Где брать (действительно) модные шрифты для диджитала

Неполный и субъективный список, который постоянно обновляется.

В закладки
Аудио
Эта заметка была впервые опубликована в моём канале в августе 2017 года. Постоянно обновляется и дополняется. Всё новое отмечается 💎

Вечный вопрос — где взять новый модный шрифт. На мой взгляд, в этом вопросе как минимум два лишних слова: «новый» и «модный». При умелой работе и Verdana выглядит отлично, а уж про её качество и адаптированность под веб можно не говорить, Мэтью Картер плохих шрифтов не делал.

Тем не менее я попробовал составить список условно «нового» и в определённом смысле «модного» из мира экранной типографики.

Ниже приведён краткий список компаний и отдельных шрифтов, которые можно использовать в цифровых продуктах. Большая часть из них — гротески, но попадётся и несколько антикв. Они разделены на две глобальные части: CYR — кириллические, EN — не кириллические.

При этом следует понимать, что компания может производить крутейшую латиницу, но вот с кириллицей беда. Как правило, это связано с подходом самих дизайнеров шрифта.

Кто-то не считает необходимым изучать кириллическую специфику. Кто-то слишком гордый, чтобы брать русскоязычных дизайнеров-консультантов или специально нанимать наших шрифтовиков. Поэтому если у тех, кто упомянут среди «не кириллических» вы найдёте в библиотеке что-то с кириллицей — лучше не рискуйте.

При выборе шрифтов и дизайнеров я руководствовался следующими критериями:

  • Я избегал откровенной попсы и виденного всеми сто раз (никаких Proxima Nova и Montserrat!).
  • Выбирал в основном то, что можно использовать в прикладных целях в диджитале (и что не требует супермастерства для грамотной работы, то есть что сложнее сломать), но немного разбавил «красотой» и экспериментами.
  • Старался не слишком раздуть список, исходя в первую очередь из практической применимости здесь и сейчас, без необходимости недельного ресерча по списку из тысячи ссылок. Так что простите, если кого-то забыл или не упомянул.
  • Никаких шрифтов с Google Fonts (за редкими исключениями).

Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные.

CYR: компании

  • type.today — как собственного производства, так и адаптации крутых западных шрифтов.
  • Brownfox — российская компания с пока не очень большой, но крайне интересной библиотекой.
  • Swiss Typefaces — очень крутые швейцарцы с необычным подходом к дистрибуции и производству.
  • Commercial Type — их кириллические версии продаются в type.today.
  • Letters from Sweden — приятно, модно. Насчёт кириллицы можно поспорить, но мне нравится (там, где есть).
  • Type Together — в активе компании есть несколько неплохих кириллических шрифтов (в основном антикв и акциденции). Качество кириллицы неровное, так что рекомендую выбирать те, в производстве которых участвовали кириллические (болгарские, российские и так далее) дизайнеры.
  • «Русские шрифты» — относительно свежая компания, которая начинала с акциденции, но недавно запилила очень бодрый (и рабочий) гротеск Dewi (о нём ниже).
  • Typefaces of Temporary State — крайне любопытный отечественный проект, об авторах которого, к сожалению, ничего не сказано ни на сайте, ни в группе на Facebook. Хотя, конечно, кому надо, те всё знают. Их шрифты не назовёшь универсальными, но упоминания здесь они точно стоят.
  • Contrast Foundry — Маша Дореули открыла свой магазин, и мы наконец-то можем купить суперхитовую Chimera.

CYR: отдельные шрифты

Из относительно нового или не слишком раскрученного:

  • Aeroport от Brownfox.
  • Lab Grotesque от Letters from Sweden.
  • Suisse Int’l от Swiss Typefaces. Хочу отметить, что его Regular-начертание можно бесплатно скачать с официального сайта и использовать в работе.
  • Spectral от Google Fonts (то самое исключение). Полностью бесплатный шрифт, доступный даже в «Google Документах», кириллицу для которого делали вышеупомянутые type.today.
  • Dewi гротеск с широкой палитрой начертаний от «Русских шрифтов» (есть даже такое модное сверхширокое).
  • Plex — новая фирменная супергарнитура (гротеск, антиква, моноширинное начертание) IBM теперь с кириллицей! При этом совершенно бесплатная.
  • Graphik от type.today (кириллизация). Хит из хитов, один из самых распространённых сейчас, но тем не менее не мог его не поставить.
  • Druk от type.today (кириллизация). Семейство гарнитур от узких до широких.
  • Stratos от type.today (кириллизация). Необычный, но уверенный в наборе шрифт. Хорош и для текстов, и для акциденции (а также отлично чувствует себя в инфографике).
  • Cera от type.today (кириллизация). Ещё один бестселлер. Есть даже скруглённое и трафаретное.
  • Neue Frutiger World — обновление бессмертной классики. Тот же Фрутигер, только новый, расширенный и дополненный.
  • Styrene — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • CoFo Sans — ещё один «просто гротеск», на этот раз от Contrast Foundry.
  • iA Writer Font — Information Architects наконец прикрутила кириллицу к своему «псевдомоноширинному» шрифту, который используется в одноимённом редакторе.
  • PT Root UI — просто бомба от ParaType. Полностью бесплатный шрифт для интерфейсов. Выглядит вполне прилично. Подробнее можно почитать здесь. Ещё хочу привести цитату из канала «Шрифтовой дизайн»: «Это действительно шрифтовой праздник, спасибо! Главная особенность шрифта и его ценность для интерфейсов — униширинность. Независимо от начертания, метрики и ширины знаков, остаются неизменными, благодаря чему можно менять дизайн без ущерба интерфейсу или макету, не опасаясь, что что-то и где-то поедет».
  • 💎 Proto Grotesk — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • 💎 Gauge Type Family —легендарный шрифт той самой «Афиши». Впервые появился в журнале под названием Afisha Serif в 2006 году. Наконец его можно официально можно приобрести в type.today.
  • 💎 CoFo Peshka — вариативный гротеск от Contrast Foundry. В процессе развития.
  • 💎 Halvar Collection — довольно-таки развёрнутая шрифтовая система (включая трафаретные начертания) от TypeMates (кириллическая версия выполнена при участии type.today и Марии Дореули).
  • 💎 New York — обновление года от Apple, первая за очень много лет антиква для интерфейсов. Относиться к нему можно по-разному, но заметной частью ландшафта он становится прямо сейчас. Здесь развёрнутый разбор от type.today.

EN: компании

  • Klim Type Foundry.
  • Letterwerk — декоративные, но очень красивые.
  • Colophon Foundry — создатели регулярно порицаемого мной (за плохую кириллицу) и дико модного Apercu, но латиница у них крутая.
  • Radim Pesko — необычные и модные.
  • Sharp Type — есть пара интересных.
  • Feedtype — ребята из Канады сделали пока лишь несколько шрифтов, но все выглядят свежо и отлично.
  • Dinamo Typefaces — швейцарцы, и этим всё сказано. Есть и утилитарно-рабочие и необычные шрифты.
  • New Letters — ещё одна модная словолитня.
  • Hungarumlaut — австрийская компания, основанная Адамом Катием. Много хороших и необычных шрифтов.
  • Pangram Pangram Foundry — много хорошего современного.
  • 💎 Schick Toikka — бодро и одновременно культурно.
  • 💎 TypeMates — создатели знаменитой Cera.

Всякие экспериментаторские студии, шрифты которых тем не менее могут очень круто зайти в какие-то культурные проекты (почему-то одни французы):

EN: отдельные шрифты

  • GT Walsheim от Grilli Type (прекрасная промостраница).
  • Aspen от Ludwig Type.
  • Baton от Fatype.
  • GT America от тех же Grilli Type.
  • Gabriel Sans от Font Fabric.
  • Trade Gothic от Linotype.
  • Decima Pro от Tipografia Ramis — не слишком оригинален и похож на множество подобных, но для определённых задач ок.
  • Urban Grotesk от Suitcase Type Foundry — просто люблю его.
  • Franklin Gothic в вариации от Monotype — это классика, и его не должно быть в списке, но я мечтаю, чтобы кто-то прикрутил его к интерфейсу. Кстати, у него имеется и неплохая кириллическая версия.
  • Plaak от Editions205 — странная штуковина для узкого круга задач.
  • Guillon — свежачок от Feedtype.
  • Untitled Sans и Untitled Serif — в хорошем смысле скучные гротеск и антиква от Klim Type (здесь можно почитать про них подробнее).
  • Ginto от Dinamo Typefaces — в крайне перспективном (и не менее модном) variable-формате (когда можно гибко настраивать любой из параметров шрифта). Подробнее про вариативные шрифты можно почитать здесь.
  • Monumet Gtotesk — тоже от Dinamo.
  • GT Zirkon — очередной шрифт с прекрасной презентацией от Grilli Type. Пожалуй, в 2018 году мы уже можем позволить себе шрифты с таким высоким контрастом в отдельных элементах для сплошного набора на экране.
  • Media Sans — любопытная история от Production Type. Достаточно акцидентный гротеск, но с огромной палитрой начертаний и всякими модными фишечками в рисунке. В суперконтрастных сопряжениях элементов схож с вышеупомянутым GT Zirkon. Жаль, пока без кириллицы. Здесь подробнее про него.
  • Lunchtypeбесплатный шрифт без кириллицы. Этакий дженерик, «просто ещё один гротеск из 2018 года». Ни оригинальностью, ни безупречным качеством не блещет, зато есть такие модные сейчас широкие начертания.
  • PVC — в меру безумный и довольно модный гротеск от Production Type.
  • Mohol — концептуальный проект в честь Ласло Мохой-Надя (мне нравится именно такой вариант написания) наконец-то превратился в полноценный шрифт. Авторы — Hungarumlaut
  • Agrandir Typeface — неплохой вариативный шрифт от Pangram Pangram Foundry. Рассказ о проекте.
  • 💎 Fira Code — моноширинный шрифт с лигатурами для программ.
  • 💎 White — минималистичный на первый взгляд гротеск от Dinamo Typefaces, становящийся слегка безумным в жирных начертаниях.
  • 💎 Helvetica® Now — Monotype совершил немыслимое — переделал Helvetica (пока без кириллицы).
  • 💎 Lyyra — выразительный гротеск от Schick Toikka.
  • 💎 Signal — гротеск, вдохновлённый старыми французскими дорожными знаками середины 20 века от Production Type.

P.S. И реально, не пренебрегайте Verdana.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Золотарев", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u0440\u0438\u0444\u0442\u044b"], "comments": 23, "likes": 67, "favorites": 591, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 74196, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 13:32:51 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 74196, "author_id": 34439, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74196\/get","add":"\/comments\/74196\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74196"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

Осталось добавить превью к каждому шрифту, и будет совсем хорошо!

Ответить
2

Я боюсь статью тогда разнесет на сто экранов

Ответить
2

Лучше уж 100 экранов, но в рамках 1 статьи, т.к. скроллить проще чем открывать/загружать/закрывать кучу страниц.

Но за подборку спасибо -)

Ответить
6

"Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные."
Расходимся, нас снова обманули

Ответить
1

А вам бы все бесплатно )

Ответить
–1

хз, по-моему лучший шрифт — не привычный глазу, ты за него цепляешься и уже, возможно, читаешь статью.

Ответить
9

Статьи читают за интересный контент. Что за должен быть шрифт чтобы он заставил меня читать, то, что мне нахер не нужно?

Ответить
0

Да я много про что забыл ) Это очень субъективный список

Ответить
0

Хороший неакцидентный шрифт без наклонных начертаний — грусть и печаль. Фактически, это делает шрифт акцидентым по возможностям использования. ((

Ответить
2

Gilroy, Qanelas 🖤

Ответить
1

У значительной части модных шрифтов есть одна беда — минускульные цифры по умолчанию. Я понимаю, что традиция, история и всё такое, но если текст является информационным, то маюскульные цифры смотрятся в нём куда уместнее. Не говоря уже о том, что для кириллицы использование минускула вовсе не является исторически естественным.

Ответить
2

Сейчас обычно два набора делают

Ответить
2

Упс. Забыл!
Спасибо большое за подборку! =)

Ответить
1

Да, хвала богам типографики — минускул сейчас обычно именно по умолчанию, а маюскул доступен. Но альтернативные глифы ведь ещё надо задействовать. И когда речь о вебе, то с этим по прежнему есть нюансы. Да и вообще напрягает сама необходимость этой мороки при работе с кириллицей.

Ответить
1

Спасибо за большую подборку! О многих шрифта знаю, тем не менее некоторые вижу впервые. Добавил в избранное. И да, Manrope тоже хорош. Стоит и его добавить.

Ответить
1

Вполне достоин упоминия "Inter" разработанный дизайнером из Figma.
Полностью бесплатный, с поддержкой кириллицы.
https://rsms.me/inter/

Ответить
0

если работаю с canva для фото постов в соцсетях, какие лучше использовать шрифты из тех, что есть там? спасибо заранее!)

Ответить
0

Ммм, ну для постов любой шрифт сгодится, даже довольно акцидентный. Это вопрос исключительно личного вкуса и художественной задачи

Ответить
0

Главное — не Haettenschweiler! ;)

Ответить
0

Graphik шикарный

Ответить
0

Небольшое дополнение по шрифту Halvar
Его кириллизацию выполнили сами TypeMates, a type.today и Мария Дореули помогали консультациями

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }