Редизайн приложения профи

Профи постепенно выкатывают большое обновление своего приложения, мне повезло попасть в когорту первых пользователей, я бы хотел поделиться своими впечатлениями и порассуждать на тему редизайна в крупных компаниях.

Редизайн приложения профи

Меня зовут Олег Бухтияр, и я продуктовый дизайнер. Сейчас работаю в кипрском стартапе над маркетплейсом сервисов, а до этого 4,5 года проработал в hh.ru, где отвечал за дизайн мобильных приложений, а позже и за весь опыт соискателей.

Пишу о продуктах и дизайне в телеграме.

Для меня редизайн профи интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, я делаю подобный маркетплейс на Кипре, как вы поняли. А во-вторых, когда я уходил из hh, у нас тоже во всю шел редизайн. Могу сказать, что процесс это максимально непростой, а для большой компании с богатой историей так вдвойне — за годы разработки копится много костылей, большое количество команд требует постоянной коммуникации и так далее по списку. Обуздать этот хаос и дойти до конца, уже достойно уважения.

Интересно, но редизайн это тот самый момент, когда главным становится дизайнер, что, откровенно говоря, бывает нечасто. Редизайн сложно обосновать цифрами, и обычно, если крупная компания идет на этот шаг, то это означает, что решение принято на самом верхнем уровне. Вот тут-то у дизайнеров и развязываются руки, но на этом этапе очень легко увлечься и потерять связь с такими важными вещами как UX-тесты и аналитика. Как раз в такие моменты в продукт могут просочиться очень красивые, но не совсем продуманные вещи.

Ниже я хочу разобрать несколько таких примеров, но сначала давайте познакомимся с обновленной версией профи.

Важный дисклеймер: данная статья личное мнение автора.

Новая версия

Редизайн приложения профи

Открыв приложение, вас встречает приятный и ненавязчивый баннер на главном экране с сообщением о новой версии. Очевидно, ребята решили начать с мягкого запуска, поэтому в баннере сразу есть подушка безопасности с возможностью в любой момент откатиться на старую версию. В дальнейшем она будет предоставлена ещё не раз.

Если ты решаешь попробовать новую версию, то попадаешь в симпатичный рассказ а-ля сторис про то, что, собственно, изменилось — всё очень круто анимировано, и в целом видно, что ребята старались.

Далее мы попадем на главный экран новой версии приложения.

Странное решение №1

Редизайн приложения профи

Если посмотреть на то, как изменился главный экран, то можно заметить, что раньше основную часть экрана занимали сервисы, разбитые на категории и подборки. Я уверен, что подобное решение — это результат множества экспериментов, и оно не случайно. Теперь же значительную часть занимает контент, посвященный знакомству с профи: как всё устроено и по каким правилам работает сервис. Странно, что ребята решили не переносить отточенную систему навигации по сервисам, а заменили её на онбординг… И это в сервисе с многолетней историей и прокаченным брендом! Как будто после редизайна пользователи забудут, в чём суть сервиса.

Как можно улучшить

Подобный контент хорошо размещать на лендингах или в магазинах приложений. В сервисе, который давно зарекомендовал себя на рынке, подобные инструкции могут быть как вспомогательный контент, но, совершенно, точно странно натыкаться на него каждый раз, входя в приложение.

Странное решение №2

Редизайн приложения профи

Пользователю предлагаются популярные категории сервисов (как и в старой версии), но, когда пытаешься углубиться в любую из категорий, открывается абсолютно идентичный экран ввода, на котором видно одно и тоже слово «Массаж». Однажды я всё-таки остался на экране чуть дольше — когда сдался и решил напрячься, чтобы придумать, что мне конкретно нужно — и пока я думал, текст в плейсхолдере стал анимировано меняться, подставляя разные подсказки для ввода.

Как можно улучшить

Если я выбрал мастеров по ремонту, то логично на следующем шаге предлагать мне подкатегории, то есть открывать следующий шаг воронки, а не предлагать вводить запрос вручную. Ведь в предыдущей версии так и было, и я уверен, это решение было обосновано не только логикой, но и цифрами. Остается надеяться, что это просто первая версия приложения, и они починят это в ближайшее время.

Странное решение №3

Редизайн приложения профи

Ну и, пожалуй, наиболее влияющее на опыт пользователя решение — использование выезжающих снизу боттом-шитов, как основной паттерн взаимодействия. Я и сам большой поклонник этого паттерна, но проблема в том, что тут выбран самый «дизайнерский» способ взаимодействия с боттом-шитом — закрыть его можно только потянув вниз; индикатор этого действия небольшая полосочка сверху экрана.

Всё относительно просто, когда этот экран выезжает для одного-двух шагов — я не успеваю забыть анимацию его появления и, вероятно, смогу понять, что его нужно смахнуть вниз.

Но всё гораздо сложнее, когда мне предстоит пройти длинный сценарий, например, флоу создания заявки. Меня ждет много шагов и полей ввода, и когда я, наконец, дохожу до конца, то для возвращения на главный экран мне нужно разглядетьна сером рисунке сверху серую полосочку навигации и догадаться потянуть её вниз.

Как можно улучшить

Подобные проблемы легко выявить на первом же UX-тесте, и их также легко починить. В эту навигацию без труда можно интегрировать явный индикатор закрытия: крестик или кнопку назад в зависимости от контекста.

Хорошие примеры из индустрии

Суперапп YandexGo, в котором все внутренние приложения открываются в боттом-шите и сверху всегда есть кнопка с крестиком. Apple использует нативные боттом-шиты во многих сценариях — возможность в любой момент закрыть этот боттом-шит заложена в гайдах.

Итог

На самом деле это большой успех — в мире, где победили цифры и метрики, видеть проект, где во главу угла поставили ощущения. Проделана большая работа, и команда — настоящие молодцы, а все те замечания, о которых я говорил, достаточно легко поправить.

Думаю, меня как раз это и смутило — недостатки, о которых я пишу, было легко учесть сразу, это бы никак не ухудшило ощущения от нового дизайна. Но если такие важные для бизнеса и пользователей вещи не учли, значит, о них просто не подумали. Дизайн —это не только про ощущения, это ещё и про то, насколько пользователи могут эффективно решать свои задач; про то, насколько бизнес достигает своих целей. Если дизайнеры не вовлечены в продукт и не понимают его сути, они будут думать над анимацией там, где нужно было подумать над следующим шагом пользователя.

В начале я говорил, что так бывает, когда дизайнерам развязывают руки, отсюда как будто следует, что дизайнам ни в коем случае нельзя давать такую свободу. Но, на самом деле, работа дизайнера такая многогранная и интересная как раз по тому, что нужно думать обо всем и сразу.

Итог простой: не в красоте сила, как и не в сухой эффективности. Пресловутый баланс — вот к чему стоит стремиться.

А профи, уверен, в скором времени возьмет напильник и начнет оптимизировать всю эту красоту, так что спешите насладиться!

1313
6 комментариев

Здравствуйте, Олег!

Спасибо за вашу статью и удачи с бизнесом на Кипре :)

Во многом ваши выводы совпадают с нашими мыслями про редизайн, это очень здорово.

Если ответить на критику коротко, то сейчас мы раскатили только бета-версию на небольшую часть клиентов. В этой версии многие части приложения выглядят и работают не так, как мы хотим. Мы всё обязательно пофиксим.

Но вы потратили на этот материал немало времени и хочется разобрать подробнее все странные решения, про которые вы написали:

1. Главную ещё толком не делали. Сейчас это одна из версий концептуального периода работы над приложением. У нас есть идеи, как сделать её интересной для клиентов и полезной для нас.

2. Здесь в будущем будет подобие каталожной навигации — появится экран с красивыми подкатегориями. А если выбрать подкатегорию, то откроется листинг, который можно отфильтровать. И из этого листинга уже создавать заказ.

3. Решение уже есть, но пока его реализации мешают технические сложности.

Кстати, в ближайшие пару недель будем рассказывать про новое приложение в нашем блоге на VC. Будем рады вашему комментарию :)

4
Ответить

Здорово! Спасибо за комментарии, я в целом не сомневался, что многие моменты вы так или иначе поправите. Еще раз хочу выразить респект за проделанную работу, буду с радостью следить за вашими обновлениями :)

Ответить

Мне кажется профи юзабилити повысилось в разы. Вопрос : какие есть аналогичные сервисы или профи топ?

Сам рукожоп. Пользую мужей на час ))

Ответить

профи топ

7
Ответить