Дизайнеру не нужно портфолио или как нанять хорошего дизайнера

Всем привет! С вами наша постоянная рубрика вредных советов «Пока санитары отвернулись» и с вами я, ее ведущий, Артур.

Дизайнеру не нужно портфолио или как нанять хорошего дизайнера

Речь в этой статье пойдет в первую очередь, конечно же, про продуктовых дизайнеров, остальные давайте уж сами как-нибудь. Держитесь там, всего хорошего!

Ах да, еще эта статья посвящается дизайн-лидам, менеджерам и прочим причастным к найму дизайнеров людям.

Так вот.

«А как же без обширного портфолио понять, хорош ли дизайнер?» — спросите вы меня. «А как это понять по портфолио?» — парирую я вам.

Глобально, абсолютно любой интерфейс в конечном итоге состоит из таблиц, баннеров, инфографики и форм. Все. Любой блок в любом проекте будет попадать в одну из категорий или совмещать несколько из них. Поэтому достаточно иметь 1 ну максимум 2 кейса, в которых есть все типы этих блоков и самые частые их пересечения. Естессна очередной лендос с кроссовками точным трехочковым отправляется прямиком в помойку.

На самом деле ничего нового я тут пока не сказал, и большинство адекватных работодателей уже стараются придерживаться концепции «просто покажи свою лучшую работу», ну или хотя бы делают вид. Загвоздка лишь в том, что при попытке оценить дизайнера при приеме на работу, все в конечном итоге упирается в «нравится картинка» или «не нравится картинка», а мнимая объективность и оценка навыков по кейсу на дрибле или бехансе не имеет ничего общего с реальными заслугами (или их отсутствием) дизайнера.

Что на самом деле происходит.

Как я уже писал в статье по юиксу, продуктовый подход очень тяжело применять на практике, даже если ты знаешь теорию и готов воплощать ее в жизнь. В этом и заключается основная проблема, ведь человек по ту сторону экрана с очень большой долей вероятности сам ни разу не проходил весь путь от исследования до генерации гипотез, теста и деплоя.

Дизайнеру не нужно портфолио или как нанять хорошего дизайнера

Так в итоге и сидят перед мониторами два теоретика и один другого проверяет, как хорошо потенциальный коллега знает то, чего никогда не делал. Вот мы и имеем картину из того бородатого анекдота.

Ну смотри, сынок, теоретически мы с тобой имеем 3 миллиона долларов, а практически мы имеем двух проституток и старого пидараса!

Так вот, для того чтобы компания на практике заполучила те самые 3 миллиона долларов, нужно чтобы дизайнер умел решать задачи и зарабатывать деньги, а не просто рисовать красивые картинки.

3 миллиона на практике

А теперь перейдем к самому интересному — как же все таки работодателю нанять нормального дизайнера, какие навыки должен этот дизайнер иметь и как их вычислить.

И так, для начала мы поговорим о том, как подготовить себя к найму дизайнера, поэтому предоставляю вашему вниманию

Осознанный работодатель чееееееееееееееееек

  • Самое-самое важное — понимать, как вы в своем продукте зарабатываете деньги сейчас и как планируете зарабатывать в ближайшее время. Если у вас нет стратегии, основанной на заработке денег, а лучше на попытке заработать больше, то милости просим, соседняя койка как раз свободна, а санитары скоро обед принесут, только вы их не кусайте, они, оказывается, этого не любят
  • Естессна под стратегию у вас должен быть расписан план и задачи, а под них должны быть метрики, чтобы их оценивать и исследования, чтобы их аргументировать. В крайнем случае у вас должны быть хотя бы намеренья это все заполучить
  • У вас должно быть понимание, как новоиспеченный коллега-дизайнер сможет вам помочь в реализации вашего плана. Где и что можно было бы улучшить, где и какие этапы оптимизировать. Хотя бы приблизительно. А еще, как оценить эффект от нового дизайна
  • Если дизайнера в команде до этого не было, то у вас должен быть план по его интеграции в процессы команды. Его можно составить и сообща, вместе с кандидатом, но главное - не оставлять дизайнера за бортом, иначе толку от него будет мало. Если дизайнер был и его не стало - это тоже отличный повод задумать о процессах

Вот в общем то и все. Это самое важное, что нужно подготовить, чтобы начать поиск продуктового дизайнера. Если у вас нет чего-то из списка или вы считаете, что это вам и не надо, то ищите джуна или слабенького мидла с хорошим ui, его вам хватит с головой, да и по деньгам не так накладно будет.

Теперь о том, как дизайнера выбрать

С выбором дизайнера все немножко сложнее, потому что хорошего, объективного процесса проверки дизайнера на «продуктовость» я назвать не могу, но!

Есть несколько моментов, которые однозначно нужно учитывать

  • Если в портфолио у дизайнера много работ - это не плюс. Скорее всего работы там либо не настоящие, либо это выходец из какой-нибудь веб-студии. Это вам не надо. В пером случае дизайнер не разу не работал с реальным продуктом, а во втором случае в общем-то тоже
  • Направленность работ дизайнера не играет большой роли. Как я говорил, весь контент в любом интерфейсе состоит из общих, базовых, блоков. Так что не надо бояться, если дизайнер делал hr-платформу, а у вас мобильное приложение по продаже арбузов. Да, специфика отличается, но хороший дизайнер в ней быстро разберется
  • Ищите реальные и, по возможности, большие проекты. Особенно если и ваш продукт большой и сложный. Зачастую лендос, корпоративный сайт или простенький интернет магазин не дают возможности поработать со сложным юзкейсами, так что даже имея продуктовый подход, дизайнер может завязнуть в более сложной структуре продукта. Хотя найм такого сотрудника может быть выгодной инвестицией, но тут как повезет
  • Тратьте больше времени на собеседования, потому что кейсы в портфолио все равно вам ничего не скажут, каким бы искушенным и насмотренным вы себя не считали. В особенности это касается менеджеров
  • Не надо задавать на собеседовании закрытые и тупые вопросы «а вы работали с …?» или «а какие типы исследований вы использовали?». Дизайнер в первую очередь должен решать задачи бизнеса, соответственно вокруг этого и должно быть построено интервью. Каки задачи решал дизайнер и как? Каких успехов добился? Где конверсию вырастил, а где издержки сократил? С какими препятствиями сталкивался и как их решал? Где нафакапил и как разбирался с последствиями?
  • Помните, что дизайнер должен приносить деньги!

Ну вот. Как-то так. Безусловно это далеко не все, но я старался тут сделать акцент на тех, катастрофически важных моментах, которые незаслуженно обделяют вниманием.

Что касается тестового

Если вы планируете давать дизайнеру задание на дом нарисовать какую-нибудь херню по тз, то желаю вам хорошо провести время с внуками на выходных. А для стильных-модных-молодежных у меня есть два кейса, которые советую рассмотреть

Дизайнеру не нужно портфолио или как нанять хорошего дизайнера

Whiteboard challenge

Хорошая западная практика, которую уже начали применять в Сбере (лично протестил). Экономит время, позволяет наладить контакт и понять, как дизайнер мыслит.

Артемий Лебедев

Среди его излюбленных тз про говно и говно я наткнулся на один очень интересный экземпляр. У студии Его Дизайнершества есть таскменеджер (ну типа) «Интранетус», для которого они искали продакт-менеджеров. Так вот тестовое задание для кандидатов заключалось в том, чтобы придумать фичу, благодаря которой пользователь должен зайти в их таскменеджер второй раз, а не забить после первого посещения. Гениально как по мне. Реальная задача на реальном продукте, которую легко посчитать и оценить. Тут тебе и образ мышления и понимание бизнес-процессов и креативность и знакомство с будущим продуктом и вообще круто короче.

В общем тут огромный простор для фантазии, так что вариаций подобных заданий можно придумать бесчисленное множество, а может у вас уже появилась идея, как протестить дизайнера на продуктовость.

На этом наша рубрика подходит к концу, удачи с поиском сотрудников/работодателей, а мне пора идти, скоро вернутся санитары.

1515
8 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Да, совсем без портфолио устраиваться на работу нельзя, но в итоге портфолио с точки зрения дизайнера превращается в что-то среднее между кладовкой на балконе и высшим образованием. Что-то в духе «надо чтоб все как у людей» и «лишним не будет». В итоге слишком сильно запариваешься над оформлением красивых кейсов, вместо того чтобы учиться думать головой.

А работодатели только рады, ведь проще выбирать по красивым картинкам, чем анализировать опыт и реальные знания соискателя.

1
Ответить

спасибо за экскурс по выбору дизайнера ,буду обращать внимания не только на портфолио теперь

1
Ответить

Ну, по факту, портфолио не может быть основным критерием, на который нужно опираться

1
Ответить

Дизайнеру без портфолио никуда, тем паче, если фрилансер

Ответить

Да, эту проблему я и пытаюсь подсветить)

Почти все работодатели ищут человека, который «сделает красиво», а по факту им нужен человек, который заработает компании денег

Ответить