{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Приоритет 2030» — первая в России цифровая грантовая программа

«Приоритет 2030» — первая в России программа поддержки университетов, этапы которой — от подачи заявок вузами до подписания протокола с результатами гранта — проходили в электронном формате. Сайт и серию личных кабинетов разработало интернет-агентство «Паравеб» совместно с компанией «ИТ Форвард».

О программе «Приоритет 2030»

Цель программы — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Одна из составляющих «Приоритета 2030» — проект по реализации программ профессиональной переподготовки «Цифровые кафедры», который является частью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Проект предполагает, что студенты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности получат дополнительную квалификацию по ИТ-профилю.

Социоцентр выступил как координатор работы вузов и предоставил онлайн-площадку для реализации программы.

Поставленные задачи

Интернет-агентству «Паравеб» и компании «ИТ Форвард» предстояла работа с масштабной программой с точки зрения участия университетов. От нас требовалось:

  • автоматизировать процесс подачи заявок и отбора программ университетов для выдачи грантов;
  • снизить трудозатраты представителей вузов и не запрашивать у них статистическую информацию, которую можно получить автоматически.

Перед нами стояла задача — создать сайт программы и систему личных кабинетов, которые должны содержать полностью оцифрованный электронный документооборот. Это позволило бы ускорить множество этапов отбора, в том числе заседание комиссии. Ведь без бумажной работы и подсчета полного пакета документов процесс проходит гораздо быстрее.

Дополнительным плюсом цифровизации документооборота является снижение нагрузки на оператора, так как данные берутся из верифицированных источников.

Паравеб отвечал за веб-часть проекта, а ИТ Форвард — за аналитическую часть.

Было необходимо создать единый источник хранения и обработки информации, откуда она бы передавалась в личные кабинеты и отображалась в удобном виде. Хранение информации в отдельной системе исключает ее двоякое толкование и позволяет контролировать стык веб- и аналитической части.

С этими функциями отлично справляется 1С:Документооборот. Он хранит и обрабатывает данные, формирует запросы на сбор информации из личных кабинетов, передает данные между кабинетами и выдает статистическую информацию на сайт.

Как проходила разработка

Условно процесс разработки можно разделить на две части. Сначала был запущен промо-сайт программы, на котором была опубликована информация о порядке проведения и критериях оценки заявок на гранты.

Затем появился личный кабинет вузов, где участники могли заполнить заявку, загрузить необходимые документы в электронном формате и поставить подписи ответственных лиц с использованием электронно-цифровой подписи.

Из каких этапов состояла программа?

1. Подача заявок

Вузы подавали заявки на участие в программе в электронном виде. Мы собирали данные об университетах из других систем и загружали их в личные кабинеты.

В процессе реализации программы «Приоритет 2030» Социоцентр активно взаимодействовал с Минобрнауки РФ, Минцифры РФ, РАН, Министерством здравоохранения, Министерством обороны и Министерством финансов РФ.

Минобрнауки и Министерство финансов РФ предоставляли статистическую информацию о вузах-участниках программы для проведения экспертизы. Общие показатели по университетам и вся их отчетность, которую они когда-либо сдавали, добавлялись в личный кабинет. Это позволило уменьшить загруженность соискателей грантов, чтобы они могли сосредоточиться на содержании заявок и не запрашивать информацию, которую можно получить от Министерств автоматически, в электронном виде.

Из Единого государственного реестра юридических лиц загружались реальные адреса, сведения о руководителе и прочая юридическая информация.

Часть показателей, например задолженности или лицензии на образование, заполнялись автоматически на основе общедоступных источников.

Также в личном кабинете была доступна цифровая база данных научных публикаций из Scopus и Web of Science.

Таким образом, в своих заявках вузы заполняли только плановые прогнозы — программу развития, разбитую на разделы. В личном кабинете сотрудники университета были ответственными за наполнение своих разделов. После того, как ректор утверждал каждый из разделов, подписывалась вся программа целиком.

Далее программа шифровалась, после чего все данные были доступны к просмотру только для того, кто их зашифровал, и для представителя Минобрнауки, который должен был проводить вскрытие.

2. Экспертиза

После вскрытия заявок статистика по университетам — что за университеты подали заявки, из каких они регионов, сколько в них учится студентов и преподавателей — трансформировалась в изображения и диаграммы и попадала на промо-сайт «Приоритета».

Далее программа передавалась на оценку в личный кабинет эксперта, в котором специалисты РАН и Минцифры РФ проводили экспертизу поданных заявок и оценивали их по открытым критериям. Эксперты знакомились с различными метриками — денежные объемы университета, количество партнеров, гарантийные письма, задолженность по налогам и так далее — и самой программой вуза, разбитой на разделы. Эти данные были доступны для скачивания в PDF-формате.

Голосование экспертов также проходило онлайн, в их личных кабинетах.

3. Защита

Результаты экспертизы направлялись в личные кабинеты членов комиссии, где они знакомились с программой университетов, читали заключения экспертов и готовили список вопросов для очного заседания, на котором ректоры представляли свои программы.

На период заседания комиссии выдавали планшеты, на которых были собраны показатели, выдержки из программ вузов и результаты работы экспертов. На планшете можно было посмотреть презентации, которые вузы также загружали в личные кабинеты, и список с фотографиями сотрудников университета, участвующих в защите. На планшетах комиссии и на табло с общим расписанием для вузов информация управлялась модератором в реальном времени.

После всех защит проходило закрытое обсуждение, на котором комиссия выставляла оценки — они выводились на информационных табло и планшетах. Так определялся рейтинг университетов — комиссия решала, сколько университетов войдет в программу. Затем формировался протокол заседания.

4. Доработка и внесение изменений

Вузы, попавшие под программу развития, получали расширенный доступ в личный кабинет, заполняли дорожные карты (детализированные поэтапные планы на несколько лет), добавляли сотрудников и вели проект, отчитываясь за текущие результаты. Всю их деятельность видил Социоцентр и передавал информацию в Минобрнауки РФ.

В 2022 году из-за внешних обстоятельств международное сотрудничество университетов значительно сократилось. Поэтому комиссия и другие надзорные органы проекта рекомендовали некоторым вузам внести изменения в свои программы,.

Разработанная нами система позволяла оперативно менять и корректировать стратегический вектор развития университета. Процесс согласования изменений занимал около недели и полностью проходил в электронном виде. Комиссия направляла университету рекомендации, у него было несколько дней, чтобы внести изменения, затем проходило согласование изменений в Минобрнауки РФ.

Если у вузов возникали какие-либо вопросы, они могли легко обратиться в Социоцентр через личный кабинет.

Сложности, с которыми мы справились

  • Необходимость создания универсальной системы сбора отчетности.
  • В процессе разработки периодически менялось техническое задание и другие вводные.
  • Большая нагрузка на систему — около 3000 пользователей одновременно вводили информацию на сайте и загружали большие медиаданные.
  • Сжатые сроки разработки.
  • Сбор большого объема информации из внешних источников.

Результаты

Мы сделали весь процесс от подачи заявок на поддержку до проведения экспертизы и публикации итогов голосования удаленным, он проходит в цифровом формате. Эта мера обеспечила прозрачность голосования и системы отбора для всех участников процесса.

Вузы-участники программы в личном кабинете могли ознакомиться со всеми поданными заявками, сравнить свои результаты с результатами других соискателей по открытым критериям и показателям, заданным Министерством образования и науки РФ.

Программа «Приоритет 2030» задала тренд среди государственных учреждений и министерств России в части проведения всего процесса конкурсного отбора удаленно, онлайн.

Опыт проведения конкурса и технологии, использованные в разработке программы «Приоритет 2030», тиражируемые, их уже перенял федеральный проект «Передовые инженерные школы» Минобрнауки РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ.

Успех проекта и цифровой формат выдачи грантов, внедренный в программе «Приоритет 2030», задал новый виток развития технологий и в других министерствах и государственных организациях России, которые стремятся к полной оцифровке процессов взаимодействия с вендорами, подрядчиками и подведомственными организациями.

0
2 комментария
Алеся Шевцова

ожидаем нашествие алфавита)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Латкин

в целом программа интересная ,думаю что в скором времени наберет обороты среди вузов

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда