Как создать портфолио, если ничего особо нет

Как создать портфолио, если ничего особо нет

С того времени, когда я активно заполнял портфолио прошла пара лет и чаще меня можно встретить как технического интервьюера.

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о том, где найти проекты, которые вы сможете добавить в портфолио.

Саша Ефремов, Старший дизайнер Usetech

Я Саша — занимаюсь продуктовым дизайном уже более 6 лет. Я прошёл путь от программиста и дизайнера в отделе маркетинга до старшего дизайнера в крупном финтех продукте. А ещё я веду канал о продуктовом дизайне. Подписывайтесь, там интересно.

В нескольких компаниях я занимался техническим интервью дизайнеров и иногда их поиском. Сейчас тоже бывает необходимость, но намного меньше. Чаще всего найм и вообще интервью зависят от множества факторов:

  • специализация компании
  • установленный процесс найма
  • потребности в текущей вакансии
  • личные требования интервьюера
  • ситуативные моментырезюме и портфолио кандидата

Почти ни на что из этого мы не можем повлиять, если не знаем внутреннюю кухню, но на свою часть, резюме и портфолио, повлиять мы можем. В этот раз я не буду затрагивать составление резюме. Если вам интересна эта тема — дайте знать в комментариях или Телеграм и я напишу о своём видении хорошего резюме кандидата на позицию продуктового дизайнера. Итак, начнём.

Что хочет видеть работодатель в качестве портфолио?

Вся суть портфолио заключается в том, чтобы показать ваш опыт работы и то, какие задачи вы решали. Казалось бы, всё просто, но вся сложность раскрывается в моменте создания. Что показать? Как показать? А что включить?… и т.д.

Ваше портфолио и работы в нём должны продемонстрировать опыт решения продуктовых задач и рассказать о том, как вы работаете над ними.

Для того, чтобы показать, что вы классный специалист, не нужно загружать все работы. Многие начинающие, и не только, дизайнеры хотят показать абсолютно всё что они делали. Рекрутерам, ищущим кандидата и оценивающим ваши портфолио достаточно лучших и, желательно, последних кейсов.

3–4 работы будет достаточно. Одна это слишком мало, а больше смотреть, скорее всего, не будут.

Лично я хочу видеть структуру в кейсе. Понимать, чем человек занимался на проекте, какими задачами и метриками оперировал.

Может быть так, что кандидат сделал небольшое приложение, но делал разные задачи, проводил интервью и исследования, валидировал свои решения и участвовал в развитии продукта.

С другой стороны, в кейсе большой компании дизайнер мог всего лишь выполнять чётко поставленную задачу в таск-трекере, хотя название работы будет громким.

Это всё хорошо, но как создать портфолио, если ничего нет?

С такой проблемой сталкиваются ребята, прошедшие онлайн курсы или те, кто долго работал над одним закрытым проектом, или делал мелкие задачи из разряда «эту кнопку пододвинь, а ту перекрась».

Портфолио не появляется просто так, но есть некоторые «лайфхаки», которые смогут вам помочь.

Правда, всё равно придётся работать :(

Как создать портфолио, если ничего особо нет

Вы можете предложить новые фичи существующему сервису

Раньше такие решения назывались редизайном, но редизайн это немного другое. Это самое трудозатратное в плане соотношения «потраченное время» — «польза», но его не стоит сбрасывать со счетов. Несколько лет назад был настоящий бум редизайнов. Дизайнеры предлагали свои решения, улучшали UI и интерфейсы, исправляли «ошибки», а потом мы поняли, что перерисовать интерфейс ≠ сделать свою работу как дизайнера.

За каждым интерфейсом стоит задача, бизнес, боль клиента. Мы пытаемся решить эти задачи и уменьшить боли через интерфейс. Иногда интерфейса вообще может не быть, но кейс будет. Его просто нужно правильно представить.

Как создать портфолио, если ничего особо нет

Редизайн Кинопоиска в целом интересен, но не несёт никакой пользы продукту. Вы не знаете как ведут себя клиенты, что хотят, какие есть условия у кинопрокатчиков. Что вы можете сделать в данной ситуации?

Вы можете подумать о какой-либо функциональности. Допустим, я хочу подарить просмотр кино другу или я хочу делать свои подброки фильмов под настроение и делиться с другими пользователями кинопоиска. Ведь изначально кинопоиск был сервисом оценки фильмов.

Что я могу сделать? Я могу придумать новую функциональность и предложить своё оформленное решение.

Такой кейс будет в разы лучше, чем простой редизайн. Вы пройдете этапы анализа, интервью, первых решений, валидации своих гипотез. Единственное, что вы никак не затронете — не обсудите ваши задачи с разработчиками и другими членами команды, но это уже не так страшно в разрезе кейса.

