Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

Привет, меня зовут Артемий и я продуктовый дизайнер из команды UchiTeam. Последний год работаю над B2C-продуктом Учи.Дома — это школа индивидуальных онлайн-занятий для детей с репетиторами. До работы в Учи много времени провел в финтех-продуктах крупных банков. После долгой работы c финансовыми продуктами эдтех, в каком-то смысле, стал для меня открытием. Сегодня хочу поделиться своими мыслями и заметками о роли дизайнера продукта в рамках работы над образовательной платформой для школьников. А начну с основных ролей и зон влияния продуктового дизайнера в проектировании образовательной платформы.

Творец функциональности

Одной из главных фишек в работе дизайнера является умение превращать идеи в жизнь. Дизайнеры являются так называемыми творцами функциональности. Они дают ход образовательным концепциям и выращивают из них практичные и интуитивно понятные сервисы (ну, так оно должно работать). Кроме того, продуктовые дизайнеры анализируют потребности и ожидания учеников с учетом их возрастных особенностей и стилей обучения, а также создают интерфейсы, которые делают обучение удобным и, конечно же, увлекательным.

Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

Архитектор образования

Продуктовый дизайнер выполняет роль архитектора образования, который закладывает фундамент для образовательной платформы. Дизайнеры проектируют структуру и навигацию, которая помогает школьникам быстро сориентироваться и найти необходимую информацию в продукте. Кроме того, дизайнеры обеспечивают логическую последовательность образовательных материалов, которая дает возможность школьникам шаг за шагом развивать свои навыки и знания.

Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

Маэстро взаимодействия

Продуктовый дизайнер — это настоящий маэстро в области взаимодействия между образовательным продуктом и учеником. Дизайнеры создают интерактивность, которая стимулирует вовлеченность школьников в учебный процесс и повышает их активность. Это могут быть игровые механики, интересные упражнения, нетворкинг и коммуникации между учениками внутри продукта. Продуктовый дизайнер отвечает за то, чтобы каждый ребенок на платформе мог чувствовать себя увлеченным и был заинтересован в учебном процессе.

Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

Эстет, чего уж там

Продуктовый дизайнер должен владеть приемами (не Кунг-фу) и инструментами эстетики, которые придадут продукту современный и приятный внешний вид, подарят ученику положительные эмоции от учебного процесса. Дизайнеры выбирают подходящие цветовые решения, работают с типографикой и графическими элементами, которые в сумме формируют гармонию и привлекательное визуальное окружение для школьника. Использование образовательного продукта должно быть мотивирующим и приятным для ученика.

Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

Знаток персонализации

Продуктовый дизайнер понимает ценность персонализации в продукте. Дизайнеры продумывают механики и фичи для создания индивидуального и персонализированного обучения, что должно дать возможность ученику чувствовать себя на платформе комфортно и двигаться в удобном для него темпе. Например, адаптированный под ученика учебный контент и, конечно же, механика оценки прогресса в обучении, чтобы каждый ребенок понимал, как он продвигается навстречу желаемому результату. Не стоит забывать и про техническую часть продукта — адаптивность дизайна продукта для разных устройств является в 2023 году своего рода дизайнерской гигиеной. Опыт использования на десктопе должен быть ничуть не хуже взаимодействия на мобильном устройстве или планшете.

Продуктовый дизайн и образовательные продукты для детей школьного возраста

А теперь перейдем к практическим советам

Обучение на образовательной платформе — это всегда трудозатратно, особенно, если мы говорим про детей. Непросто отказаться от встреч с друзьями/подругами, игры в Фортнайт или Майнкрафт и сделать свой выбор в пользу дополнительных занятий во внеурочное время. Исходя из вышеизложенного, я выделил несколько практических советов для дизайнеров образовательных продуктов для школьников:

  1. Работа с графикой, цветовой палитрой — важнейшие составляющие продукта для школьников. Старайтесь наполнить ваш продукт интересными иллюстрациями, которые будут создавать развлекательную атмосферу во время обучения на платформе. Важно осознавать, что именно дети хорошо понимают разницу между хорошей и плохой графикой.
  2. Важную роль в разработке образовательного продукта играет правильно выбранный стиль коммуникации (привет UX-копирайтерам и маркетологам) — это позволит ученику лучше взаимодействовать с продуктом и чувствовать себя комфортно.
  3. Не забывайте про персонализацию, учитывайте возрастные особенности пользователей вашего продукта и, исходя из целевой аудитории, предлагайте визуальный язык, язык коммуникаций и задания, которые будут подходящими для конечного потребителя. Кроме того, важно понимать, что занятия с репетитором — это история про персональный подход к каждому ученику. Продумайте механику, которая позволит ученикам и родителям самостоятельно выбирать учебный темп и темы для обучения, которые помогут ребенку закрыть пробелы из школьной программы.
  4. Общайтесь с учениками, родителями и учителями — это очень важно, так как продукт достаточно специфический и, если можно примерить на себя роль ученика или родителя, то преподаватель — это что-то под завесой тайны. Дизайнеры часто сидят в вакууме и общение с целевой аудиторией является отличной привычкой для любого участника команды вне зависимости от роли и продукта в целом.
  5. Обязательно используйте механики поощрения — это могут быть различные награды, рейтинги и достижения в рамках обучения, которые будут стимулировать активность учеников во время учебного процесса. Возраст здесь роли не играет — это всегда приятно и имеет положительный отклик от пользователей.
  6. Продумайте механики обратной связи для учеников — это поможет ученику оставаться замотивированным, а родителям лучше понимать прогресс и динамику развития ребенка. Такими механиками являются: накопительные баллы за прохождение учебной темы, оценки за уроки, развернутые результаты тестов и персональные достижения за активность ученика в рамках обучения.
  7. Не забывайте про геймификацию — уроки не должны ощущаться, как вторая смена за школьной партой. Это могут быть головоломки, интерактивные тесты и задания. Не бойтесь экспериментировать. Работа с подобного рода продуктами — это лучшая площадка для творчества и креатива.
  8. Особое внимание уделите дизайну комнаты урока — половину своего времени на платформе ученик будет проводить именно там. Помните про лучшие практики сервисов видеосвязи и пользовательские привычки.
  9. Будьте в курсе последних трендов в области дизайна, игр и образования. Постоянно тестируйте и развивайте ваш продукт согласно последнему слову моды — ученики это обязательно оценят.
22
Начать дискуссию