Руководство проектом. Личный опыт

Если ты веб-дизайнер и хочешь собрать команду для работы над масштабным проектом, но не до конца уверен, как это сделать и как вести проект в одно лицо, то эта статья для тебя! На своём первом опыте ведения группового проекта для реального заказчика я покажу, с какими задачами и проблемами я столкнулась и как их решала.

Руководство проектом. Личный опыт

О проекте

Я получила проект для благотворительного фонда в рамках стажировки в Логомашине. Нужно было создать дизайн лендинга под акцию фонда с иллюстрациями и анимацией интерактивной игры для пожертвования.

Хочу отметить, что работу руководителем проекта мне облегчило наличие опыта руководства коллективом, а также то, что, помимо веб-дизайна, я также владею навыками иллюстратора и моушн-дизайнера. Это позволило мне глубоко понимать нюансы задач иллюстратора, граф-дизайнера и моушн-дизайнера, эффективно координировать их работу и помогать им рекомендациями при возникновении спорных моментов. Также я смогла сразу при общении с заказчиком сказать, что возможно реализовать, а что необходимо переиграть, и эти решения мы уже обсуждали совместно в команде.

Начало работы

Встреча с заказчиком

Сперва я провела часовую встречу с заказчиком по Zoom. Заказчиков оказалось аж четверо! Поэтому я сразу же попросила их определиться, с кем одним из них я буду общаться, чтобы избежать ситуации “испорченного телефона”. Также я оговорила, что всё общение будет проходить по электронной почте, чтобы вся информация была в одном месте (и переписку по электронной почте 100% можно использовать в суде в случае коллапса).

Я максимально подробно пробрифовала заказчиков. Детально выяснила всё о фонде, о миссии, о сути названия, о том, как именно они делают свою работу, кому и как помогают, о проблемах их подопечных, а также все вопросы по лендингу. Поскольку работа подразумевала иллюстрации, комикс с длинным сюжетом и интерактивную игру, я попросила заказчиков прислать мне подробное, детальное ТЗ по всем пунктам.

Митинг с командой

После встречи с заказчиками я составила список задач и предварительно раскидала между дизайнерами, ориентируясь на опыт и пожелания каждого. Добавила эти задачи в Figma и Google-таблицы, чтобы дизайнеры успели морально подготовиться перед митингом.

Провела 2-часовой митинг с командой, одного граф-дизайнера назначила вести протокол встречи, чтобы не упустить ни одной детали обсуждения. На митинге вскрылись проблемы с иллюстрациями - граф-дизайнеры сказали, что им двоим потребуется 2 месяца для реализации, т.к .один из них работал. Вскоре граф-дизайнер ушёл по причине тяжёлого рабочего графика на работе, я наняла иллюстратора, и процесс работы значительно ускорился.

Также на встрече возник ряд дополнительных вопросов, которые я задала заказчикам по электронной почте.

Контроль

Я отслеживала, чтобы дизайнеры присылали в Телеграм утренние и вечерние отчёты о планируемой и проделанной за день работе и сообщали о возникающих затруднениях, чтобы вместе их разрешать. Также я проводила еженедельные митинги с командой в Zoom, иногда - индивидуальные митинги с отдельными дизайнерами. Не обошлось без коучинга в отдельных моментах, потому что не у всех членов команды был одинаковый уровень навыков, т.к. все пришли на курс в разное время.

Подготовительные работы

После того, как мы провели анализ конкурентов, опросили целевую аудиторию, спроектировали путь пользователя и создали мудборд, я записала видео-презентацию подготовительных работ для заказчика. Наглядно продемонстрировала результаты наших исследований и сделала выводы, имеющие значение для заказчика и лендинга.

Наша команда предложила и обосновала пару изменений, которые были необходимы исходя из потребностей опрошенной ЦА, а именно - поменять местами некоторые блоки, т.к. ЦА хотела, в первую очередь, видеть истории семей, а потом уже смотреть ролик и играть в игру. Также с самого начала проекта мы начали работать над иллюстрациями.

