Как эмигрируют дизайнеры интерьеров и архитекторы

Я регулярно общаюсь с коллегами, которые начали карьеру заново в других странах, и вот что я узнала

Дизайнер интерьеров — профессия, в которой удаленка невозможна. Нам необходимо личное взаимодействие с заказчиком, а также глубокое понимание языка и культурного контекста места, в котором мы работаем. При этом у многих дизайнеров из России получилось переехать в другие страны, найти там заказчиков и стать успешными. Как им это удалось? Что для них было самым сложным?

Меня зовут Настя Брандт, я дизайнер интерьеров и основательница студии Brandt Bureau. В своем подкасте я поговорю с российскими коллегами, которые смогли закрепиться и найти работу в самых разных городах мира — Лос-Анджелесе, Амстердаме, Тель-Авиве, Лондоне, Белграде.

Как эмигрируют дизайнеры интерьеров и архитекторы

Общие тенденции

  • Самое сложное — получить первый заказ

При переезде у вас есть два пути: попробовать устроиться на работу в какую-нибудь студию или искать заказы самостоятельно.

В первом случае надо быть готовым к бесчисленным собеседованиям, каждое из которых может состоять из четырех-пяти раундов. Например, Ксюша Усова, которая работает в одном из архитектурных бюро Лондона, рассказывает, что составила список компаний, которые ей нравятся, и сначала просто рассылала резюме, а потом лично приходила в офис этих студий и оставляла свое портфолио — настоящий страшный сон интроверта. В итоге Ксюша нашла работу, отправившись в лагерь дизайнеров на природе, где познакомилась с будущим работодателем. Короче говоря, связи решают все — об этом и я еще расскажу подробнее.

А Саша Белявская, которая сейчас живет в Лос-Анджелесе, говорит, что в Штатах просто бояться нанимать сотрудника из других стран, не зная, какие у дизайнеров навыки и как они отличаются от местных стандартов.

Нанимать здесь сотрудников — целая история, начиная с того, что на каждого нужно оформлять страховку, и заканчивая различиями в подходах, самый очевидный пример — метрическая и имперская система, к которой нелегко привыкнуть. Брать кота в мешке — это большие риски. Я-то знаю, что я классная и все смогу, но им этого не докажешь. Поэтому они все тебе мило улыбаются и говорят, какое классное у тебя портфолио, а потом просто пропадают.

Во втором случае, если дизайнер решает работать на себя, нужно в первую очередь стараться постоянно знакомиться с новыми людьми и расширять свой круг общения: от таких же релокантов до поиска разных профессиональных комьюнити.

Вот что говорит об этом Наталья Истомина, которая переехала в Белград: «Бизнес-нетворкинги важны. Здесь очень много русских, которые переехали, и очень большой процент тех, кто хочет открыть свое дело: салоны красоты, коворкинг, отели, кафе. И я ищу таких людей — которым я нужна как дизайнер. Даже если вам неинтересно участвовать в сообществе, условно, реставраторов или бьюти-сферы, думайте об этом как о ваших будущих клиентах».

  • Нетворкинг и отношения — это все

Многие из моих героинь начинают работать со знакомыми, которые тоже эмигрировали, и им хочется улучшить свое жилье, либо создать интерьер своего нового проекта, который они решаются открыть. Архитекторка Кристина Койвистойнен-Хатламаджиян, которая переехала в Белград, рассказывает, что поначалу старалась вовлекаться в любые события, даже не тематические.

«Еду с друзьями, они обсуждают, что скоро в Белграде будет айти-сходка. Я им говорю: а я? Они такие: ты же архитектор, зачем тебе туда. А потому что всем этим людям офис, и я могу им в этом помочь. Я сходила, я была единственным архитектором на встрече, и так получила свой первый заказ».

Отличный способ найти клиентов — влиться в местные сообщества (или создать их самому!) . Ваши коллеги — не только конкуренты, но и товарищи, и у каждого свой собственный стиль и собственный заказчик. Так, Наталья Истомина в Белграде построила свое местное комьюнити дизайнеров, начав объединять своих коллег, и в итоге получилось место, где можно собирать информацию о подрядчиках, ценах, магазинах и просто общаться.

Я стала нарабатывать дружескую базу, просто знакомиться с людьми. Часто это происходит благодаря детям, например, знакомства на детских площадках. Получился такой первый круг знакомств. Дальше — с профессиональным сообществом: я начала устраивать мастер-классы, митапы и так собрала многих эмигрантов в одном месте. Оно важно не только для дизайнеров, но и для заказчиков — здесь можно выбрать русскоязычного специалиста, если им пока проще на русском языке.

  • Изучите местные правила получения лицензий и особенности работы

В каждой стране свои особенности и в том числе для архитекторов и дизайнеров интерьера. Нужно ли получать ВНЖ, чтобы работать (спойлер: скорее всего, нужно) , как открыть ИП, какой налог нужно платить самому дизайнеру и какой НДС закладывать для клиентов — все эти вопросы лучше изучить заранее, но имея в виду, что на месте ситуация может пойти не по плану, и это нормально.

Нужно ли получать ВНЖ, чтобы работать (спойлер: скорее всего, нужно) , как открыть ИП, какой налог нужно платить самому дизайнеру и какой НДС закладывать для клиентов — все эти вопросы лучше изучить заранее

Например, Таня Баулина, которая живет в Амстердаме, рассказывает, что в Нидерландах эта процедура не такая сложная, какой может показаться на первый взгляд — и что есть даже специалисты, которые говорят на русском языке и могут помочь оформиться по всем правилам, если вы не уверены, что правильно заполните документацию.

А вот в Сербии открыть ИП гораздо сложнее, и гостьи моего подкаста рекомендуют обязательно нанять местного бухгалтера, чтобы нигде не ошибиться.

  • Важно учитывать местный культурный контекст

Естественно, мне не хочется обобщать, но у каждого места есть свои особенности, с которыми нужно считаться. Например, Кристина Койвистойнен-Хатламаджиян вспоминает, что при работе с первыми заказами в Сербии, сразу поставила перед собой цель создавать концепции с учетом местного контекста.

«Особенно это важно для проектирования общественных пространств. Сербия — очень консервативная страна, там привычки потребления и посещения заведений передаются из поколение в поколение. Дед ходил в это кафе 30 лет, а потом внук ходит в это кафе еще столько же. Да, это челлендж, но если я прихожу, например, в ресторан, интерьером которого занималась моя студия, и вижу там сербов — значит, задача выполнена на все сто процентов».

Особенности национального дизайна

Анализируя свой опыт, мои гостьи подмечают характерные особенности работы в своих странах. Так, например, в США, в отличие от Европы, нормы дизайна «предметоцентричны», и это нужно учитывать при презентации своих проектов. Вот что говорит об этом Саша Белявская (Лос-Анджелес) : «В Европе и России на чертежах мы показываем дверь так, как открывает ее человек. А в Америке показывают, как открывается сама дверь, то есть, через особенности ее механизма».

В Южной Европе большое внимание уделяется человеческим отношениям. Некоторые подрядчики могут просто устать работать и что-то делать — приходится уговаривать людей и находить к каждому мастеру свой подход и быть крайне вежливым. Прямое следствие важности человеческих отношений — распространенность найма «по знакомству».

«Сербы любят брать на работы родственников и знакомых. Даже если нет нужного образования. Если хорошо рисует — значит и дизайн могут сделать, такая логика», — рассказывает Наташа Истомина (Белград) .

Нидерланды же — страна минимализма и заботы об истории. Катя Семенова, которая живет в Амстердаме, замечает, что большая часть ее клиентов хочет дизайн в духе белые стены, пара картин на стенах, красивый диван, красивый ковер — и достаточно. При этом голландцы очень бережно относятся ко внешнему виду фасадов. Покупая квартиру, ты становишься частичным совладельцем дома, и относиться к этому дому нужно аккуратно, чем меньше трогаешь — тем лучше. Неважно, исторический фасад у дома или нет, окна самому менять нельзя.

Советы от моих героинь тем, кто хочет решиться на переезд

В конце каждого выпуска я спрашиваю у своих гостей, что они могли бы порекомендовать тем, кто хочет переехать и найти работу дизайнером или архитектором в другой стране. Собрала основные из них:

  • Обязательно учите иностранные языки. Даже если по началу у вас будут русскоязычные заказчики, хорошее знание английского (или другого языка, актуального для страны, куда вы собираетесь) значительно облегчит вам жизнь;
  • Не бойтесь понизить свой уровень. Несмотря на кажущуюся конкуренцию, дизайнер интерьера и архитектор — востребованная профессия, поэтому при должных усилиях вы быстро восстановите свои позиции на новом месте;
  • Включайтесь во все сообщества, даже если это далекая от вас сфера;
  • Обязательно дружите и общайтесь с коллегами — это ваш тыл и место, где можно и посоветоваться, и обменяться клиентами, и просто поныть;
  • Полюбите место, в котором вы оказались и изучайте местную культуру;
  • Опишите свою целевую аудиторию. С кем вы хотите работать?
  • Будьте готовы к тому, что реальность может оказаться не такой, как вы представляли. Но вы все преодолеете!
  • Пробуйте все — даже то, что кажется безумным и нелогичным.

После каждого интервью у меня остается чувство подъема и восхищения: мои героини проделали большой путь, который окупается с лихвой. А если вы тоже дизайнер интерьера и переехали в новую для себя страну — напишите мне! С радостью узнаю о вашем опыте и расскажу о нем другим.

33
3 комментария

"Как у них это удалось?" )))

Ответить

Вот что значит немного поспешили с публикацией)) Спасибо, поправлю!

1
Ответить

Так я и не понял, что вы продаете этим бегункам, Анастасия )

Ответить