Письмо или картина? Как корреспонденция иллюстратора Акселя Шеффлера стала выставкой (18+)

Новая статья из цикла «Вдохновение дизайнера». В Берлинском музее коммуникаций прошла выставка «О монстрах, мышах и людях. Фантастические картины-письма Акселя Шеффлера». Художник уже 40 лет создает рисунки прямо на конвертах, а затем отправляет по миру. Мы побывали, прониклись историей и хотим поделиться с вами порцией веселых иллюстраций.

Вопрос «Где брать вдохновение дизайнеру?» часто обсуждают в профессии. Мы в дизайн-студии MAGWAI уверены, что искусство — та самая переменная в этом творческом уравнении. Например, мы уже показывали малоизвестные картины сюрреалистов. А сегодня для вдохновения предлагаем сходить в Берлинский музей коммуникаций. Там побывала Нина Калаус, СЕO и визионер дизайн-студии MAGWAI.

Есть такие забавные люди — художники-иллюстраторы. Почему забавные? Потому что обычному человеку едва ли придет в голову разрисовать белый конверт для писем. Всем же понятно, что это почти документ. Надо написать адрес, обязательно разборчивым почерком, заклеить, положить в ящик и смиренно ждать у окошка ответа. А иначе письмо может не дойти.

Но все эти регламенты, правила, запреты не для художника. Он видит белый лист и… вот уже адресат получает не просто письмо, а маленькую картину! Именно так уже 40 лет поступает Аксель Шеффлер. Давайте же с ним познакомимся.

Немецкий иллюстратор из Лондона

Вы что-нибудь слышали про Груффало? Этот мохнатый зверь с огромными клыками покорил многих детей от 3 до 7 лет по всему миру. Придумала персонажа английская писательница Джулия Дональдсон. Первая книга про Груффало появилась в 1999 году. И сразу с иллюстрациями Акселя Шеффлера. В 2010 году в Британии книга занимала первое место среди любимых детских книг.

В честь 20-летия Груффало в 2019 году Королевская почта, а также почта Германии заказали художнику специальный выпуск марок. Одна из них на конверте, который Шеффлер отправил своему другу в Кельн.

На этом же конверте художник изобразил и Груффало.

Аксель Шеффлер родился в Гамбурге в 1957 году. Вот что сам он пишет в автобиографии на сайте:

С раннего возраста мне нравилось рисовать, и, когда я окончил школу, я понял, что хочу заниматься искусством. В 1977 году я подал заявление в Художественную школу, чтобы стать учителем, но мне отказали, поэтому я начал изучать историю искусств в университете в Гамбурге, но вскоре обнаружил, что я не академик, и бросил это дело, так и не получив диплома

Аксель Шеффлер

А в 25 лет Аксель уехал в Англию, где изучал визуальные коммуникации. С середины 1980-х годов Шеффлер начал иллюстрировать детские книги. Сегодня в его списке около 120 книг. Сам художник признается, что точно никогда не считал.

При этом автору часто задают тот самый вопрос «Где вы черпаете вдохновение?». А он отвечает, что вдохновение рождает сам текст. Обычно картинки приходят в голову, когда Аксель читает рассказ и переносит его на бумагу.

Фантастические картины-конверты Акселя Шеффлера

Когда Аксель Шеффлер оказался на Британских островах, шел только 1982 год. Электронные письма, эсэмэски, мессенджеры еще не отобрали у почтовых компаний работу, а у людей возможность поупражняться в чистописании. Шеффлер отправлял много писем домой, друзьям, художникам, издателям. И каждый конверт по своему дорабатывал. В таких работах иллюстратор мог позволить себе все, что угодно. Ведь в основном он создавал рисунки для детских книжек. Но сюжеты порой приходят недетские…

Чтобы собрать вместе почтовую коллекцию рисунков Акселя Шеффлера, десятки человек передали музею свои артефакты. Среди адресатов — коллеги-иллюстраторы Анке Куль, Ротраут Сузанна Бернер, Филипп Вехтер, автор детских книг Джулия Дональдсон.