Референсы и варфрейм

Перед началом создания прототипа наша команда собрала по 20 референсов к каждому блоку лендинга, а также референсы к иллюстрациям, анимированным роликам и цветовой палитре для того, чтобы видение заказчика совпадало с нашим, и мы чётко понимали, в каком направлении нам двигаться.

Я провела встречу с заказчиками, на которой мы подробно рассмотрели референсы, отмели решения, которые они не хотели видеть на сайте, и отобрали наиболее подходящие, что позволило нашей команде утвердить с заказчиками созданный позднее варфрейм без единой правки.

Дизайн-макет

С дизайном лендинга и адаптивами проблем не возникло благодаря тщательной подготовке. Единственное, во время видео-презентации я предложила заказчикам отказаться от идеи расписать на лендинге проблемы семей, изображённых на дорожных знаках, которые были в интерактивной игре, потому что лендинг и так посвящён проблемам и даже анимированный ролик демонстрирует эти проблемы. Я показала заказчикам вариант с расшифровкой проблем и без, и заказчики согласились, что наш вариант выглядит лучше и не перегружает пользователя информацией.

Почему именно видео-презентации

Почему не показать проект в Zoom? Почему просто не пролистать весь макет на встрече и не ответить на возникающие вопросы? Да потому, что заказчик разом увидит море новой визуальной информации и у него сразу возникнет миллион вопросов, а с ними - фрустрация от того, что он ничего не понимает, и мысли, что “наверное это что-то не то”... В результате, он завалит вас вопросами и претензиями, а вам придётся впопыхах оправдываться, что является заранее не выигрышной позицией.

Именно предзаписанная видео-презентация позволяет вам, не спеша, шаг за шагом, мягко и без вреда для психики погружать заказчика в проект, раскрывая суть каждого решения и объясняя, почему вы сделали именно так, а не как-то там иначе. Таким образом, мы как-бы предвосхищаем и сразу отрабатываем возможные вопросы и возражения заказчика, доказывая, что именно такие наши решения самые оптимальные и эффективные для достижения конкретных целей заказчика.

К тому же, такое видео заказчик может посмотреть в удобное для него время и в случае необходимости поставить на паузу, что однозначно облегчит восприятие информации. Время для такой длительной встречи ему будет выделить гораздо сложнее. А это совсем не прикольно, если заказчик будет оценивать вашу работу, будучи голодным и в стрессе. Итог: обе стороны берегут нервы и время, колоссально снижается вероятность внесения правок, и вы можете с чистой совестью работать дальше над новыми задачами.

Видео-презентации я записываю с помощью расширения для Google Chrome - Bubbles, потому что оно позволяет бесплатно записывать видео длительностью более 40 минут (верхней границы не знаю, но 40-50 минут можно точно).

Работа над анимированным роликом

В проекте самое большое внимание мы уделили анимированному ролику, поскольку он наглядно демонстрирует пользователям проблемы семей и показывает, как фонд их решает. К тому же ролики, как правило, все любят смотреть, и это донесение информации через развлечение.

Вообще, изначально в ТЗ подразумевалось создание комикса, а уже на этапе отрисовки неожиданно выяснилось, что заказчики хотели анимированный ролик. Мы были в шоке, но, обсудив это в команде, решили сделать этот ролик им в качестве подарка, потому что однозначно ролик в нашем портфолио смотрелся бы гораздо выигрышнее, чем комикс, присутствие которого на лендинге нас изначально смущало.

Я написала заказчику имейл, раскрывающий суть нашего согласия, а также расписала в цифрах, сколько мы помогаем им сэкономить, для того, чтобы заказчики ценили нашу инициативу и наш труд и не рассматривали создание ролика как коммерческий проект, т.е. с правом вносить только незначительные правки, потому что в рамках благотворительных проектов Логомашина отбирает для студентов небольшие проекты, которые можно выполнить за месяц.

Специально для создания иллюстраций для ролика я и наняла иллюстратора. Для экономии времени я согласовывала с заказчиком каждый набросок, аргументируя в письмах, почему лучше изобразить сцену так, а не иначе.

Первый конфликт с заказчиком

Не обошлось и без недопониманий. Заказчики хотели, чтобы мы нарисовали супергероев для ролика в стиле комиксов, и прислали гипер детализированные референсы из комиксов Marvel, хотя мы обсуждали, что будем рисовать векторные флэт-иллюстрации в минималистичном стиле. Я объяснила заказчикам, что для персонажной анимации нужны векторные иллюстрации, и персонажи не будут такими реалистичными и детализированными, как в комиксах, т.к. их части тела должны двигаться отдельно. К тому же комиксы рисуют не мышкой, а на планшете от руки и в растре, и область их применения иная.

Я посоветовалась с иллюстратором, и она добавила, что на отрисовку иллюстраций в стиле комиксов у непрофессионала по комиксам уйдет минимум полгода, а в векторе - это, вообще, практически не выполнимая задача даже для профессионала! Я назвала предполагаемые сроки и расценки заказчикам, и они согласились на наш первоначальный вариант.

Этот случай научил меня тому, что заказчики не должны быть профессионалами в дизайне и могут не знать тонкостей работы, и это нормально, а также тому, что если у заказчика нет детального ТЗ по персонажам и он не уверен, какими они должны быть, то нужно самой написать это ТЗ и утвердить с заказчиком : )

Второй конфликт с заказчиком

Иллюстратор представил новые концептуальные эскизы супергероев, однако заказчики попросили добавить персонажам уникальности, но не были уверены, в чём именно это должно отображаться. Тем более, что по просьбе заказчиков иллюстратор нарисовал супергероев с портретным сходством с реальными сотрудниками фонда.

Тогда я сама быстро набросала эскизы двух супергероев, что помогло сразу нащупать направление. Мы подобрали релевантные референсы, в т.ч. конкретно фигуры и костюмы супергероев, заказчики выбрали понравившиеся. Иллюстратор нарисовал новые скетчи с учётом новой информации, и персонажей утвердили. Из этого я вынесла урок, что референсы по персонажам лучше тоже сразу искать по каждой детали, чтобы потом не тратить время на правки, которых можно было бы избежать.

Результат

Иллюстратор и моушн-дизайнер завершили работу в установленные сроки.Также мы предложили сделать озвучку для ролика - заказчики просили ролик без звука, но мы убедили их, что звук поможет пользователю лучше проникнуться ситуацией и сильнее включиться в ролик, благодаря чему повысится вероятность, что пользователь воспримет всю информацию и совершит целевое действие - пожертвует деньги фонду.

Ролик очень понравился, как заказчикам, так и кураторам Логомашины, чему мы были искренне рады всей командой! В итоге, мы даже усовершенствовали титры, сделав их более в стиле ролика, а не на белом фоне, как оговаривали с заказчиком изначально, вызвав ещё большую радость заказчиков.

Работа над анимацией интерактивной игры

Второй по значимости и сложности задачей для нас было создание анимации интерактивной игры для осуществления пожертвования. Перед нашей командой стояла задача продумать механику игры, создать раскадровку и иллюстрации и, конечно же, продемонстрировать, как игра должна работать, с помощью анимации.

Задумка заказчика была такова: мы имеем спутанный моток ниток, символизирующий запутанный клубок проблем, с которыми сталкиваются нуждающиеся семьи. Из него торчат дорожные знаки, на которых изображены эти конкретные проблемы. К дорожным знакам привязаны нитки клубка. Пользователь вытаскивает знаки с нитками из клубка, тем самым распутывая его. Он исчезает, и на его месте появляется вязаное сердечко, пользователь нажимает на него, и из него вылетает форма пожертвования.

Задачу по продумыванию механики игры я поручила граф-дизайнеру и моушн-дизайнеру и периодически участвовала в процессе, внося некоторые коррективы. И только после тесных консультаций с моушн-дизайнером граф-дизайнер приступил к отрисовке итогового клубка, потому что до конца не было понятно, каким образом клубок должен “распутываться”.

