«Чекни текст, плиз»: как редакторам стать полноценными в продуктовых командах
Редакторы, знайте: если у вас в компании тексты пишут все кому не лень, и вы чувствуете себя ненужными, проблема не в вас. Дело в процессах. Но не отчаивайтесь, утрите слёзы, отложите планы мести👺 — это можно исправить.
А, может, и так норм?
Я расскажу, как бывает. А вы решайте сами.
В книге Leading Content Design упоминается три уровня работы с текстом: Surface (Поверхность), Structure (Структура) и Scope (Цели, Контекст).
Если в проекте вы только перефразируете слова и проверяете орфографию с пунктуацией, то этого от вас и будут ожидать. Вам продолжат носить только мелкие задачи (и они, конечно же, всегда будут срочные🙂). Вы всегда будете завалены только операционкой, поэтому забудьте про реальное влияние на продукт.
Чтобы в этом не погрязнуть, надо показывать, на что вы способны и что такое по-настоящему хорошая редактура. Начните менять отношение к вашей работе, с тех, с кем работаете бок о бок — например, с дизайнеров или маркетологов. Там у вас уже есть какой-никакой кредит доверия.
Если же вас и компанию всё устраивает, то вы нашли своё место под солнцем. Моя статья для тех, от кого компания ожидает большей пользы, но в команде не удается раскрыть свой потенциал.
Создаём бренд редакции в компании
Бренд редакции? Пфф, это что вообще такое?
Рэйчел Макконнел, автор книги Leading Content Design, убеждена: можно нанять хоть армию редакторов, но, если внутри компании не знают, в чём польза редактуры с точки зрения продукта и бизнеса, всё бесполезно. И, откровенно говоря, редакция едва ли сможет расти как отдел, если стейкхолдеры в этом не разберутся.
А без этого, надо признать, редакторы не могут стать равноправными членами команды и остаются, разве что, консультантами, которые делятся знаниями, но не влияют на продукт.
Продвигая редакторские услуги, помните, что это как продавать реальные услуги на реальном рынке. Для начала надо продумать понятное позиционирование, «дать рекламу» и повышать лояльность заказчиков.
Заведите страничку редакции в Confluence или в любом другом сервисе, который использует компания. Расскажите о своей команде:
— по каким вопросам обращаться, с чем поможете;
— что нужно предоставить, чтобы вы приступили к задаче;
— что учесть при работе с вами;
— на какие метрики успешности опираетесь.
Работа над брендом редакции не заканчивается никогда — продолжайте напоминать о себе. Например, сделайте забавные обои для Zoom и распространите их среди редакторов, встройтесь в корпоративную рассылку со своей рубрикой, сделайте плакаты про работу с текстом для офиса или стикеры для мессенджера.
Увязываем цели редакции с продуктовыми и бизнес-целями
Считаете, что редакторы — типичные творческие? Вы отстали от жизни. На рынке уже обитают совсем другие специалисты.
На мой взгляд, редакция не может напрямую влиять на бизнес-цели, но опосредованно — через продуктовые цели — вполне.
Разбираемся, какие тексты пишутся в компании
Чтобы нести ответственность за тексты, нужно понимать, с чем имеем дело.
Для этого удобно разработать карту экосистемы контента, которая поможет разобраться:
— какой контент создается в компании;
— кто за него отвечает;
— для чего используется.
Так вы будете точно знать, к кому сходить, чтобы синхронизировать работу — и потихоньку распространите своё влияние на все отделы.
Пока кусочки текстов проходят мимо пишущих специалистов и редполитики, контент создается ситуативно и из-за этого малоэффективен (выхлоп от разрозненных текстов вообще сложно измерить).
Такая карта контента покажет стейкхолдерам и всем сомневающимся, как много контента создается в компании на постоянной основе и как всё нецельно в плане голоса компании и смыслов. Последнее может вызывать недоверие клиентов и мешать бренд-маркетингу.
— Все ли тексты в компании проходят редакторскую проверку? Если да, то как удалось этого достичь?
Расставляем границы: проясняем ответственных
Так вы избежите споров по текстам и дублирования функций.
В код или в дизайнерский макет редко влезают без спроса, но с текстами такое происходит постоянно (руководитель переписывающий всё на свой вкус — совсем не мифический персонаж!🙄).
Когда все могут переписать текст, никто на самом деле не несёт за него ответственность. Финальное решение по тексту должен принимать один человек. Иначе начинается базар: качество от этого не вырастет, а количество ссор и обид очень даже.
Чтобы этого не допустить, можно пользоваться инструментом, который я нашла в книге Leading Content Design, — таблицой RACI, её собирают на основе карты контента из предыдущего пункта.
Суть её в том, что для каждого типа контента нужно определить:
— Responsible: кто принимает финальное решение по тексту.
— Accountable: кому нужно показать текст в процессе работы.
— Consulted: кому можно показать текст, чтобы получить дополнение.
— Informed: кому нужно доложить о статусе работы с текстом и результате.
Ответственными могут быть целые команды или конкретные люди.
Сходите к руководителям команд, чтобы верно определить их роли. Покажите таблицу всем командам и стейкхолдерам, чтобы границы ответственности были им известны. Подсветите им риски размытой ответственности. Например, неточности в тексте могут привести к судебным разбирательствам, а неактуальные цены — стоить компании денег.
— Часто ли встречаются конфликты на почве того, чье финальное слово по тексту в макете? Как, на твой взгляд, можно избежать таких споров?
Делимся результатами в виде кейсов
Рассказывайте о результатах проектов, в которых поучаствовали редакторы, на общих встречах, на демо. Плохие результаты тоже важны: отрефлексированные, они принесут пользу другим командам.
Представлять кейсы могут не только руководители контент-команд, но и редакторы, которые отвечали за проект. Пусть каждый член команды получит свою порцию аплодисментов.
Благодаря выступлениям на общих встречах, вы сможете продемонстрировать, как работает редакция: с какими задачами и по каким процессам. Также это возможность познакомить другие команды с редакторами.
Организуем редакторское комьюнити
Пусть редакция станет местом, где вытачивается мастерство и к редакторскому ремеслу относятся с уважением и любовью. Такое отношение постепенно перекочёвывает и в другие команды.
Найдите время для регулярных встреч, где:
— обсуждают, как улучшить редакционные процессы;
— проводят ревью работ;
— делятся интересным или сложным в работе с другими командами;
— проводят ретроспективу работы редакции и обсуждают новые командные цели;
— готовят редакционные гайды;
— спорят, а не только, открыв рот, слушают руководителя;
— просто болтают, что здорово расслабляет и улучшает климат в редакции.
Пусть эти встречи будут открытыми и для других команд.
Обучайте коллег писать — это тоже помогает редакторам завоевать авторитет. Какая здесь связь, спросите вы. Если всех обучить писать, то редакторы не понадобятся. Но всё работает иначе: вы устраиваете мастер-классы для коллег → они знакомятся с вашей работой → вдохновляются кейсами → хотят так же → в редакцию протаптывается дорожка.
— Считаешь ли ты важным создавать комьюнити вокруг контента в компании?
Работаем в общекомандном таск-трекере
Если вам не ставят задачи или ставят, но в личках — может, пора Магомеду прийти к горе?
Чем прозрачнее рабочий процесс контент-команды, тем охотнее другие команды сотрудничают с редакторами. Никто не хочет зависеть от того, чью работу трудно предсказать и контроллировать.
Планирование задач в одном пространстве (таск-трекере/доске) с другими командами (ну или хотя бы с дизайнерами) повышает предсказуемость и дает контроль. Редактора вероятнее не забудут позвать, и каждый текст пройдет проверку.
— Насколько важно быть в одном таск-трекере и что это даёт?
Вместо итогов и советов — несколько мыслей, которые помогали мне когда-то не провалиться в яму отчаяния
Все, кто строил редакции с нуля, знают, как сложно убедить другие команды работать с редакторами не только, как с исполнителями. Это марафон, а не спринт, поэтому важно не опускать руки раньше времени.
Делайте каждый день по маленькому шажочку — общайтесь с коллегами про важность качественного контента, знакомьтесь, показывайте работу — и редакторы займут своё место в команде и в компании ♥.
проверить на запятые могут специальные сервисы
здорово, что такие есть)