Дизайнеру не нужно портфолио или как нанять хорошего дизайнера
Всем привет! С вами наша постоянная рубрика вредных советов «Пока санитары отвернулись» и с вами я, ее ведущий, Артур.
Речь в этой статье пойдет в первую очередь, конечно же, про продуктовых дизайнеров, остальные давайте уж сами как-нибудь. Держитесь там, всего хорошего!
Ах да, еще эта статья посвящается дизайн-лидам, менеджерам и прочим причастным к найму дизайнеров людям.
Так вот.
«А как же без обширного портфолио понять, хорош ли дизайнер?» — спросите вы меня. «А как это понять по портфолио?» — парирую я вам.
Глобально, абсолютно любой интерфейс в конечном итоге состоит из таблиц, баннеров, инфографики и форм. Все. Любой блок в любом проекте будет попадать в одну из категорий или совмещать несколько из них. Поэтому достаточно иметь 1 ну максимум 2 кейса, в которых есть все типы этих блоков и самые частые их пересечения. Естессна очередной лендос с кроссовками точным трехочковым отправляется прямиком в помойку.
На самом деле ничего нового я тут пока не сказал, и большинство адекватных работодателей уже стараются придерживаться концепции «просто покажи свою лучшую работу», ну или хотя бы делают вид. Загвоздка лишь в том, что при попытке оценить дизайнера при приеме на работу, все в конечном итоге упирается в «нравится картинка» или «не нравится картинка», а мнимая объективность и оценка навыков по кейсу на дрибле или бехансе не имеет ничего общего с реальными заслугами (или их отсутствием) дизайнера.
Что на самом деле происходит.
Как я уже писал в статье по юиксу, продуктовый подход очень тяжело применять на практике, даже если ты знаешь теорию и готов воплощать ее в жизнь. В этом и заключается основная проблема, ведь человек по ту сторону экрана с очень большой долей вероятности сам ни разу не проходил весь путь от исследования до генерации гипотез, теста и деплоя.
Так в итоге и сидят перед мониторами два теоретика и один другого проверяет, как хорошо потенциальный коллега знает то, чего никогда не делал. Вот мы и имеем картину из того бородатого анекдота.
Ну смотри, сынок, теоретически мы с тобой имеем 3 миллиона долларов, а практически мы имеем двух проституток и старого пидараса!
Так вот, для того чтобы компания на практике заполучила те самые 3 миллиона долларов, нужно чтобы дизайнер умел решать задачи и зарабатывать деньги, а не просто рисовать красивые картинки.
3 миллиона на практике
А теперь перейдем к самому интересному — как же все таки работодателю нанять нормального дизайнера, какие навыки должен этот дизайнер иметь и как их вычислить.
И так, для начала мы поговорим о том, как подготовить себя к найму дизайнера, поэтому предоставляю вашему вниманию
Осознанный работодатель чееееееееееееееееек
- Самое-самое важное — понимать, как вы в своем продукте зарабатываете деньги сейчас и как планируете зарабатывать в ближайшее время. Если у вас нет стратегии, основанной на заработке денег, а лучше на попытке заработать больше, то милости просим, соседняя койка как раз свободна, а санитары скоро обед принесут, только вы их не кусайте, они, оказывается, этого не любят
- Естессна под стратегию у вас должен быть расписан план и задачи, а под них должны быть метрики, чтобы их оценивать и исследования, чтобы их аргументировать. В крайнем случае у вас должны быть хотя бы намеренья это все заполучить
- У вас должно быть понимание, как новоиспеченный коллега-дизайнер сможет вам помочь в реализации вашего плана. Где и что можно было бы улучшить, где и какие этапы оптимизировать. Хотя бы приблизительно. А еще, как оценить эффект от нового дизайна
- Если дизайнера в команде до этого не было, то у вас должен быть план по его интеграции в процессы команды. Его можно составить и сообща, вместе с кандидатом, но главное - не оставлять дизайнера за бортом, иначе толку от него будет мало. Если дизайнер был и его не стало - это тоже отличный повод задумать о процессах
Вот в общем то и все. Это самое важное, что нужно подготовить, чтобы начать поиск продуктового дизайнера. Если у вас нет чего-то из списка или вы считаете, что это вам и не надо, то ищите джуна или слабенького мидла с хорошим ui, его вам хватит с головой, да и по деньгам не так накладно будет.
Теперь о том, как дизайнера выбрать
С выбором дизайнера все немножко сложнее, потому что хорошего, объективного процесса проверки дизайнера на «продуктовость» я назвать не могу, но!
Есть несколько моментов, которые однозначно нужно учитывать
- Если в портфолио у дизайнера много работ - это не плюс. Скорее всего работы там либо не настоящие, либо это выходец из какой-нибудь веб-студии. Это вам не надо. В пером случае дизайнер не разу не работал с реальным продуктом, а во втором случае в общем-то тоже
- Направленность работ дизайнера не играет большой роли. Как я говорил, весь контент в любом интерфейсе состоит из общих, базовых, блоков. Так что не надо бояться, если дизайнер делал hr-платформу, а у вас мобильное приложение по продаже арбузов. Да, специфика отличается, но хороший дизайнер в ней быстро разберется
- Ищите реальные и, по возможности, большие проекты. Особенно если и ваш продукт большой и сложный. Зачастую лендос, корпоративный сайт или простенький интернет магазин не дают возможности поработать со сложным юзкейсами, так что даже имея продуктовый подход, дизайнер может завязнуть в более сложной структуре продукта. Хотя найм такого сотрудника может быть выгодной инвестицией, но тут как повезет
- Тратьте больше времени на собеседования, потому что кейсы в портфолио все равно вам ничего не скажут, каким бы искушенным и насмотренным вы себя не считали. В особенности это касается менеджеров
- Не надо задавать на собеседовании закрытые и тупые вопросы «а вы работали с …?» или «а какие типы исследований вы использовали?». Дизайнер в первую очередь должен решать задачи бизнеса, соответственно вокруг этого и должно быть построено интервью. Каки задачи решал дизайнер и как? Каких успехов добился? Где конверсию вырастил, а где издержки сократил? С какими препятствиями сталкивался и как их решал? Где нафакапил и как разбирался с последствиями?
- Помните, что дизайнер должен приносить деньги!
Ну вот. Как-то так. Безусловно это далеко не все, но я старался тут сделать акцент на тех, катастрофически важных моментах, которые незаслуженно обделяют вниманием.
Что касается тестового
Если вы планируете давать дизайнеру задание на дом нарисовать какую-нибудь херню по тз, то желаю вам хорошо провести время с внуками на выходных. А для стильных-модных-молодежных у меня есть два кейса, которые советую рассмотреть
Whiteboard challenge
Хорошая западная практика, которую уже начали применять в Сбере (лично протестил). Экономит время, позволяет наладить контакт и понять, как дизайнер мыслит.
Артемий Лебедев
Среди его излюбленных тз про говно и говно я наткнулся на один очень интересный экземпляр. У студии Его Дизайнершества есть таскменеджер (ну типа) «Интранетус», для которого они искали продакт-менеджеров. Так вот тестовое задание для кандидатов заключалось в том, чтобы придумать фичу, благодаря которой пользователь должен зайти в их таскменеджер второй раз, а не забить после первого посещения. Гениально как по мне. Реальная задача на реальном продукте, которую легко посчитать и оценить. Тут тебе и образ мышления и понимание бизнес-процессов и креативность и знакомство с будущим продуктом и вообще круто короче.
В общем тут огромный простор для фантазии, так что вариаций подобных заданий можно придумать бесчисленное множество, а может у вас уже появилась идея, как протестить дизайнера на продуктовость.
На этом наша рубрика подходит к концу, удачи с поиском сотрудников/работодателей, а мне пора идти, скоро вернутся санитары.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Есть ли спрос на самокаты зимой 2025 года? И нужно ли обновлять приложения для кикшеринга в «несезон»? Наглядно суммируем выводы по обзорам рынка.
Исполнительный директор AmCham Russia Роберт Эйджи в разговоре с РБК порассуждал о возвращении американского бизнеса и о его конкуренции с Китаем на российском рынке.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
Битва за зрительское внимание разгорается с новой силой. Онлайн-кинотеатры не просто предлагают контент - они создают оригинальные сериалы, которые становятся культурными феноменами. Но почему именно их проекты вызывают такой ажиотаж?
Он может состоять примерно из 200 тысяч биткоинов, заявил спецпредставитель по ИИ и криптовалютам Дэвид Сакс.
Комментарий недоступен
Да, совсем без портфолио устраиваться на работу нельзя, но в итоге портфолио с точки зрения дизайнера превращается в что-то среднее между кладовкой на балконе и высшим образованием. Что-то в духе «надо чтоб все как у людей» и «лишним не будет». В итоге слишком сильно запариваешься над оформлением красивых кейсов, вместо того чтобы учиться думать головой.
А работодатели только рады, ведь проще выбирать по красивым картинкам, чем анализировать опыт и реальные знания соискателя.
спасибо за экскурс по выбору дизайнера ,буду обращать внимания не только на портфолио теперь
Ну, по факту, портфолио не может быть основным критерием, на который нужно опираться
Дизайнеру без портфолио никуда, тем паче, если фрилансер
Да, эту проблему я и пытаюсь подсветить)
Почти все работодатели ищут человека, который «сделает красиво», а по факту им нужен человек, который заработает компании денег