Тренируем креативность в дизайне — методы генерации идей

Креативность можно накачать, как пресс. Мы в дизайн-студии «Магвай» уверены, что даже такой творческий навык поддается тренировке. И для этого в арсенале дизайнеров есть набор методов. Один из наших специалистов поделился своими наработками.

Тренируем креативность в дизайне — методы генерации идей

Зачем вообще что-то тренировать

Креативность — это не врождённая способность, а скорее последовательность и чётко выстроенные процессы. Есть техники и методы, которые помогают дизайнеру. Конечно, можно обходиться без этого и просто ждать вдохновения. Но именно упражнения для генерации идей помогают избежать ступора. Это состояние перед началом над новой работой, новым проектом знакомо каждому дизайнеру. Чтобы не остаться один на один с чистым листом, надо иметь не только фантазию и талант, но и набор инструментов.

Тренируем креативность в дизайне — методы генерации идей

Креативные методики помогают:

  • ускорить процесс поиска идей;
  • расширить взгляд на проблему;
  • дать направление ходу мыслей, который приведёт к результату.

Существует множество методик. Важно не зацикливаться на одной, а использовать разные, комбинировать, подбирать свои. У опытных дизайнеров есть выстроенный алгоритм, свои путеводители. А когда есть направление, работать легче. В этом смысл методик креативного мышления. У каждого проекта есть цели, которых надо достигнуть. После генерации идей стоит сверять курс, чтобы не отклониться от решения задач и не создать креатив ради креатива.

Перед тем, как мы коснемся методов, предлагаем рассмотреть еще одно важное понятие — модель двойного алмаза. Она объясняет весь смысл поиска решения. Работа над каждым проектом состоит из двух «алмазов», которые объединяют четыре этапа. Из начальной точки мы расширяемся — исследуем область задач, а затем сужаемся до точки — проблемы, с которой будем работать. После идет этап, где мы снова расширяемся — ищем все возможные варианты решения проблемы, и на четвёртой стадии сужаемся. Поиск креативных решений происходит на третьем этапе.

Тренируем креативность в дизайне — методы генерации идей

1 этап — поиск, исследование

2 этап — фильтрация информации

3 этап — генерация идей

4 этап — отбор и реализация лучших решений

Брейншторм или мозговой штурм

Суть метода: в течение ограниченного времени (обычно 8-10 минут) команда генерирует идеи.

Основная цель всех методов креативного мышления — генерация решений. На этом построен один из самых популярных методов — брейншторм. С помощью этого способа мы нарабатываем количество вариантов. Это довольно простая и легкая методика. Именно поэтому большинство команд используют ее.

Тренируем креативность в дизайне — методы генерации идей

Правила мозгового штурма:

1. Определяем конкретную проблему, с которой работаем.

2. Никогда не прерываем того, кто высказывается.

3. Работаем на количество идей, а не на качество.

4. Записываем каждую идею.

5. Не даем негативных оценок.

6. Развиваем чужие идеи.

Обратный мозговой штурм

Суть метода: команда генерирует худшие решения для конкретной задачи, а затем преобразует их в хорошие решения.

Этот метод используется реже, чем брейншторм. Однако он часто побуждает больший отклик внутри команды и дает лучший эффект.

Например, перед нами стоит задача укрепить отношения дедушек и бабушек с внуками. Если мы выбрали обратный мозговой штурм, то сначала можем предложить следующие варианты:

— поместить их в разные здания, чтобы они никогда не встречались;

— сместить внимание детей на развлечения, чтобы они не хотели проводить время со взрослыми.

Когда мы усугубляем проблемы, то начинаем видеть точки, которые могут стать решением. На втором этапе мы можем предложить построить дом престарелых с детским садом внутри, чтобы свободное время бабушки и дедушки могли проводить с малышами.

Метод прямых аналогий

Суть метода: команда ищет решения, которые работают в других областях, и адаптирует их под свою задачу.

Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, ровно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, почему Y не может действовать также успешно».

Например, механика свайпа, которую придумали создатели приложения Tinder, теперь кочует из приложения в приложение в разных формах.

The advertising concept book by Pete Barry
The advertising concept book by Pete Barry

Методы из книги The Advertising Concept Book

  • Аналогия и визуальная метафора.
  • Визуальное сходство.
  • Интерпретация — что видишь ты, что видим мы.
  • Абсурдная альтернатива.
  • Добавить фичу/технологию — в старые процессы внедряются новые технологии.

Помочь также могут книги «Рисовый штурм» и «Взлом креатива» Майкла Микалко.

Как фильтровать идеи

Для фильтрации идей используем шкалу, где ось Y отвечает за пользу, а ось X — за скорость реализации. На первый взгляд кажется, что такой метод слишком прост. Но когда, например, после брейншторма начинаешь отфильтровывать идеи с помощью шкалы, оказывается, что действительно есть неполезные и долгие решения. Не всегда это очевидно на первом этапе.

Шкала фильтра идей
Шкала фильтра идей

Этот метод фильтрации особенно подходит для идей, связанных с приложениями, и меньше для брендинга. Например, необходимо решить задачу банка, который открыл новый технологичный офис, где нет консультантов, а взаимодействие происходит через приложение. Как решить вопросы пользователей, которые первый раз приходят в такой фиджитал-центр? Идеи отфильтровываем с помощью шкалы.

Пример шкалы
Пример шкалы

Мы исследуем тему генерации идей. В одной из статей собрали примеры из нашей практики и рассказали, что нам помогло создать ту или иную работу — Где искать вдохновение в иллюстрациях: от искусства до любви к кофе и витринам Hermes.

У нас даже появилась отдельная рубрика «Вдохновение дизайнера», в которой регулярно выходят материалы:

Хочешь еще больше полезностей от Магвай?

Подписывайся на наши соц. сети:

- Телеграм

- Вконтакте

- Сайт

Пишите в комментариях, какими способами для генерации идей пользуетесь вы!

5858
16 комментариев

Абсолютно согласны, также важно модерировать беседу и оставаться в рамках решения задачи. В противном случае получится так, как в меме)

5
Ответить

Мозговой штурм лучше практиковать в сплочённой и расположенной друг к другу команде. Иначе, получится базар или негативно подавленные эмоции

4
Ответить

Чтобы "Мозговой штурм" не превращался в беспорядок, у него есть свои правила. Например, во время мозгового штурма нашей целью является генерация большого количества идей, поэтому мы не комментируем идеи, не оцениваем их, а просто записываем все, что приходит в голову. Затем следует процесс проверки и валидации полученных результатов.

4
Ответить

Доверие экспертности коллег крайне важно в этом процессе, да.

1
Ответить

Мозговой штурм - это хорошо. Еще было бы интересно узнать, как лучше одному человеку креативить)))

2
Ответить

Да, довольно интересная и веселая есть штука – это карточки из книги "Рисовый штурм". Там около 56 креативных практик, которые можно применять в игровой форме к вашей задаче самостоятельно. В идеале, у вас появятся ваши "фавориты" – практики, в которых вы максимально удачно раскрываетесь. И в последующих задачах, где нужно найти "креативное решение", вы будете применять уже отобранные практики.

2
Ответить

Хочется еще отметить, что процесс валидации результата через шкалу "Быстро-дешево" относится к разработке продуктовых фич. Там влияние "Стоимости, Скорости и эффективности" является крайне необходимым. Когда мы работаем в плоскости креативных идей для проекта (графических, смысловых), тут больше нужно опираться на личное восприятие, чтобы определить, какая идея вам кажется более выигрышной. Главное, чтобы у вас было поле с результатами после всех практик, из которого вы сможете выбирать.


И в таких задачах, самое сложно начать и получить первые результаты, а потом втянетесь, и поток идей будет огромным)

2
Ответить