От камерной встречи в Брянске до туров по всей России: история Дизайн-выходных

В марте 2023 года состоялись XLII Дизайн-выходные. Вместе с командой подкаста «Дизайн прост» мы записали девять эпизодов специального сезона с участниками конференции. Первый выпуск — интервью с основателями проекта «Дизайн-выходных» Вячеславом Правдзинским и Артёмом Геллером об истории, принципах и дальнейших планах команды. В материале делимся беседой.

<i>Ведущие подкаста — Павел Ярец, дизайнер, спикер профессии «Графический дизайнер» и Юрий Irdiz Сиденко, программный директор направления «Дизайн» в Skillbox.</i>
Ведущие подкаста — Павел Ярец, дизайнер, спикер профессии «Графический дизайнер» и Юрий Irdiz Сиденко, программный директор направления «Дизайн» в Skillbox.

– Это подкаст «Дизайн прост», и его ведущие — Юра и Паша. Сегодня мы пообщаемся со Славой и Артёмом, организаторами «Дизайн-выходных». Ребята, сколько существует ваш проект?

– 11 лет, которые включают в себя 42 мероприятия, 25 городов и 28 000 человек.

– Как и зачем вы создали это сообщество?

– Несколько лет назад Артём вместе с ребятами поехал в Брянск, чтобы выступить перед дизайнерами. Они назвали это Design Day — было модно называть мероприятия по-английски. Это было время Твиттера, которым все активно пользовались. Я увидел твит про событие и подумал, что будет здорово что-то подобное устроить в Костроме, моём родном городе.

Мы связались с Артёмом, стали обсуждать этот вариант, хотя до этого не были знакомы. Заметили друг друга в социальных сетях и начали что-то делать.

С нашей принимающей стороны был запрос привезти классных ребят. Я собрал своих друзей, каждый из них обладал каким-то ресурсом. Администратор гостиницы был нашим знакомым и предложил расселить гостей бесплатно, за партнёрские интеграции. Моя бывшая начальница в департаменте туризма предложила организовать нам автобус. Он назывался «Балет Кострома», на нём дизайнеры ездили туда и обратно. Другая знакомая, редактор Алёна Шишкина, дала нам пять рекламных модулей в своём журнале. Мы собрали около 50 000 рублей, при этом в город приехали 35 спикеров и 650 участников из 30 разных городов.

Многие ребята были знакомыми Артёма. Всем понравились впечатления от Брянска — это напоминало своеобразный road trip, интересное дорожное приключение. Ребята вырвались из привычного городского контекста: работа — дом — работа — дом. Поэтому было довольно несложно снова собрать всех в Костроме.

Основу Дизайн-выходных заложил авантюрный дух, эффект дружеской тусовки. Там не было разделения на уровни: звёзды и простые люди. Мы до сих пор максимально поддерживаем это настроение внутри комьюнити и не создаём кумиров из профессионалов.

<i>Фото команды МТС. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/8koWUU_W4XxOGw</i>
Фото команды МТС. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/8koWUU_W4XxOGw

Мероприятие было принципиально бесплатным: мы не очень любим деньги, поэтому не хотели брать плату со зрителей. Главная идея события — практикующие спикеры рассказывают только про то, чем занимаются в жизни. Никаких промо-докладов, селф пиара и продажных маркетинговых лекций. Эти принципы сформировались и зафиксировались с первого мероприятия.

«Дизайн-выходные» — это наша культура и комьюнити. Здесь каждого члена команды можно назвать волонтёром. Мы больше не знаем мероприятий с таким уровнем самоорганизации. Все друг другу помогают, что-то подсказывают, бегут включать проекторы и микрофоны. Нет какого-то дяди, от которого ребята ждут приказ. У нас даже нет модераторов, но самоорганизация от этого не страдает и остаётся на высоком уровне.

<i>Фото команды Wemakefab. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/ltiwihVAZg_4Gw</i>
Фото команды Wemakefab. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/ltiwihVAZg_4Gw

– Получается, на такую замечательную тусовку ездят одни и те же люди, для которых это становится традицией?

– И да, и нет. С одной стороны, мы каждый раз устаём на мероприятии здороваться с людьми — так много знакомых встречаем. С другой, в прошлом году мы посмотрели статистику регистраций на Timepad. Оказалось, примерно 80% аудитории приезжали на мероприятие один-два раза. Это нас не расстраивает, потому что мы даже особо не рекламируем события на других площадках, не запускаем таргет. Недавно собрали 3 000 человек только благодаря информации в Тelegram-канале. Сначала мы рассматривали это как нашу неумелость, а потом поняли, что таким образом формируется некоторая культура.

Мы не гонимся за цифрами. Есть мероприятия на несколько тысяч зрителей, бывают лекции на двадцать человек. Количество людей — не самоцель.

– Какие есть перспективы развития?

– Мы часто собираем обратную связь, задаём вопросы ребятам о том, что они думают про мероприятия. Сейчас назрела история, что было бы здорово сделать отдельную бизнес-секцию, пригласить локальные бренды и подружить их с дизайнерами. Получается, на лекциях будут присутствовать клиенты, которые смогут коммуницировать с дизайнерами.

Когда мы запускали «Дизайн-выходные», мы морально готовились к тому, что каждое мероприятие может быть последним. Это освобождает от необходимости соответствовать формату. Сейчас мы собрались, участники хотят пообщаться друг с другом, остальное уже не так важно. Конечно, круто, когда есть запрос. Но мы точно не будем проводить мероприятие просто ради мероприятия. Поэтому у нас было и по одному ивенту в год, и по девять — в общем, по-разному.

