{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Гимназия №2 г. Раменское – это место, где я провел треть своей жизни. В этой школе я учился 11 классов, оставался после уроков, творил, пробовал себя в новых хобби, экспериментировал – в общем, занимался тем, чем хочется заниматься любопытным школьникам. С гимназии начался мой путь дизайнера. Именно здесь я участвовал в своем первом кейсе — в творческой студии ВнеУрока. Рассказываю обо всем по порядку и презентую новую дизайн-систему Гимназии. Будет интересно!

Уроки информатики и школа «в Облаках»

Все началось в 6 классе, когда к нам пришел новый учитель информатики — Никита Алексеевич Голубцов. Первый же урок с ним был не похож ни на что из того, что было в нашей школе до этого. Вместо привычных заданий в формате «Открой Word, поменяй цвет шрифта» мы посмотрели выступление Сугаты Митра на TED с лекцией о создании «Школы в облаках». Это самодельная лаборатория в Индии, где дети изучают предметы самостоятельно, проводят исследования и тренируют друг друга, пользуясь электронным окном в Интернет.

Затем мы постепенно изучали облачные сервисы на примере Google Drive и пробовали создавать командные проекты на разных компьютерах в режиме реального времени. Я оказался под таким сильным впечатлением от увиденного и услышанного, что вскоре сам стал углубленно изучать такие сервисы как Google Sites, Google Forms, Jamboard. Я перенес расписание уроков в Google Календарь, хранил рабочие проекты на Google Диске, переносил фотографии в Google Фото и записывал домашние задания не в бумажный дневник, как тогда было принято, а в заметки Google Keep. Увлечение зашло далеко и я спустя время я захотел сделать сайт своего класса — Cloud 7A. По задумке там должны были быть разделы с фотографиями одноклассников, мероприятий и экскурсий, которые мы посещали вместе, увлечениями (в нашем классе учились танцоры, художники, музыканты, кто-то писал стихи), а также блок с домашним заданием и папкой, куда любой желающий мог бы загрузить готовое Д/З, чтобы помочь остальным. Всё это мне хотелось собрать самостоятельно с нуля — с собственным дизайном и управлением, хотя уже в то время во всю процветали социальные сети, у всех были паблики Вконтакте и на свет появился Telegram.

Мне не сильно нравился учебный процесс в классическом понимании: запись в тетради под диктовку, однотипные задания, выходы к доске. Во всем хотелось найти творческий подход, сломать шаблон, и юношеский максимализм требовал «не быть как все». А еще меня увлекал компьютер и технологии. Я стал пробовать себя в совершенно разных сферах. Нашел видеоуроки по программированию на Android, стал создавать мод приложения для Вконтакте, завел паблик про новинки в Play Store, покопался в Cubase Studio в попытках записать свой трек, самостоятельно освоил PowerPoint и взялся за Photoshop...

Группа продленного дня

В конце 2016 года несколько ребят из параллели 8-х классов объединились в творческую команду. Одним из домашних заданий для них была съемка репортажа о подготовке к Новому году. Ребята пригласили знакомых, разбирающихся в теме и распределили роли: оператор, ведущий, монтажер. Результат впечатлил — и у них возникла идея работать в команде на постоянной основе.

После уроков я пришел в кабинет информатики, где сидели ребята. Познакомился со всеми, оценил их ролик. В процессе общения мы пришли к таким выводам:

  • В нашей школе не развита внешкольная деятельность. И даже вот такая небольшая редкая поездка в Москву перед новым годом – это целое событие. Ученикам хочется больше самостоятельных проектов, в которых они смогут реализовать свои идеи и попробовать себя в чем-то новом.
  • Оказывается, в школе учится много талантливых ребят, у каждого из них уже прокачены навыки в той или иной сфере, но их не видно в общей массе. По традиции обращают внимание и награждают олимпиадников и отличников за достижения в школьной программе. Но то, что не вписывается в рамки образовательной системы — остается в тени.
  • Организация мероприятий в школе в то время застыла на месте. Школьные праздники несли в себе добровольно-принудительный характер, и ученики рассматривали очередной концерт в актовом зале как повод сбежать с уроков. При этом не существовало ни школьных СМИ, ни каких-либо инструментов распространения информации. И возникал вопрос: почему бы не реализовать это современно и увлекательно?

Всё это в совокупности сподвигло нас что-то делать. А что — мы сами не знали. Так возникла идея ГПД — группы продленного дня. Здесь после уроков собираются творческие единицы, сами придумывают и развивают собственные проекты, а также работают в команде как школьные СМИ, организаторы мероприятий и квестов. Мне лично хотелось преподнести эту группу как бренд, поэтому я подготовил оформление для соц.сетей, логотип и рисунки.

