Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Как привлечь внимание подростков к изучению истории и традиций через яркий визуальный ряд задумались мы на проекте. И визуализировали исторических героев с помощью достижений нейросети.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Тема искусственного интеллекта и нейросетей в образовании стала волновать общественность в последнее время не только с эстетической, но еще и с этической, и с практической стороны. Как быстро искусственный интеллект заменит необходимость учить и запоминать факты? И профессионально ли использовать новейшие достижения и преподавателям, и ученикам?

Но мы для начала решили обратиться к визуальным эффектам и картинам, которые предоставляет искусственный интеллект, и их использованию в образовательном процессе.

Известно, что современные школьники, да и многие молодые люди в целом в подавляющем большинстве визуалы. Для того чтобы привлечь внимание подростков, учителя используют презентации, фильмы, проводят химические и физические эксперименты. И если естественно-научные предметы находятся в более выигрышном положении, то преподаватели таких дисциплин, как история, философия и литература должны придумывать новые способы привлечения внимания современных подростков. А если тема не входит в школьную программу? Миссия стремится к тому, чтобы стать и вовсе невыполнимой.

Непросто привлечь подростка к изучению истории культуры и традиций, ведь десятками лет складывалось стереотипное мнение, что это все скучно, занудно и не актуально, да и никому не нужно сегодня.

Как мы можем иллюстрировать факты, пусть даже любопытные и показательные, из истории, например, еврейской? Еще пару лет назад для привлечения внимания аудитории еврейские группы в социальных сетях использовали классические картины, иллюстрации, а самым популярным было использование фотографий с «типичными еврейскими признаками» — мальчики в жилетках и кипах, девушки в скромных платьях с длинными рукавами, стол с белой скатертью и т. д.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

И это логично, ведь еврейские паблики (если они не про анекдоты) пишут про традиции, исконно-посконные корни. Да и сложно найти крутое изображение, например, Ноя или царя Давида. А уж чтобы сделать с этими персонажами видео, требуется и вовсе хорошая театральная подготовка.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Так и складывается система: рассказать про особенности внешнего вида — значит мальчик в кипе или религиозный человек, традиция и Тора — свиток или просто часть желтой страницы с еврейскими письменами, притчи — лубочные картинки. По этому пути идут многие образовательные курсы и школы.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Естественно, такой визуальный ряд не привлекает современных подростков, не зажигает их интерес, не заставляет их слушать лекцию. И, как следствие, в основном слушателями подобных образовательных курсов становятся взрослые, состоявшиеся люди, обычно уже имеющие высшее образование и желающие углубить свои знания или расширить свои горизонты.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Чтобы привлечь новое поколение, мы меняем программу, внедряем новые форматы, экспериментируем, чтобы достичь максимальной вовлеченности подростков. Но визуальная составляющая долгое время оставляла желать лучшего и откидывала нас на много лет назад.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Но в последние годы нейросети стали так стремительно развиваться и становиться доступными большинству, что даже академические образовательные курсы 12–13.club не смогли устоять и не попробовать. Обновленные и доступные нейросети помогли не только визуализировать героев древности, но и заставили пересмотреть подходы преподавания истории для молодых людей.

Баннер 12 сезона образовательных курсов для подростков
Баннер 12 сезона образовательных курсов для подростков

Визуализация древности

Попытки визуализировать, скажем, библейские сюжеты — не новая задача. Тысячи картин эпохи Ренессанса, фресок и икон стремятся передать библейские сюжеты ярче, чтобы произвести наибольшее впечатление. Бывали и казусы, с которыми сталкивались как живописцы, так и сегодняшние нейросети, в случае недопонимания. Например, рогатый Моисей Микеланджело, Гюстава Доре, Джентиле да Фабриано и других появился… из-за неточности перевода.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Темой двенадцатого сезона образовательного проекта 12–13.club для подростков мы задумали сделать еврейских лидеров — от Авраама до наших современников. И если с современниками особых проблем нет, то как визуализировать библейских, средневековых персонажей? Да и героев XX века? Что, снова темные картины и черно-белые фотографии?

Мы обратились к искусственному интеллекту, и вот что получалось сначала — что-то невнятное, как и в большинстве случаев.

А что же учебная программа? Нет, мы не предлагали ChatGPT составить ее за нас. Хотя и здесь не обошлось без экспериментов. Преподаватель модуля «Тексты» каждый сезон предлагает новые темы занятий по Торе. Узнав, что общее направление весеннего сезона — лидерство, преподаватель воспользовался одним из ресурсов, который предложил темы для обсуждения. Мы, разумеется, не стали «списывать» у искусственного разума, но преподаватель использовал предложенные идеи для формирования своей новой программы.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

Вот какие темы предложил нам искусственный интеллект:

  • Лидерство Моисея: изучение жизни и деятельности Моисея как лидера еврейского народа. Анализ его качеств и навыков, которые помогли ему вывести народ из Египта и создать еврейскую нацию.
  • Лидерство Иосифа: изучение жизни и деятельности Иосифа как лидера в Египте. Анализ его качеств и навыков, которые помогли ему стать вторым человеком в Египте и спасти свою семью и народ от голода.
  • Лидерство Давида: изучение жизни и деятельности Давида как лидера Израиля. Анализ его качеств и навыков, которые помогли ему стать королем Израиля и создать мощное государство.

А вот , что в итоге легло в основу программы по модулю «Тексты»:

1. Женщины-лидеры Мирьям, Дебора, Эстер

2. Иосиф и Мордехай как еврейские лидеры диаспоры

3. Рут — лидер, который принимает иудаизм. Роль «евреев по выбору» в истории еврейского народа.

4. Иеровоам: сепаратист или борец за свободу? Взгляд на Северное царство и чему нас может научить опыт его лидеров.

Нейросети, подростки и библейские лидеры. Или как привлечь внимание к скучной истории

В целом в составлении программы мы пошли по пути рассказа еврейской истории через личности, через еврейских лидеров. На курсе мы обсуждаем лидерские качества, отмечаем отрицательные черты наших героев, среди которых не только цари и политики, но и ученые, литераторы, мыслители. Мы стремимся к тому, чтобы учащиеся задавали вопросы, проверяли информацию, ставили ее под сомнение. И даже учим их сторителлингу на темах о характерах еврейских героев. И, конечно же, теперь и визуальный ряд мы стараемся актуализировать.

Эксперты считают*, что нейросети в недалеком будущем станут помощниками преподавателя, создавая виртуальную реальность того, о чем тот рассказывает, генерируя визуальный ряд, который будет всегда актуальным. Мы очень на это рассчитываем. А пока используем те возможности, которые предоставляют нам существующие достижения искусственного интеллекта.

Как вам наша новаторская находка? Хотим узнать мнение специалистов.

Оцените наш визуальный подход?
Норм
Креативненько
Такое
Ваш вариант в комментарии?
Советы? Рекомендации?
44
Начать дискуссию