Что взять и предложить? Смотрите сами. Я бы предложил вам решать свои боли, так проект будет максимально личным. Можно помогать знакомым с их болями или пойти на условные форумы/отзывики и узнать, что можно было бы улучшить.

Можно сделать свой пет-проект

Под пет-проектом я понимаю любой продукт, который вы как дизайнер будете создавать. Будете вы это делать один или с командой — зависит только от вас. Главная идея в том, чтобы создать продукт.

Тут я сразу скажу, что не стоит замахиваться на большие решения. Предложите небольшую функциональность. Пусть это будет «ещё один таймер для спортзала». Для того, чтобы его сделать, вы пройдёте всё те же этапы создания продукта и даже чуть больше.

Узнайте о возможной аудитории, уточните их потребности, предложите решения и какие-то первые наработки для оценки, сделайте дизайн, протестируйте его, соберите и выпустите в продакшн. Можете дополнительно изучать аналитику по вашему решению.

Как создать портфолио, если ничего особо нет

Как итог вы получите целый вагон опыта, но это трудозатратное действие. Подготовьтесь, что за один вечер ничего не будет сделано.

Ещё раз повторюсь: не пытайтесь сделать онлайн-кинотеатр или банк как пет-проект. Вы просто не сможете сделать это в одиночку или маленькой командой. Попробуйте что-то совсем простое. Таймеры, справочные сервисы, где не нужен онлайн и прочая функциональность, локальные таск-трекеры и прочее. Одно из простых приложений, которое всегда приходит мне на ум — счётчик выпитой воды. Оно локально, ему не нужен онлайн, и значит стоимость разработки достаточно низкая.

Участие в благотворительном проекте

Тут всё понятно, но нужно будет найти такие типы проектов, чтобы они подошли под ваши нужды.

Часто благотворительными могут быть социальные проекты (домашнее насилие, помощь бездомным или животным, информирование о локальных городских событиях или небольшие ивенты в вашем городе) или проекты бюджетных организаций (мы однажды делали гостевые прогулочные маршруты для городской библиотеки за символическую плату, которая покрыла только человеко-часы).

Важно, чтобы цели проекта совпадали с вашими.

Будучи продуктовым дизайнером, я иногда беру в работу благотворительные проекты. Один из них дизайн стикеров, а другой — логотип и айдентика гостевого маршрута Екатеринбурга.

Помогли ли эти проекты в моей профессиональной области? Не совсем, но лично мне они дали возможность участия в жизни людей и причастность к общему делу.

Я не могу подсказать, где и как искать благотворительные проекты. Я чаще всего работал с ними по сарафанному радио, через друзей и знакомых. Здесь вам могут помочь каналы для дизайнеров и большие комьюнити.

Пойти на стажировку и взять кейс оттуда

Сейчас многие компании предлагают стажировки. Вы можете найти сервисы в интернете или просто ходить по страницам больших и не очень компаний. Некоторые из них могут дать действительно интересные кейсы, но не нужно рассчитывать на то, что вам дадут вести новый продукт.

Есть несколько возможных исходов из стажировки. Вам могут предложить место в компании, или вы просто наберётесь опыта и, возможно, познакомитесь с опытными дизайнерами, что даст вам больше шансов на успешный поиск работы.

Главный плюс в том, что вы сможете рассказать о своей стажировке и поделиться кейсом.

Сейчас уже есть сервисы, которые агрегируют все известные стажировки у себя. Один из таких сервисов — Intern Sheep (платный). Вы можете бесплатно проверять большие компании на наличие стажировок. Какие-то из них оплачиваемые. Например: Тинькофф предлагает стажировки дизайнерам, Яндекс тоже набирает стажёров.

Участие в челленджах/прокачках

Ещё один из способов придумать себе задачу и решить её, а точнее, сделать так, чтобы другие придумали задачу за вас — найти челленджи или ежедневные прокачки.

Как создать портфолио, если ничего особо нет

Такие задания можно расширить до полноценного проекта, да и сами задачи помогут прокачать вам UX и UI, но будьте осторожны, одно задание, как и несколько заданий в ряд не тянут на кейс. Кейс должен быть логически связан.

Самый простой тип челленджа вы можете найти на sharpen. Их сделали бывшие сотрудники Гугла. Инструмент предлагает короткие задания, которые вы можете расширить до целого кейса и персонализировать.

Также можете заглянуть на сервис со статичными заданиями — uxchallenge.

Если вам дали сначала задачу сделать калькулятор, а потом решить как лучше собрать страницу логина, то это два разных кейса, не стоит их объединять.

В общем, челленджи — это хороший способ прокачаться и расширить одну из задач до целого кейса, главное помните, что не нужно брать сложные задачи по типу финтех продуктов или любого другого крупного бизнеса, так как в каждом из них подводных камней больше, чем может показаться на первый взгляд.

Участие в конкурсах

И еще один вариант — участие в хакатонах или подобных конкурсных проектах. Главный плюс этого способа — наличие других кандидатов или команды, которые готовы реализовывать продукт вместе с вами.

Минусы, конечно, тоже есть: время будет ограничено, а после самого события мало кто готов будет продолжить работать, но могут быть и энтузиасты. Помимо сжатых сроков вы будете ограничены в ресурсах и не сможете пройти «идеальный» дизайн процесс. Ни один процесс не бывает идеальным. Даже в топ компаниях. Это будет отличным опытом.

Поищите проходящие IT-мероприятия, где могут быть хакатоны или командные задачи.

Ещё немного советов

На протяжении любого проекта, будь то новая функциональность действующего сервиса или абсолютно новый продукт с хакатона, документируйте ваши шаги. Достаточно небольших заметок с фото или скринами, чтобы потом вам было проще расшифровать и выстроить рассказ в путь.

Ваше портфолио может быть оформлено как в специализированном онлайн-сервисе Behance или Dprofile, так и в Notion или быть представлено как отдельный сайт. Тут главное, чтобы эта площадка работала, быстро грузилась и была понятной.

Обязательно прикладывайте ссылку в читабельном формате. На том же hh есть раздел для ссылки. Когда просматриваешь более 15 кандидатов за раз, то очень хочется отсеить тех, кто не приложил ссылку на портфолио, или приложил просто в тексте.

Некоторые дизайнеры любят и хотят показать, что они креативные, но просматривая по 10–20 резюме за раз, очень неудобно искать что-то в «оригинальной» навигации или слушать музыку на заднем фоне.

Я не противник классных сайтов, которые вызывают эмоции. Оставляйте их и показывайте, делитесь, но для поиска вакансии подготовьте более спокойную версию.

Если вы будете выгружать или оформлять своё портфолио в формате презентации (а так тоже бывает требуют) — убедитесь, что оно весит не больше 15 Mb, так как не у всех есть возможность и время загружать большой файл.

Как создать портфолио, если ничего особо нет

Не бойтесь вдохновляться чужими работами. Я даже советую вам смотреть то, как оформляют свои кейсы другие дизайнеры. Просмотрите 15–20 штук кейсов на том же Behance в разделе «Case study» и вы увидите общую структуру и единые паттерны. Придерживайтесь их.

Постарайтесь не перегружать кейс экранами, которые вы делали на проекте. Вам может казаться, что поместить 4 экрана регистрации пользователя это хороший ход, но по факту, почти все дизайнеры делали регистрацию и понимают как она работает (если это не какая-то усовершенствованная версия регистрации, тогда конечно размещайте). Используйте дизайны экранов именно в том контексте, о котором рассказываете. Это подчеркнёт вашу логику и структуру.

Итог

Теперь вы знаете ещё больше стартовых мест для начала работы над новым проектом для кейса.

От вас остаётся всего ничего — начать работу, сделать кейс, который будет вам нравится и оформить его так, чтобы работодатель захотел вас пригласить на собеседование.

1818
24 комментария

Заходите на сайт godesigner.ru смотрите питчи, выбираете и делаете. Туда приходят за логотипами, сайтами и инфографикой. Два-три проекта и первые работы в портфолио!

1
Ответить

Продуктовые заказы тоже есть?

Ответить

Классная статья!) Я после прохождения онлайн-курса долго пыталась найти материал для портфолио и решила, что можно попробовать предложить свои услуги сервисному бизнесу. Сейчас очень много новостроек, куда уже на момент строительства на первом этаже образовывается какой-то бизнес - салон красоты, магазины хозяйственные и кофейни. Я поспрашивала не нужен ли им сайт или может как-то можно улучшить уже существующий или требуется помощь в работе с социальными сетями. Откликнулось три человека и портфолио уже не было пустым

1
Ответить

статья пушка!

1
Ответить

Одна это слишком малоОднако, этого слишком мало.

Так, пожалуй, будет лучше.

Ответить

Спасибо 🙏🏻

1
Ответить

3–4 работы будет достаточно. Одна это слишком мало, а больше смотреть, скорее всего, не будут.

Откуда вы это берёте? Я регулярно ищу дизайнеров/иллюстраторов и прям уверенно говорю, что 3–4 работы это вообще ни о чём. Более того — и 10 это чаще всего мало.

Мне надо посмотреть разные стили, разные возможности человека. По 3–4 работам вообще ничего не видно.

И да, нет никакой проблемы в просмотре 30–50 работ. Это же просто страничка с картинками, выбираешь то, что интересно и рассматриваешь.

Ответить