Каждый конверт интересно рассматривать, ведь это не просто картинки. Как и любой художник, Аксель Шеффлер добавляет символы и смыслы даже в такие небольшие работы. Часть почтовых картин навеяна марками, которые автор тщательно отбирает. Ведь сама по себе марка — тоже искусство.

По другим рисункам можно сразу сказать, в какой период отправлялись письма. Так, во время пандемии художник заботливо одел своих персонажей в маски. Впрочем, нельзя не заметить некоторой иронии в этих посланиях.

Отдельное место в эпистолярно-изобразительном творчестве Шеффлера отведено королеве Елизавете II. За 70 лет ее правления в Великобритании выпустили миллионы марок с изображением монаршей особы. Кстати, сама королева коллекционировала редкие марки. А на своих конвертах Аксель Шеффлер помещал Елизавету II в необычные обстоятельства, так что получился почти комикс из жизни королевы. Вот, например, Елизавета II в венецианской гондоле, а вот она отворачивается от розы. Обратите внимание на имя адресата под цветком.

Политические события и личные тоже встречаются на конвертах. Достаточно посмотреть на имя адресата — Мартин Шеффлер — и внимательно рассмотреть рисунок. Не ошибемся, если скажем, что внутри поздравления с пополнением в семействе Шеффлеров.

Есть и просто забавные, ироничные, фантастические сюжеты.

Сама тема писем для художника очень важна. Если приглядеться к датам на конвертах, то можно оценить разброс: вот 1980-е, а вот 2021 год. Да, электронные быстрее, но даже эмозди не делают послание таким душевным и теплым, как письмо-картина от руки.

Чтобы традиция писать письма сохранялась как можно дольше, художник создал почтальона-утконоса и назвал его Платипост (Platipost — игра слов со словами platypus, что переводится как «утконос» с английского, и post — «почта»). На выставке посетители могут распечатать Платипоста. А потом вдохновиться и тоже на белом конверте создать дополнительное к письму послание. Главное, чтобы адресат, который оценит, нашелся.

Утконос Платипост разносит письма, поэтому в период пандемии художник решил защитить почтальона с лапами.

Сегодня, когда надпись «Создано искусственным интеллектом» встречается все чаще, такие иллюстрации от руки останавливают взгляд. Даже если попросить Midjourney создать рисунок, а ChatGPT написать к нему историю, у этого не будет той глубины, которая есть у каждого произведения искусства. Мы в этом уверены. Ведь иллюстрации — наше любимое направление, и этому мы посвятили три статьи:

Здесь собрали работы 2010-х годов. Наш маленький музей и возможность понастальгировать. Кстати, многие иллюстрации и сегодня смотрятся актуально!

Во второй статье рассказали о трех стилях в иллюстрациях, которые, по нашему опыту, отлично решают бизнес-задачи, например, на сайте.

Еще один материал — это наши методы создания иллюстраций. Показываем примеры проектов и отвечаем на тот самый вопрос «Где искать вдохновение?».

Кстати, один из ответов — на выставках. А если нет времени идти в музей, то можно заглядывать в нашу рубрику «Вдохновение дизайнера».

Ушли искать для вас новые работы.)

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Lisa Pucci

здорово ,что это привлекло внимание людей ,иллюстрации действительно интересные, хочется рассматривать каждую

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Негруш

Особенно русал понравился

Ответить
Развернуть ветку
Магвай
Автор

Да, мы тоже были в восторге!
Очень круто, что есть такие мероприятия.
"Насмотренность" повышает)

Ответить
Развернуть ветку
Julio Leiataua

Здорово ,что сделали выставку ,работы потрясающие

Ответить
Развернуть ветку
Магвай
Автор

Да, искусство в массы!)

Ответить
Развернуть ветку
Бубновый Валет

класс!

Ответить
Развернуть ветку
Магвай
Автор

Рады, что вам понравилось!

Ответить
Развернуть ветку
Даниил К

Я бы сходил на такую выставку

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда