Где брать (действительно) модные шрифты для диджитала

Неполный и субъективный список, который постоянно обновляется.

Эта заметка была впервые опубликована <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2FfortyD%2F1347&postId=74196" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в моём канале</a> в августе 2017 года. Постоянно обновляется и дополняется. Всё новое отмечается 💎
Эта заметка была впервые опубликована в моём канале в августе 2017 года. Постоянно обновляется и дополняется. Всё новое отмечается 💎

Вечный вопрос — где взять новый модный шрифт. На мой взгляд, в этом вопросе как минимум два лишних слова: «новый» и «модный». При умелой работе и Verdana выглядит отлично, а уж про её качество и адаптированность под веб можно не говорить, Мэтью Картер плохих шрифтов не делал.

Тем не менее я попробовал составить список условно «нового» и в определённом смысле «модного» из мира экранной типографики.

Ниже приведён краткий список компаний и отдельных шрифтов, которые можно использовать в цифровых продуктах. Большая часть из них — гротески, но попадётся и несколько антикв. Они разделены на две глобальные части: CYR — кириллические, EN — не кириллические.

При этом следует понимать, что компания может производить крутейшую латиницу, но вот с кириллицей беда. Как правило, это связано с подходом самих дизайнеров шрифта.

Кто-то не считает необходимым изучать кириллическую специфику. Кто-то слишком гордый, чтобы брать русскоязычных дизайнеров-консультантов или специально нанимать наших шрифтовиков. Поэтому если у тех, кто упомянут среди «не кириллических» вы найдёте в библиотеке что-то с кириллицей — лучше не рискуйте.

При выборе шрифтов и дизайнеров я руководствовался следующими критериями:

  • Я избегал откровенной попсы и виденного всеми сто раз (никаких Proxima Nova и Montserrat!).
  • Выбирал в основном то, что можно использовать в прикладных целях в диджитале (и что не требует супермастерства для грамотной работы, то есть что сложнее сломать), но немного разбавил «красотой» и экспериментами.
  • Старался не слишком раздуть список, исходя в первую очередь из практической применимости здесь и сейчас, без необходимости недельного ресерча по списку из тысячи ссылок. Так что простите, если кого-то забыл или не упомянул.
  • Никаких шрифтов с Google Fonts (за редкими исключениями).

Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные.

CYR: компании

  • type.today — как собственного производства, так и адаптации крутых западных шрифтов.
  • Brownfox — российская компания с пока не очень большой, но крайне интересной библиотекой.
  • Swiss Typefaces — очень крутые швейцарцы с необычным подходом к дистрибуции и производству.
  • Commercial Type — их кириллические версии продаются в type.today.
  • Letters from Sweden — приятно, модно. Насчёт кириллицы можно поспорить, но мне нравится (там, где есть).
  • Type Together — в активе компании есть несколько неплохих кириллических шрифтов (в основном антикв и акциденции). Качество кириллицы неровное, так что рекомендую выбирать те, в производстве которых участвовали кириллические (болгарские, российские и так далее) дизайнеры.
  • «Русские шрифты» — относительно свежая компания, которая начинала с акциденции, но недавно запилила очень бодрый (и рабочий) гротеск Dewi (о нём ниже).
  • Typefaces of Temporary State — крайне любопытный отечественный проект, об авторах которого, к сожалению, ничего не сказано ни на сайте, ни в группе на Facebook. Хотя, конечно, кому надо, те всё знают. Их шрифты не назовёшь универсальными, но упоминания здесь они точно стоят.
  • Contrast Foundry — Маша Дореули открыла свой магазин, и мы наконец-то можем купить суперхитовую Chimera.

CYR: отдельные шрифты

Из относительно нового или не слишком раскрученного:

  • Aeroport от Brownfox.
  • Lab Grotesque от Letters from Sweden.
  • Suisse Int’l от Swiss Typefaces. Хочу отметить, что его Regular-начертание можно бесплатно скачать с официального сайта и использовать в работе.
  • Spectral от Google Fonts (то самое исключение). Полностью бесплатный шрифт, доступный даже в «Google Документах», кириллицу для которого делали вышеупомянутые type.today.
  • Dewi гротеск с широкой палитрой начертаний от «Русских шрифтов» (есть даже такое модное сверхширокое).
  • Plex — новая фирменная супергарнитура (гротеск, антиква, моноширинное начертание) IBM теперь с кириллицей! При этом совершенно бесплатная.
  • Graphik от type.today (кириллизация). Хит из хитов, один из самых распространённых сейчас, но тем не менее не мог его не поставить.
  • Druk от type.today (кириллизация). Семейство гарнитур от узких до широких.
  • Stratos от type.today (кириллизация). Необычный, но уверенный в наборе шрифт. Хорош и для текстов, и для акциденции (а также отлично чувствует себя в инфографике).
  • Cera от type.today (кириллизация). Ещё один бестселлер. Есть даже скруглённое и трафаретное.
  • Neue Frutiger World — обновление бессмертной классики. Тот же Фрутигер, только новый, расширенный и дополненный.
  • Styrene — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • CoFo Sans — ещё один «просто гротеск», на этот раз от Contrast Foundry.
  • iA Writer Font — Information Architects наконец прикрутила кириллицу к своему «псевдомоноширинному» шрифту, который используется в одноимённом редакторе.
  • PT Root UI — просто бомба от ParaType. Полностью бесплатный шрифт для интерфейсов. Выглядит вполне прилично. Подробнее можно почитать здесь. Ещё хочу привести цитату из канала «Шрифтовой дизайн»: «Это действительно шрифтовой праздник, спасибо! Главная особенность шрифта и его ценность для интерфейсов — униширинность. Независимо от начертания, метрики и ширины знаков, остаются неизменными, благодаря чему можно менять дизайн без ущерба интерфейсу или макету, не опасаясь, что что-то и где-то поедет».
  • 💎 Proto Grotesk — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • 💎 Gauge Type Family —легендарный шрифт той самой «Афиши». Впервые появился в журнале под названием Afisha Serif в 2006 году. Наконец его можно официально можно приобрести в type.today.
  • 💎 CoFo Peshka — вариативный гротеск от Contrast Foundry. В процессе развития.
  • 💎 Halvar Collection — довольно-таки развёрнутая шрифтовая система (включая трафаретные начертания) от TypeMates (кириллическая версия выполнена при участии type.today и Марии Дореули).
  • 💎 New York — обновление года от Apple, первая за очень много лет антиква для интерфейсов. Относиться к нему можно по-разному, но заметной частью ландшафта он становится прямо сейчас. Здесь развёрнутый разбор от type.today.

EN: компании

  • Klim Type Foundry.
  • Letterwerk — декоративные, но очень красивые.
  • Colophon Foundry — создатели регулярно порицаемого мной (за плохую кириллицу) и дико модного Apercu, но латиница у них крутая.
  • Radim Pesko — необычные и модные.
  • Sharp Type — есть пара интересных.
  • Feedtype — ребята из Канады сделали пока лишь несколько шрифтов, но все выглядят свежо и отлично.
  • Dinamo Typefaces — швейцарцы, и этим всё сказано. Есть и утилитарно-рабочие и необычные шрифты.
  • New Letters — ещё одна модная словолитня.
  • Hungarumlaut — австрийская компания, основанная Адамом Катием. Много хороших и необычных шрифтов.
  • Pangram Pangram Foundry — много хорошего современного.
  • 💎 Schick Toikka — бодро и одновременно культурно.
  • 💎 TypeMates — создатели знаменитой Cera.

Всякие экспериментаторские студии, шрифты которых тем не менее могут очень круто зайти в какие-то культурные проекты (почему-то одни французы):

EN: отдельные шрифты

  • GT Walsheim от Grilli Type (прекрасная промостраница).
  • Aspen от Ludwig Type.
  • Baton от Fatype.
  • GT America от тех же Grilli Type.
  • Gabriel Sans от Font Fabric.
  • Trade Gothic от Linotype.
  • Decima Pro от Tipografia Ramis — не слишком оригинален и похож на множество подобных, но для определённых задач ок.
  • Urban Grotesk от Suitcase Type Foundry — просто люблю его.
  • Franklin Gothic в вариации от Monotype — это классика, и его не должно быть в списке, но я мечтаю, чтобы кто-то прикрутил его к интерфейсу. Кстати, у него имеется и неплохая кириллическая версия.
  • Plaak от Editions205 — странная штуковина для узкого круга задач.
  • Guillon — свежачок от Feedtype.
  • Untitled Sans и Untitled Serif — в хорошем смысле скучные гротеск и антиква от Klim Type (здесь можно почитать про них подробнее).
  • Ginto от Dinamo Typefaces — в крайне перспективном (и не менее модном) variable-формате (когда можно гибко настраивать любой из параметров шрифта). Подробнее про вариативные шрифты можно почитать здесь.
  • Monumet Gtotesk — тоже от Dinamo.
  • GT Zirkon — очередной шрифт с прекрасной презентацией от Grilli Type. Пожалуй, в 2018 году мы уже можем позволить себе шрифты с таким высоким контрастом в отдельных элементах для сплошного набора на экране.
  • Media Sans — любопытная история от Production Type. Достаточно акцидентный гротеск, но с огромной палитрой начертаний и всякими модными фишечками в рисунке. В суперконтрастных сопряжениях элементов схож с вышеупомянутым GT Zirkon. Жаль, пока без кириллицы. Здесь подробнее про него.
  • Lunchtypeбесплатный шрифт без кириллицы. Этакий дженерик, «просто ещё один гротеск из 2018 года». Ни оригинальностью, ни безупречным качеством не блещет, зато есть такие модные сейчас широкие начертания.
  • PVC — в меру безумный и довольно модный гротеск от Production Type.
  • Mohol — концептуальный проект в честь Ласло Мохой-Надя (мне нравится именно такой вариант написания) наконец-то превратился в полноценный шрифт. Авторы — Hungarumlaut
  • Agrandir Typeface — неплохой вариативный шрифт от Pangram Pangram Foundry. Рассказ о проекте.
  • 💎 Fira Code — моноширинный шрифт с лигатурами для программ.
  • 💎 White — минималистичный на первый взгляд гротеск от Dinamo Typefaces, становящийся слегка безумным в жирных начертаниях.
  • 💎 Helvetica® Now — Monotype совершил немыслимое — переделал Helvetica (пока без кириллицы).
  • 💎 Lyyra — выразительный гротеск от Schick Toikka.
  • 💎 Signal — гротеск, вдохновлённый старыми французскими дорожными знаками середины 20 века от Production Type.

P.S. И реально, не пренебрегайте Verdana.

6565
26 комментариев

Осталось добавить превью к каждому шрифту, и будет совсем хорошо!

26
Ответить

Я боюсь статью тогда разнесет на сто экранов

3
Ответить

"Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные."
Расходимся, нас снова обманули

8
Ответить

А вам бы все бесплатно )

3
Ответить

хз, по-моему лучший шрифт — не привычный глазу, ты за него цепляешься и уже, возможно, читаешь статью.

1
Ответить

Статьи читают за интересный контент. Что за должен быть шрифт чтобы он заставил меня читать, то, что мне нахер не нужно?

11
Ответить

Про Manrope не забыли? Там же даже кириллица есть https://www.behance.net/gallery/67424063/Manrope-Modern-Geometric-Sans-Serif-font-family(FREE)

3
Ответить