Название смущало и вызывало ассоциации с каким-то государственным органом управления или террористической группировкой. Поэтому я предложил идею «ВнеУрока». Название прижилось и позже стало узнаваемым во всей школе и даже за ее пределами.

ВнеУрока

Внутри «ВнеУрока» постоянно происходила активность. Мы снимали репортажи, писали новостные статьи, устраивали квесты, проводили тематические перемены, организовывали концерты, профильные недели, дни самоуправления и многое другое.

Кто-то увлекался фотографией, кто-то монтировал видеоролики, кто-то писал статьи. Иногда обязанности передавались по кругу. Вскоре это превратилось в некий цех по производству контента. По сути, мы изобрели локальный ТикТок Хаус на базе школы задолго до появления ТикТока. Кто-то не понимал задумки и уходил. Кто-то, наоборот, стремился попасть в ряды "внеурочников" и привносил новые идеи. Никита Алексеевич выступал в качестве ментора, подкидывал идеи, давал советы по налаживанию рабочего процесса и регулировал весь этот хаотичный процесс.

Тогда я еще глубже увлекся графическим дизайном и смотрел на всё это как на некую компанию – у нас есть имя, логотип, свои соц.сети, профессиональное оборудование, помещение (штаб), сотрудники (ученики), коллаборации, готовая аудитория в виде целой школы – настоящая платформа для реализации своих хотелок.

В 2018 году я разработал дизайн-концепт творческой студии ВнеУрока. Тогда были выделены ключевые направления деятельности:

  • #Читаем – новости в соц.сетях, статьи и литература;
  • #Смотрим – репортажи, кино и видеоролики;
  • #Слушаем – подкасты и музыкальные подборки;
  • #Творим – идеи, личные проекты и место для творчества.

Каждой категории присваивался отдельный хештег и визуальный символ. За основу были взяты простые фигуры – квадрат, круг, треугольник и шестиугольник. Комбинации из этих фигур, символизирующих разные направления деятельности учеников, составляли общий логотип ВнеУрока:

Анимация логотипа "ВнеУрока". Создано в PowerPoint в 2019 году.

Достижения

В самом начале пути мы отсняли репортаж про робототехнический фестиваль «РобоТема». Это первый масштабный фестиваль, организованный с помощью ребят, а ролик о нём — первый репортаж, самостоятельно снятый студией. Сейчас «РобоТема» стал ежегодным мероприятием, привлекающим молодых инженеров и программистов не только с нашей школы, но и всего района.

Нашу деятельность стали замечать как в рамках школы, так и за ее пределами. Так, на нас обратил внимание режиссёр и видеомейкер Илья Павлович Соколов. Он организовал для участников «РобоТема» несколько лекций и мастер-классов по основам режиссуры, монтажа и техники съемки. Позже это сотрудничество переросло в проект «Театр+Кино», где все желающие ученики Гимназии могли попробовать свои силы в актерском мастерстве. Итогом подготовки стали два спектакля: «Честное слово» по стихотворениям С.Я. Маршака и «Красная Шапочка» по одноименной пьесе Е.Л. Шварца.

Мастер-классы стимулировали не только участвовать в театральных постановках, но и более основательно увлечься съемкой короткометражных фильмов и роликов:

В 2018 году короткометражный скетч «День учителя» одержал победу в номинации «Лучший фильм» на фестивале детского короткометражного кино «Киновзлет», традиционно проводимого в ДК им. Воровского в г. Раменское. А спустя год, видео «Жгунъ» получило награду «Лучшая авторская идея».

Нарезка с фестиваля Киновзлет в 2018 году

Иларионов Даниил организовал «Фотокружок», в рамках которого проводил мастер-классы по профессиональной фотографии. Любой желающий после уроков мог прийти в Гимназию и попробовать себя в роли настоящего фотографа.

Из множества экспериментов можно выделить и кинопоказы в актовом зале Гимназии. В социальных сетях мы опрашивали желающих посмотреть кино на большом экране, а зачем обсудить и поделиться впечатлениями в приятной обстановке. После одного из таких закрытых показов «ВнеУрока» записали пробный подкаст с разбором фильма «Шоу Трумана».

Параллельно с этим команда продолжала заниматься журналистской деятельностью. Теперь работа не ограничивалась съемкой мероприятий внутри Гимназии, но освещением событием в городе. «ВнеУрока» объявили себя СМИ наравне с Раменским телевидением, и стали сотрудничать с другими организациями.

Развитию в направлении репортажей поспособствовала поездка в г. Зеленоград в школьный пресс-центр «Желтый бегемот». Члены ВнеУрока прошли мастер-класс в одном из крупнейших школьных пресс-центров Московской области, тем самым прокачав свои навыки. Благодаря этому на YouTube-канале ВнеУрока стали чаще выходить новые видео, но главное — их качество значительно выросло.

Одним из примеров работ — центр внешкольной деятельности «Эврика» и школа игры на гитаре RamGuitar. Команда отсняла несколько отчетных концертов гитаристов. Для RamGuitar, кстати, я также разработал айдентику, вел новостной паблик и подготовил несколько видеороликов.

Трейлер Отчетного концерта RamGuitar Con 2019

«ВнеУрока» приглашали на Раменское телевидение, про нас писали в городской газете «Родник» и приглашали на Раменское радио. В команду творческих ребят стали присоединяться не только ученики нашей Гимназии, но и из других школ города. «Старички», стоящие у истоков создания коллектива, занимались обучением новопришедших, а те, в свою очередь, развивали и открывали новые направления деятельности. Поколение школьников, выросших на "внеурочных" видеороликах, сами стали создавать.

В 2018 году я и Никита Алексеевич защитили «ВнеУрока» как проект в рамках премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Жюри тепло отнеслись к нашей работе и присудили приз второй степени «Лучший проект Подмосковья».

Трейлер презентации проекта в рамках премии "Наше Подмосковье"

Коллектив «ВнеУрока» продолжал творить даже летом. Так в 2019 году на базе Гимназии появилась Летняя школа «ВнеУрока». Учителями выступили опытные участники команды. Всего в школе было три тематических направления: фотография, видео и работа с текстом. Под руководством опытных ребят ученики вели дневник журналиста, учились фотосъемке и видеозаписи мероприятий, а также оформлению публикаций в соц.сетях

На момент моего выпуска из Гимназии, ребята открыли для себя новое направление — звукорежиссура. Это увлечение зародилось вместе с подготовкой к участию в международном движении WorldSkills. В рамках подготовки к чемпионату ученики осваивали музыкальные инструменты и профессиональные программы для создания композиций.

Из такого увлечения музыкой образовалась школьная музыкальная группа «Три четверти», регулярно выступавшая на школьной сцене как с популярными хитами, так и с собственными песнями.

Брендинг Гимназии

В 2019 году в Гимназии №2 образовалось множество изменений. Среди них: новый руководящий состав, достроенный учебный корпус, расширенная территория школы с обновленной спортивной площадкой, новые достижения. Гимназия обрела статус школы-флагмана Московской области, что также положительно сказалось на учебном процессе.

Тогда мной был разработан новый логотип Гимназии. Одним из ключевых решений был отказ от привычной формы школьной айдентики ― герба. На смену ему пришел минималистичный и понятный логотип ― видоизмененный номер. "2" ― теперь не просто цифра, а узнаваемый символ, применяемый в различных сценариях. Было представлено три вариации логотипа – минимальный, полноформатный и компактный. Логотип одобрило руководство Гимназии и применило в использовании в соц.сетях и на сайте школы.

В 2023 году я вернулся к работе над дизайном и решил довести предложенную работу до финала. За все эти годы произошло множество событий и обновлений, о многих из которых я рассказал выше. Учебный процесс в Гимназии насытился и наполнился новыми программами, событиями, активностью и большими возможностями для учеников. Современное здание, профессиональное оборудование, новый преподавательский и руководящий состав, обновленный Президентский совет Гимназии, управляемый молодыми талантливыми и активными ребятами – всё это потребовало переосмысления задумок по дизайну «ВнеУрока» и «Гимназии».

Так была собрана полноценная дизайн-система. Она включает в себя четыре направления:

  • Официальный брендинг МОУ Гимназии №2 г. Раменское
  • Брендинг Президентского Совета Гимназии
  • Брендинг креативной студии ВнеУрока на базе Гимназии
  • Брендинг школы робототехники VneUroka Robotics на базе Гимназии

Всё это объединяет общий стиль и визуальный язык. Ключевая ассоциация в дизайн-элементах взята из детского конструктора – вы можете из базовых фигур собрать свое особенное творение. Новая концепция не вносит радикальных изменений, не совершает революций и сохраняет преемственность, привнося точечные изменения. Поэтому в дизайне остались уже привычные элементы – разноцветные фигуры, знакомые цвета, узнаваемая «двойка». Сохранилась и привычная «игрушечность», которая поддерживает баланс между строгим стилем госучреждения и детской школьной творческой «тусовкой».

