Презентация дизайн-решения — самый важный этап в работе и жизни дизайнера

28 советов как успешно и с кайфом для заказчика презентовать и защитить работу

Презентация дизайн-решения — самый важный этап в работе и жизни дизайнера

Привет! Меня зовут Никита, продуктовый дизайнер, собираю сильные и интересные ux-референсы. Здесь хочу поделиться своими рассуждениями и наработками по поводу презентаций. Считаю, что это самый важный этап по 2 причинам:
— Я заметил как афигенные решения «сгорают» из-за плохой презентации и дизайнер тонет в доработках. А среднии решения, наоборот, взлетали из-за супер навыка презентации и работы с обратной связью;
— Где-то давно услышал следующую мысль: «Повышают на работе не самого лучшего сотрудника, а того, кто может в выгодном свете продемонстрировать результат своей работы». Подтверждение этой мысли я встречаю каждый день.

Вывод и действия напрашиваются сами — я решил оттачить эти навыки, поэтому стал анализировать свои выступления, следить за выступления коллег, искать клевые фишки из статьей и видео. В этом материале собраны и структурированы советы и решения, которые помогают мне. Надеюсь, что-то полезное вы найдете и для себя.

Подготовка к выступлению

— Определите цель перед презентацией;
— Узнайте сколько времени на подготовку к презентации (может быть неделя или 8 часов);
— Узнайте тайминг выступления. Может это 30 секунд, а может и целый час;
— Определитесь с форматом презентации;
— Поймите, кто еще будет на презентации, кроме ЛПР (Лицо Принимающее Решение).

Настрой

— Если готовиться к презентации как к схватке, то она превратится в спор. «Поймите, что клиент — партнер, а не противник. У вас есть дизайнерский опыт и навыки, у него — знание о бизнесе, продукте и целевой аудитории». Как вам нужен бриф, чтобы понять задачу, — так и клиенту требуется презентация, чтобы оценить ваше решение;
— Используйте юмор)
— Будьте в хорошем настроении. С ним можно защитить даже среднее решение, а с плохим настроением запороть идеальную презентацию;
— Отдохните, а может даже и вздремните перед выступлением;
— Будьте благодарным каждому за участие в презентации и обратную связь, комментарии и правки — человек тратит свою энергию и ресурсы.

Личное присутствие

Всегда презентуйте результат своей работы лично или онлайн. Так вы «проводите заказчика за ручку» по всему процессу. Так же вы контролируете эмоции заказчика, готовы сразу ответить на вопросы и обсудить замечания.

Для кого

— Убедитесь, что на встрече присутствует человек, который примет финальное решение. Если он не смог прийти, презентацию стоит отменить;
— Чем больше посредников, тем меньше вероятность, что ваши решения растолкуют верно. Если такая ситуация произошла, пробивайтесь и общайтесь с руководством напрямую — аргументируйте, что это всем на пользу;
— Если ЛПР не будет, то его зам будет добавлять свою субъективную оценку при пересказе презентации.

Регламент встречи

— Если вы хотите, чтобы встреча проходила в определенном формате, убедитесь, что все об этом знают. Возможно, вам захочется завершить презентацию и лишь после этого перейти к обсуждению. А может быть, вы предпочитаете, чтобы люди задавали свои вопросы по ходу дела. Создайте одинаковые ожидания. Заказчик хотел бы знать, в какой момент ему делать замечания или задавать вопросы.

Напомните о задачах, целях и проблемах

— Это поможет при аргументации будущих решений;
— Так вы настраиваете клиента на уровень «мы решаем конкретную задачу, а не просто обсуждаем картинки»;
— Чтобы во время презентации, заказчик не забыл о своей первоначальной задачи, а новые участники были в курсе;
— Когда вы показываете экран или прототип, конкретная проблема может быть неочевидна. Но ведь именно она главная причина, по которой вы собрались в одной комнате и изучаете проект;
— Когда вы строите презентацию вокруг проблемы, люди рассматривают дизайн через соответствующую призму, а это необходимо для получения адекватной обратной связи.

Напомните об аудитории

— Чью проблемы вы решаете и какие особенности нужно учесть: боли, страхи, ожидания и потребности конечного пользователя. Это отрезвляет заказчика – сайт делается не для него лично, а для его клиента. Важно не просто подсветить эти моменты, а еще указать какие решения закрывают боли пользователей.

Укажите ограничения

— Может это юридические ограничения? Технические? Или ограничения, связанные с сроками... Обязательно подсвятите это.

Только интерактивные прототипы

— Покажите как работает дизайн-решение от и до. А не какой-то экран посередине пути, который может и выглядит красиво, но непонятно как на него попали, какое изначально было состояние и какие действия пользователь должен сделать, чтобы решить свою проблему.

Усильте экспертность

— Защищайте макеты, концепции и исследования с экспертами. То есть с стороны дизайна пригласите лида или арт-дира, результаты исследований пусть презентует сам исследователь. Наличие экспертов и их аргументы повышают уровень доверия заказчика и помогают провести беседу в конструктивное русло.

Усильте аргументацию

— Изучите заказчика и его представителей. Перед кем вы выступаете, кто принимает решения? И приводите аргументы из их мира. Бизнесу важны цифры, продуктам — сроки и KPI, безопасникам и юристам — доказательства в законах, финансистам — экономия бюджета и тд;
— Используйте результаты своих исследований и референсы. Подробно расскажите в чем их мощь. На самый крайний случай поделитесь исследованиями соседних команд, если ваши продукты, аудитория или боли похожи (но аккуратно).

Подготовьте 2й вариант заранее

— Никогда не бывает, что дизайнер родил только одно решение. Во время работы с макетами я стараюсь их крутить-вертеть по-разному. Так рождается более удачное решение из нескольких обычных. Раз есть несколько вариантов, стоит «причесать» 2й вариант и его тоже показать. При этом расскажите о плюсах и минусах каждого и объясните какое решение более удачное и рабочее.

Презентуйте результаты

— Обязательно показывайте не только макеты, но и расскажите о текущих результатах, даже если продукт еще не в проде. Например, вы упростили сотрудникам решение задачи. Ранее они тратили 20 кликов на эту задачу и решали ее за 5 минут. Текущее решение позволяет решать задачу в 7 кликов и 1-2 минуты.

Итог презентации

Все зависит от вашей цели, но обычно это пачка правок и определение следующих шагов или переход на следующий этап. Но при любом раскладе у вас всегда будут комментарии по текущему решению. В таком случае ваша задача собрать каждый комментарий тщательно, подробно, внимательно и без эмоций. Важно получить от клиента подтверждение, что список полный.

В следующем материале поделюсь опытом и советами что делать с правочками.

Заключительные мысли

Конечно же, это не идеальная формула. Подстраивайтесь под свою ситуацию и проект. Может быть у вас не было «ограничений». Тогда нет смысла их придумывать! А может у вас на презентацию всего 5 минут. А может у вас нет отдельного исследователя...

Пожалуйста, поделитесь в комментариях своими способами.

Спасибо за внимание!)

Каждый день я качаю насмотренность в UX, а сильные и интересные референсы собираю в телеграм-канале.

Материал для статьи

Как правильно реагировать на вопросы из зала во время бизнес-презентации;
Заказчик просит внести правки / Что делать с правками в дизайне?
Почему клиенты ЗАВАЛИВАЮТ тебя правками?
Как сделать презентацию проекта или оформить дизайн-концепцию для заказчиков;
Как «защищать» свой дизайн перед клиентом;
Дизайн без правок и нервов: инструкции и советы, которые помогут защитить проект;
«Дизайнер, защищайся!» или как презентовать дизайн клиенту;
Как презентовать UI/UX-дизайн недизайнеру: 11 советов;
5 советов для демо: как показать клиенту ценность дизайна;
Аргументы и правки: как защитить UX-дизайн перед заказчиком;
Как правильно защитить свою позицию перед заказчиком, который боится «потерять» клиентов;
Как объяснить заказчику, что некоторые пожелания могут разительно сказаться на юзабилити сайта;
Презентация дизайн проекта что это;
5 шагов к правильнои презентации | Как сделать хорошую презентацию;
Согласование замечаний;
Не могли бы вы поделиться опытом и рассказать о том, как вы презентуете дизайн сайта клиенту;
Что делать на презентации логотипа, на которую не пришёл директор?
Заказчик присылает правки по макету, а я считаю, что они всё испортят :‑(
О количестве правок.

3333
8 комментариев

главное быть уверенным в продукте, и не считать заказчиков нападающими-они в твоей команде

5
Ответить

🙏

Ответить

11/10, статья супер Крутая!
Я, к счастью, далек от дизайна)) но скажу УВЕРЕННО, что эти рекомендации найдут отклик не только у опытных или начинающих дизайнеров, но и у людей из разных профессий! Спасибо за крутой материал, потраченные силы и время для формирования целой, но одной и компактной статьи, в которой собрано все! 🫰

2
Ответить

Брат, обнял!

1
Ответить

Статья супер! Я бы для себя сделал такой вывод - аргументировать все решения желательно существующими исследованиями пользователей и приводить реальные примеры интерфейсов.

2
Ответить

Спасибо! Класс)

Ответить

Интересно, а как эту статью в избранное себе жобавить?

1
Ответить