языка закончились провалом.

Вторая версия типографики

Версия 1.0 состояла только из текста с правилами, их было много и осилить всё было не просто, поэтому ребята не читали. Во второй версии правил поубавилось и появились примеры. Стало понятнее, но процент «вовлеченных» вырос не сильно — это по-прежнему был длинный список правил без четкой структуры.

Одно правило — одна карточка

Третья версия стала проще в освоении. За основу был взят формат карточек, он же Сторис, и в каждую карточку вынесено по одному правилу. Уменьшилось количество правил, остались только базовые. Разделил их на четыре смысловые части, в каждой по 8–10 правил с примерами и горячими клавишами.

Третья версия типографики

Базовые правила русского языка в карточках

Если карточки помогли вам полюбить типографику, напишите об этом в комментариях. Нам будет приятно 🤗

Кавычки, виды тире, валюты, отбивка чисел и висячие предлоги.

Номера телефонов, физические величины, время, знаки и числа.

Адреса, виды списков и сокращения.

Даты и их диапазоны — пригодится для таблиц.

Вместо итогов

Финал рассказа остаётся открытым. C момента запуска последней версии прошёл только месяц и еще рано делать выводы. Пока я увидел две презентации менеджеров и один макет дизайнера, где появились длинные тире и правильные кавычки — динамика положительная.

{ "author_name": "Doc Doc", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 16, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 65489, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 24 Apr 2019 09:13:29 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Ну вот... Только первая карточка, а мозг доверчивого читателя уже взорван. =(

Ответить
1

Спасибо за замечание — поправили. Хорошего вам дня.

Ответить
2

Если вы открыты к замечаниям, то позвольте заметить, что только в этой карточке на мой взгляд есть еще 2 пунктуационные ошибки — отсутствует тире в первом предложении и лишняя запятая во втором. Все бы ничего, я и сам не без греха и в личной переписке забиваю на правила, но ведь это буквально статья про правила русского языка!

Ответить
1

Спасибо за замечание — поправили. Вот вам три ❤️❤️❤️

Ответить
0

В продолжение темы.
«Ёлочки» хотя бы на Маках можно ввести с клавиатуры стандартными средствами.
А как с «лапками» рекомендуете быть?

P.S. Хотя, честно сказать, лично я, не смотря на дотошность, просто цинично забиваю на использование «лапок» и пользуюсь обычными прямыми двойными верхними кавычками (которые стандартно есть около Enter на клавиатуре). И что-то мне подсказывает, что по этой же причине борьба за массовое использование «лапок» давно, увы, превратилась донкихотовщину (я не говорю о серьёзной книжной типографике, конечно). Обычные кавычки проще, понятнее, доступнее, их непарность не особо волнует, а верхние «лапки» с ними ещё и подло путаются визуально.

Ответить
0

Эт я знаю. Хороший вариант для энтузиастов-любителей.
Но на сколько это решение подходит для народных масс, так сказать? Что-то я сомневаюсь.

Ответить
0

Народным массам плевать, они даже запятые не ставят.

Ответить
0

)) Я не о них.

Ответить
0

Мы тоже не извращаемся и используем прямые двойные верхние кавычки. В русскоязычном дизайне «лапки» встречается редко и можно их заменять на верхние кавычки. Мне кажется, для обывателя нет разницы между верхними кавычками и «лапками» :)

Ответить
0

И даже надежда на то, что в следующей карточке казус будет раскрыт, не оправдывается. Дальше уже про дефис.

Ответить
2

здесь не нужны запятые

Ответить
2

С одной стороны стыдно, а с другой радостно, что карточки стали еще лучше. Спасибо вам ДЫРЯВЫЙ ТАКСИТ 🤗

Ответить
1

Кекнул с ника. Ты бы троллировал таксистов в постах про агрегаторы такси, было бы весело

Ответить
1

Недавно, в телеграм-канале UX Notes, был пост t-do.ru/uxnotes/432, где есть все эти правила, в удобном формате. Причем документ 2014 года, автор Илья Рудерман

Ответить
0

А Артемий — против!
Как говорится: FIGHT!!!
=)

Ответить
0

Это я люблю.
Но почему это все не в одном месте? Такое я не люблю. Хочется сохранить, но все сразу. Можно тут в закладки, то эт не то.

Ответить

Комментарии

null