<i>Фото команды Skillbox. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/C5gSQR11_zvs4g</i>
Фото команды Skillbox. Больше здесь: https://disk.yandex.ru/d/C5gSQR11_zvs4g

В этом году много партнерских интеграций: Skillbox привёз подкаст, МТС поставила свою зону. Стало больше продуктовых команд, которым интересно использовать «Дизайн-выходные» как рекрутинговое событие. Мы думаем над вариантом сделать «Дизайн-выходные» однодневным фестивалем, вокруг которого будут проходить дополнительные мероприятия.

– А если брать вообще все ваши мероприятия, есть то, что запомнилось больше всего?

– Сложный вопрос, потому что было много ярких моментов и приключений. Например, в 2014 году на «Дизайн-выходных» в Ярославле у нас познакомилась пара. Через год они приехали в Нижний Новгород, уже женатые. А ещё через два года — с ребёнком в Казань.

<i>Фото команды МТС</i>
Фото команды МТС

Особенно приятно, что наши партнеры в рамках «Дизайн-выходных» — ребята из сообщества. У нас нет людей со стороны, мы не отправляем коммерческое предложение в Сбер или Яндекс. Все коллеги — дизайнеры из нашего комьюнити. Например, кто-то сначала приезжал тусить, потом уже в качестве спикера. Затем человек становится дизайн-директором крупной компании и решает выступать нашим генеральным партнером. Мы это очень ценим.

Опять же, мы безумно преклоняемся перед организаторами в регионах. Как правило, это не профессиональные организаторы. Например, в Ярославле у нас был парень, который хотел сделать «Дизайн-выходные». Он был просто полублогером и полудизайнером, и поставил себе амбициозную цель сделать мероприятие. Так получилось, что за две недели до «Дизайн-выходных» он остался без того бюджета, на который рассчитывал. Парень взял кредит, и нам про это ничего не говорил. Мы только спустя время узнали, что он прям выкарабкивался из этой истории. Сейчас он уже классный дизайнер, у него все хорошо.

Такие вещи очень вдохновляют именно в регионах, там это большой вызов. Люди концентрируют бюджет и силы на вещах, которыми они никогда не занимались. Тем не менее, они делают «Дизайн-выходные».

<i>Фото команды Бета</i>
Фото команды Бета

– Есть запросы на этот год? Будут еще «Дизайн-выходные»?

– Мы не знаем, где и когда будет следующее мероприятие. Бывают исключения, но редко. Каждый год мы получаем по десять-пятнадцать запросов. У нас есть гайд, инструкция по организации, которая описывает ход подготовки мероприятия. Что нужно, какие чекпоинты выполнить, чтобы его провести. Ребята скачивают гайд, уходят в работу, как только подтвержден бюджет, площадка и даты. Мы начинаем собирать и анонсировать программу. На таком уровне подготовки пока нет ни одного мероприятия на ближайший год. Запросы есть, возможно, осенью получится Нижний Новгород. Мы с ребятами из ВКонтакте поговорили, они вроде хотят что-то сделать в Мурманске или Владикавказе.

Мы говорим размыто, а по факту наверняка получатся какие-то мероприятия. Может быть, не эти, но другие. У нас нет четкого плана, и мы к этому привыкли. Просто стараемся хотя бы за месяц-полтора сообщать людям, где увидимся в следующий раз.

Мы оставили надежду распаковать формат «Дизайн-выходных» так, чтобы его делали сами, без нашего участия. Хотя есть примеры. Марина Киселева с Сашей Казариновым провели Дизайн-выходные в Нижнем Новгороде. Формат прижился, Марина стала делать лекторий. Там другая специфика, но спикеры практически те же самые.

– То есть лекторий родился из «Дизайн-выходных»?

– Не то чтобы родился. Сначала прошли «Дизайн-выходные», потом Марина поняла, что наш формат не совсем отвечает тому, который хочет делать она. И стала развивать свою тему.

Поэтому если вы хотите делать что-то похожее на «Дизайн-выходные» у себя в городе, можно легко собрать лектории по тем же принципам. Внутри команды нет секретов. К нам всегда можно обратиться, например, за контактами каких-то спикеров. Эксперты, которые у нас выступают, максимально открыты и готовы ездить на другие мероприятия. Для них это не является коммерческой историей. Они это делают, потому что хотят общаться со слушателями и развивать дизайн-сообщество в стране.

– Спасибо огромное, получилась очень вдохновляющая история, учитывая, сколько мероприятий вдохновлялись «Дизайн-выходными». Особенно привлекает ваша открытость, которая делает мероприятие суперполезным.

– Спасибо, и до новых встреч! Пока-пока!

От камерной встречи в Брянске до туров по всей России: история Дизайн-выходных

Все девять эпизодов специального сезона подкаста, записанного с командой «Дизайн прост», можно послушать на Яндекс Музыке, ApplePodcasts, Google Podcasts и Mave. Команда также пообщалась о создании собственного бренда одежды с Антоном Лисиным, узнала о работе над IT-продуктами в МТС у Никиты Шехова, Алексея Чупина и Дарьи Горбуновой, а также поделилась смешными историями о съемках проекта вместе с видеопродакшном Skillbox.

1616
5 комментариев

Обожаю дизайн-выходные, ездили туда когда-то всем потоком, когда учились в университете) Крутая атмосфера, остались самые теплые воспоминания!

4

Как жаль, что не удалось поехать в этом году! Спасибо, что сделали такой подкаст, буду слушать!

3

Возможно, в дополнение к подкасту еще и кейс о нем будет (нас Витя Рындин соблазнил идеей попробовать возможности Dprofile после записи), но это не точно ;)

1

Лучшее мероприятие для дизайнеров - это факт

3

" У нас даже нет модераторов, но самоорганизация от этого не страдает и остаётся на высоком уровне."-на самом деле это очень важно и круто ,когда люди понимают друг друга и все получается слажено ,на одной волне

3