Модели зрелости дизайна. Как развивать дизайн с помощью спиральной динамики

Модели зрелости дизайна. Как развивать дизайн с помощью спиральной динамики

Большим открытием для меня стал новый взгляд на развитие дизайна через модель спиральной динамики. Это теория с прекрасной логикой, где объяснятся эволюция личности, команд и организаций. Описываются уровни управления, их сильные и слабые стороны, барьеры и мотивации, а главное даётся ясная последовательность того как развиваются организации в частности команда дизайна.

Я заметил что в сфере образовании дизайнера есть огромное многообразие курсов для джунов которые инертно топчутся на базовых темах, но никто не предложил системный взгляд на развитие дизайна на более сложных этапах.

Амбициозному дизайнеру уровня middle остаётся руководствоваться авторитетом менторов из рейтинговых студий и собирать по крупицам фреймворки. Почти никто не предлагает очищенную от частности методологию, основанную на научных трудах.

За последний год организация стала для меня одним из способов «дизайна», но не визуальных артефактов, а условий, ролей и процессов. Собрал 3 команды, пригласил удивительно классных людей, научился увольнять, строить процессы в которых люди создают и получают от этого удовольствие. Если вы заинтересованы в дизайн-менеджменте предлагаю рассмотреть концепцию Спиральной Динамики, как наиболее совершенную и универсальную теорию.

Обзор моделеи зрелости дизайна

В начале статьи сделаю краткий обзор известных мне моделей развития и далее перейду к теории Спиральной Динамики применительно к дизайну и как это работает в моей команде.

Существует множество, я бы сказал слишком много вариаций моделей развития дизайна. Я сразу перечислю несколько из них: Human Factors International, HIMSS, Keikendo, Macadamian, Design Value Scorecard, UX Maturity Levels от Nielsen Norman Group, но на русском языке самая исчерпывающая модель это паттерны дизайн-менеджмента Юрия Ветрова. Если к теории Спиральной Динамики еще нет доверия, то можно остановиться на трудах Юрия Ветрова.

Модель развития не заменяет собой развитие это лишь способ описания

Самое очевидное, что хочу отметить вначале: модель развития не заменяет собой развитие это лишь способ описания. Изучение модели развития поможет уточнить свой текущий уровень и даст новую точку зрения на будущие перспективы. Все сразу внедрить невозможно, ценность в самоанализе и получении нового взгляда на будущий рост.

Какую последовательность предлагаю для работы с этим материалом

  • Получить общий обзор существующих моделей
  • Выбрать и подробнее изучить одну из моделей
  • Сделать диагностику текущего уровня
  • Составить свой план внедрения предложенных решений
  • Возвращаться к этому конспекту раз в квартал или полгода

Зрелый дизайн возможен только в зрелой организации

Второй момент: зрелый дизайн возможен только в зрелой организации. Важно понимать что роль, например, дизайн-директора, это функциональное место в конкретной организации, со своими процессами, целями и уровнем развития. Без понимания логики развития организаций дизайн растет хаотично и не всегда своевременно.

Развитие дизайна через концепцию Спиральной Динамики

Взрослеть с точки зрения спиральной динамики — значит развивать все 4 «‎контура»‎ или уровня управления. Уровни развиваются последовательно: сначала красный, потом синий, на его основе оранжевый, потом зеленый, и потом все 4 одновременно, целостно и интегрально.

Каждый контур требует поступков для своей подпитки энергией. Для каждого из уровней я описал то, что использую сам в своей работе для роста команды дизайна.

4 «‎контура» управления
4 «‎контура» управления

Оперативный уровень — выполнение задач

Дизайнер как исполнитель.

  1. Дизайн-митапы, шаблон встречи
  2. Исследования, что внедрить в продуктовый процесс
  3. Юзабилити тестирования
  4. JTBD как основная продуктовая линза
  5. Journey Map
  6. Метрики дизайна, маркетинговые, продуктовые и бизнес метрики
  7. Как разрешать конфликты между дизайном и разработкой

Организационный уровень — правила и процессы

Дизайнер как организатор.

  1. Как организовать команду с помощью Холакратии
  2. Роль дизайнера в продуктовой команде
  3. Продуктовый процесс с высокой степенью свободы для дизайнера
  4. Как составить грейды развития продуктового дизайнера
  5. Зачем дизайнеру знание конституции Холакаратии и умение писать законы
  6. Формирование задач через Job Story
  7. Законодательные встречи
  8. Как нанимать дизайнеров и критерии увольнения
  9. Дизайн-система

Стратегический уровень — проекты, инновации, цели

Дизайнер как руководитель.

  1. OKR — способ ставить цели для Change команд
  2. Стратегические встречи по продукту
  3. Влияние дизайнера на формирование бэклога

Идеологический — управление смыслом

Дизайнер как идеолог задающий смысл.

  1. Что такое лидер дизайна
  2. Миссия
  3. Связь бренда с интерфейсом
  4. HR-бренд

Для каждого из уровней предложены готовые решения которые послужат орудием для трансформации команды и себя. Эти решения я последовательно публикую в своем телеграм-канале, надеюсь это поможет другим дизайнерам системно строить сильные продукты.

77
2 комментария

Модель спиральной динамики занимательна. Тут и энергия и коучинг

1
Ответить

Поддерживаю.
СД очень интересная модель, которая дает системный взгляд на процессы, описывает существующие и возможные стратегии и четкие критерии для оценки уровня развития организации (системы).

Есть автоматизированная онлайн платформа, где можно определить свой настоящий уровень эволюционного развития с помощью тестирования ценнностей и антиценностей (мотивации).

Можно быстро и легко (без испытательных сроков) понять насколько новый сотрудник впишется в существующую систему ценностей компании и с какими функциями лучше всего справится, чем он замотивирован и с какими конфликтами ценностей есть вероятность столкнуться.

Ответить