Логотипы направлений гибки и словно вытекают друг из друга. Так, например, в лого Президентского Совета вписана «2» из лого Гимназии, а остальные фигуры – из того «ВнеУрока». Потому что новый Президентский совет вобрал в себя элементы управления и руководства школы, но привносит свежие креативные идеи и поддерживает интерес учеников к жизни этой самой школы.

Логотип Robotics обрел полноценного маскота. Это дружелюбный робот Тёма, у него замечательная красная антенна на голове и дисплеи–глаза, а на груди всегда красуется значок – логотип Гимназии.

Сами формы стали более обтекаемыми и продуманными. Так, все фигуры обрели объем, тени и блики, стали живее благодаря анимациям и композиции, грубые углы и простые эллипсы сменились супер-эллипсами, цвета скорректированы до оптимального формата и в ВЕБе, и при печати. Для концепции разработаны различные шаблоны и сценарии использования дизайна: оформление соц.сетей, обои рабочих столов школьных ПК, визитные карточки организации, афиши и информационные плакаты, официальный мерч – кружки, значки, блокноты, футболки и фотостенды. Всё это доступно для внедрения и находится в открытом доступе, так что и преподаватели, и ученики могут использовать шаблоны для реализации своих идей.

Для чего это создано?

Существует такое понятие, как эффект эстетичности. Он означает, что люди воспринимают красивую эстетичную вещь наиболее привлекательной и приятной, чем неэстетичную. Это работает даже в тех случаях, когда неэстетичная вещь может быть удобнее, проще и понятнее – большинство все равно обратит внимание на красоту. В современном мире этот парадокс наиболее выражен – важно не то, что ты преподносишь, а как. И когда смысл повествования коррелирует с формой – получается настоящее эстетическое наслаждение.

Организационные процессы, направленные на улучшение качества образования в Гимназии, шаг навстречу современным вызовам и трендам, нововведения в юридической плоскости – это и есть грамотный и правильный смысл, которому нужна подходящая форма, понятная всем и притягивающая внимание. А осознанный дизайн – это тот самый недостающий пазл выстроенной системы. Предложенная концепция привлекает своей универсальностью и трепетным подходом к мелочам, объединяет разношерстные и порой никак не связанные вещи под одним именем. Для руководства школы – это дополнительное подкрепление уверенности в своем деле и заявление о себе миру. Для преподавателей – это системность и четкие алгоритмы действий. Для учеников – это поле для творчества и возможность высказаться. И вместе всё это – Гимназия.

Давно хотел рассказать эту увлекательную историю, которая длится более 6 лет. То, что подарила мне родная школа, отпечаталось на моей жизни, интересах, работе. Благодаря навыкам, полученным в команде «ВнеУрока», у меня получается создавать необычные решения, эффективно работать в команде и управлять процессами. И я не одинок, – все ребята, с которыми мы прошли этот путь, сейчас – профессионалы своего дела. Я очень рад, что был в одной команде с талантливыми и классными людьми! И верю в то, что наши труды и идеи кого-то вдохновляют и передаются следующим ученикам и поколениям, жаждущим развития, творчества и перемен.

Вы также можете ознакомиться с презентацией дизайн-системы Гимназии на моем сайте. Если вам понравилась статья, пожалуйста, оцените ее и подпишитесь на мой Telegram-канал. Спасибо!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Diana Shohina

А ещё, несмотря на то, что мы с Денисом выпустились в 2018 году, я до сих пор только от него узнаю о всех крутых штуках и регистрируюсь в них, НАПРИМЕР ТУТ, ЧТОБ ПОСТАВИТЬ ЕМУ ОГРОМНЫЙ ЛАЙК!!! А вообще, Ден, спасибо тебе за то, что нам, деревенским открыл мир рисования "елочек кружочками" в Пейнте и все крутые облачные и заоблачные технические штукенции

Ответить
Развернуть ветку
yefnv
Автор

Боже как это мило) с елочек вылетел))) спасибо🫶

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Андреева

Верно подметили, что форма важнее содержания для многих, но когда ведёшься на красоту нужно помнить, что так устроен наш мозг

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Юранов

Это классно, что школа дает такой толчок к взрослой жизни и обучает необходимы навыкам

Ответить
Развернуть ветку
Никита Борисов

меня тронуло ваша история , настолько искренно пишите !!!

Ответить
Развернуть ветку
yefnv
Автор

Спасибо, это очень приятно слышать!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда