Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Привет! Я Алёна Архипова, дизайнер онлайн-школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB. Расскажу, как мы по шагам проводили глубинные интервью и почему это классный формат исследований.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

В начале 2023-го мы записали два новых курса по кастдеву и по дизайн-мышлению. Прежде мы верстали страницы на свой вкус — теперь же решили оттолкнуться от мнения учеников. Подчеркнуть на лендингах то, что действительно важно для них, а не то, что кажется важным нам.

И для этого запланировали несколько интервью с учениками. Для наглядности я сформулировала потребность встреч, цель и образ результата и записала это в Notion.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Как искали респондентов

Сделали гугл-форму, через которую собирали предзаказы.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

И пару раз нативно пошерили ссылку у себя в соцсетях.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Так собрали 12 заявок — уже неплохой результат. После написали на почту каждому и договорились с четырьмя учениками немного пообщаться в зуме. Четыре интервью — это немного для полноценного кастдева, но у нас были сжатые сроки разработки, поэтому не стали затягивать с исследованием.

Также позже мы нашли незаметную, но серьёзную ошибку: мы через одну форму собирали заявки на два разных курса. Из-за этого:

  • Возникала путаница в ходе глубинных интервью: например, мы спрашивали респондента о кастдеве, а ему был интересен курс по дизайн-мышлению.
  • Сами ученики путались при оформлении заявки на ранний доступ.
  • ЦА смешались, и когда курсы были готовы, непонятно было, кому отправлять курс по кастдеву, а кому — по дизайн-мышлению.

Вывод — не смешивайте аудитории и внимательнее сегментируйте. Так вы получите более вовлечённых респондентов и более полезные результаты на выходе.

Подготовка к интервью

Исходя из наших целей и потребностей, я в режиме брейншторма сгенерировала вопросы: выписала всё, что пришло в голову, потом перечитала и отсеила неудачные вопросы. Получившийся список я также сохранила в Notion — и подглядывала в него во время созвонов.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог
Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Интервью: 6 советов

  • Важно: сразу после запуска конференции включите запись и предупредите об этом респондента. Иначе звонок пройдёт почти впустую.
  • Сначала задавайте закрытые вопросы: уточняйте, есть ли важный для вас опыт у респондента.
  • Переходите к открытым вопросам, которые помогают узнать в целом, что происходит.
  • Раскрывайте контекст, действие и мотивацию клиента. Будьте слегка назойливы: не стесняйтесь спрашивать «почему».
  • Не уходите далеко от темы: мы на практике столкнулись с проблемой, что часто уходили в оффтоп и говорили с респондентами о чём-то личном и отстранённом. Это хорошо для поддержания отношений с учениками, но для самого исследования бесполезно.
  • В конце подтвердите потребность, то есть, прослушав полностью респондента, кратко резюмируйте всё и перескажите собеседнику. Если вы недопоняли друг друга — на финальном этапе сможете это обсудить.

Как собирали результаты кастдева

После того как мы провели все интервью, я собрала записи и сделала автоматическую расшифровку (например, так умеет сервис AI Transcription).

Далее переслушивала аудио, параллельно смотрела расшифровку, копировала оттуда полезные цитаты респондентов и вставляла на доску в Miro. Вот как она выглядит целиком:

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Каждая колонка на доске — это отдельный респондент. А каждая строка — отдельный вопрос на интервью.

Благодаря этой таблице мы можем сразу видеть, как отвечали респонденты, перекликаются ли мнения, есть ли какие-то закономерности и тенденции.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Следом я выделила ключевые мысли и интересные идеи респондентов и резюмировала всё в том же Notion-документе.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Из кастдева → в дизайн

Остался последний этап: интегрировать инсайты в продукт.

Покажу на примере нашего курса по дизайн-мышлению, как мы использовали мнения учеников.

1. На первом экране подсветили, что:

  • ✅ у нас есть дополнительные материалы и конспекты,
  • ✅ ученики могут заниматься в любое время.
Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

2. На втором экране подробно пояснили, что вообще такое дизайн-мышление и кому оно пригодится. Респонденты часто затруднялись ответить, что это, или объясняли неверно.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

3. И ещё раз показали, что у нас есть конспекты, полно полезных ссылок и заданий для закрепления. Респонденты часто говорили об этом как о преимуществе.

Собрали два лендинга и подружились с учениками: как мы провели кастдев и чем он помог

Не одноразовая история

Лендинг по дизайн-мышлению — это только часть того, что мы реализовали благодаря кастдевам.

Глубинные интервью стали для нас не одноразовой историей, а бездонным морем для изучения: мы продолжаем применять результаты кастдева при редизайне сайта, при вёрстке новых курсов и даже в маркетинговых коммуникациях.

А также важно, что на этих интервью мы тепло пообщались с учениками, стали лучше их понимать, а они увидели, что их мнение важно 🤍

1919
2 комментария

Каеф, респект Алёне за такой подход!

2
Ответить

Алёна крутая! Спасибо, что помогли нам встретиться :)

Ответить