Как создать продуктовый процесс с высокой степенью свободы для дизайнера

Визуальная схема продуктового процесса в Марквиз
Визуальная схема продуктового процесса в Марквиз

Привет, меня зовут Максим, я дизайнер и сооснователь Marquiz.ru. В этой статье поделюсь тем, как выстроен продуктовый процесс в команде «Марквиз», расскажу принципы создания и безопасного внедрения в своей команде.

В незрелых компаниях к дизайнеру относятся как к рисовальщику: продакт приходит с готовым макетом и ждет красивых кнопок. В такоме случае, задача состоит не только в том, чтобы нарисовать идеальный процесс, но и создать культуру дизайна в компании через последовательные успехи, рост доверия, изменения в процессах и оргструктуре. В зависимости от зрелости организации есть 2 основных сценария:

  • Вы в стартапе, культуры дизайна нет — взять лидерство и построить самостоятельно
  • Вы в большой организации или корпорации — получить доверие ключевых лиц, принимающих решения, стать полезным, договариваться об изменениях

Для того, чтобы обеспечить высокую степень самореализации дизайнера в продукте, позаботьтесь о том, чтобы к дизайнерам приходили с запросом или исследованием, а не готовым решением.

Как создать хороший процесс

Чтобы создать хороший процесс попробуйте ответит на вопросы из этого списка:

  • Какие есть роли в этом процессе
  • За что они отвечают, какие бывают зоны ответственности
  • Кто с кем взаимодействует, по каким правилам
  • Когда заканчивается один этап и начинается следующий, как называются эти этапы
  • Что является результатом каждого этапа, а что — системы в целом

Визуальный язык описания процессов

Для описание бизнес-процессов существует визуальный язык — BPMN (Business Process Model and Notation). Им пользуются бизнес-аналитики для наведения порядка в процессах. Нам как дизайнерам необязательно его выучить, но знать некоторые базовые принципы полезно.

<p>Пример простой схемы BPMN</p>

Пример простой схемы BPMN

В BPMN для каждого типа события и связи существуют своё конкретное отображение, это помогает избавиться от двусмысленности символов и интерпретаций. Пожалуй, это и есть самое важное — добавление ясности за счёт создания единого визуального языка.

Визуальная схема продуктового процесса в Марквиз

Как я нарисовал схему процесса
Как я нарисовал схему процесса

5 этапов продуктового процесса в Марквиз

Описание задачи → Поиск решения → Ревью решения → Проработка карточки → Готово в разработку

1. Описание задачи

  1. Продакт, продакт-оунер или дизайнер заводит задачу на доску задач в бэклоге.
  2. Описывает задачу через Job Story
  3. Как мы будем считать успех: Исследование или метрика
  4. Заполняет статусы, определяет приоритет
  5. Назначает ответственного дизайнера

Хорошо подумайте: какие роли и какого грейда в вашей команде уполномочены заводить карточки? Если чёткого распределения нет, установите правило на 2.3 Законодательные встречи, шаблон.

2. Поиск решения

  1. Карточка находится у дизайнера и прорабатывается до понятных визуальных артефактов, на основе которых можно вести предметное обсуждение и тестирование.
  2. Обсуждение промежуточных решений с дизайнерами на Дизайн-митапе
  3. Тестирование решения с пользователями.

Double Diamond дизайн-процесс:
Исследование → Понимание проблемы → Детализация → Тестирование

3. Ревью решения и интеграция возражений

1. Подготовка к презентации решения

  • Называем задачу и ссылаемся на карточку задачи
  • Напоминаем контекст задачи: какую проблему решаем
  • Какое решение предлагаем и почему считаем, что оно сработает. Прикрепляем скрины, видео или прототип, аргументируем то, что сделали.
  • Задаём вопрос, на счёт каких элементов или решений нужна обратная связь

2. Презентация решения

Дизайнер публикует в канале Слэка своё решение в письменной форме, если задача сложная — организует созвон с ключевыми ролями круга «Продукт».

В нашем случае ключевые роли участвующие в обсуждении: продакт-аналитик, продакт-исследователь, продакт-оунер, системный аналитик, лидер круга «Пользовательский опыт», лидер круга «Чистый код». (Марквиз организован по Холакратии).

3. Интеграция возражений

Понимаем, с чем имеем дело: реакция, мнение, вопрос

  • Реакцию игнорируем или просим озвучить своё конкретное предложение
  • Мнение — уточняем, на основании чего такое мнение. Стараемся понять чужую точку зрения. Берём в доработку, либо оставляем текущее решение.
  • Вопрос — даём исчерпывающий ответ, уточняем.
  • Если нет валидного возражения в течение 48 часов, ревью считается пройденным и карточку двигаем дальше.

4. Проработка карточки системным аналитиком

Проходит все этапы уточнения с дизайнером до передачи в разработку. На этом этапе изменения концепта и улучшения не вносятся.

Дополнительные вопросы по логике, недостающие макеты или состояния, уточнение анимаций, текстов.

5. Готово в разработку

Карточка ждет своего разработчика в порядке приоритета.

Как безопасно внедрить новый процесс

Изменения правил, процессов, создание новых ролей или обязательств в Марквиз происходит на законодательных встречах. Это специальный тип встреч с четким алгоритмом и фасилитатором, где решения принимаются консентом. Консент, в отличие от консенсуса, требующего единогласного решения всех участников, требует лишь отсутствие аргументированных возражений о вреде. — «Видишь ли ты вред?»

Я подробнее рассказываю о законодательных встречах, о дизайн-менеджменте и о том, как системно строить сильные продукты в своем телеграм-канале.

55
Начать дискуссию