Результат

Я также координировала процесс работы моушн-дизайнера и вносила правки, пока мы не получили такой результат:

Наша анимация интерактивной игры очень понравилась заказчику, и мы были очень рады справиться с такой неординарной задачей!

Мой личный факап

Через пару дней после сдачи проекта, расслабленно пожиная лавры, я просматривала нашу презентацию для Behance и внезапно заметила, что на иллюстрациях с грустной и счастливой семьёй в блоке “О помощи” печь на заднем плане на 3 пикселя вылезала за границу фона! А верстальщик заказчика это уже сверстал для десктопа! Передо мной стоял выбор: забить и надеяться, что никто этого так и не заметит, или признаться заказчику, что я не досмотрела и прислать исправленную версию с просьбой переверстать. Разумеется, я выбрала второе. Почему не исправить, если можно исправить?

Но это ещё только половина факапа : ) Я оценила доступность моих дизайнеров для срочной доработки и поняла, что оптимально будет сделать это самой, т.к. ситуация была срочная. Я быстро внесла правку, и в макет, и в адаптивы верстальщика с комментариями, и в наш проект, выслала письмо заказчику и довольная, выдохнула. Как вдруг я заметила, что с иллюстраций внезапно исчезли руки!!

Дело в том, что изначально руки всех персонажей в макете были отрисованы в минимализме, т.е. без пальцев. Но в анимированном ролике у персонажей были детализированные руки, поэтому я попросила граф-дизайнера дорисовать всем пальцы, что он и сделал. Однако, когда граф-дизайнер заново прислал мне иллюстрации для внесения правки, руки с пальцами каким-то чудом исчезли… В итоге я попросила граф-дизайнера вернуть руки на место и выслала заказчикам ещё одно письмо. Заказчики поблагодарили, и верстальщик быстро всё исправил.

Мои впечатления от руководства проектом

Благодаря стажировке в Логомашине я примерила на себя роль арт-директора, и этот опыт очень вдохновил меня, потому что здесь я смогла использовать свои знания и навыки не только в веб-дизайне, но также в иллюстрации и моушн-дизайне, а также свой опыт управления коллективом, общения с клиентами и опыт продаж. Все эти аспекты работы очень увлекают меня! В роли руководителя проектов я могу видеть весь процесс в целом и при этом контролировать каждый этап работы и каждую задачу, а также влиять на эти процессы извне, ведя переговоры с заказчиком.

Благодаря этому проекту я на практике осознала значение лозунга Figma о том, что в одиночку невозможно создать ничего великого. Это всегда звучало спорно для меня, пока я не смогла сравнить самостоятельную работу с работой в команде профессионалов! Поэтому я от всей души хочу поблагодарить моих коллег, которые приняли решение пройти со мной этот длинный, но увлекательный путь! Благодарю вас за ваши трудолюбие и целеустремлённость, за вашу инициативность и отзывчивость, за ваши прекрасные результаты и соблюдение дедлайнов и просто за приятное, тёплое общение!

Также я хочу поблагодарить куратора “Крутых студий” за координацию моей работы и развивающую обратную связь! И спасибо всему коллективу арт-директоров за внимание к нашему проекту и ценные замечания - это помогло нам сделать наш проект ещё лучше!

Главные выводы

И самые главные выводы, которые я сделала для себя, благодаря работе с реальным заказчиком, это:

  • Работать надо только по договору и прописывать в нём условия правок и расценки на них, обязательно проговорить это с заказчиком до подписания договора. Обязательным приложением к договору должен быть бриф и подробное ТЗ, если речь идёт об иллюстрациях и анимированных роликах;
  • Никогда не жалеть времени и сил на поиск качественных референсов - минимум по 20 референсов на каждый блок сайта, а также - для иллюстраций и моушн-дизайна.

Наш проект можно посмотреть здесь:

Надеюсь, что моя статья была полезна для тебя. Желаю успешных групповых проектов и лояльных заказчиков!

1111
2 комментария

Какой инструмент для управления проектом использовали?

2
Ответить

Asana и гугл-таблицы : )

1
Ответить