«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Гимназия №2 г. Раменское – это место, где я провел треть своей жизни. В этой школе я учился 11 классов, оставался после уроков, творил, пробовал себя в новых хобби, экспериментировал – в общем, занимался тем, чем хочется заниматься любопытным школьникам. С гимназии начался мой путь дизайнера. Именно здесь я участвовал в своем первом кейсе — в творческой студии ВнеУрока. Рассказываю обо всем по порядку и презентую новую дизайн-систему Гимназии. Будет интересно!

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Уроки информатики и школа «в Облаках»

Все началось в 6 классе, когда к нам пришел новый учитель информатики — Никита Алексеевич Голубцов. Первый же урок с ним был не похож ни на что из того, что было в нашей школе до этого. Вместо привычных заданий в формате «Открой Word, поменяй цвет шрифта» мы посмотрели выступление Сугаты Митра на TED с лекцией о создании «Школы в облаках». Это самодельная лаборатория в Индии, где дети изучают предметы самостоятельно, проводят исследования и тренируют друг друга, пользуясь электронным окном в Интернет.

Затем мы постепенно изучали облачные сервисы на примере Google Drive и пробовали создавать командные проекты на разных компьютерах в режиме реального времени. Я оказался под таким сильным впечатлением от увиденного и услышанного, что вскоре сам стал углубленно изучать такие сервисы как Google Sites, Google Forms, Jamboard. Я перенес расписание уроков в Google Календарь, хранил рабочие проекты на Google Диске, переносил фотографии в Google Фото и записывал домашние задания не в бумажный дневник, как тогда было принято, а в заметки Google Keep. Увлечение зашло далеко и я спустя время я захотел сделать сайт своего класса — Cloud 7A. По задумке там должны были быть разделы с фотографиями одноклассников, мероприятий и экскурсий, которые мы посещали вместе, увлечениями (в нашем классе учились танцоры, художники, музыканты, кто-то писал стихи), а также блок с домашним заданием и папкой, куда любой желающий мог бы загрузить готовое Д/З, чтобы помочь остальным. Всё это мне хотелось собрать самостоятельно с нуля — с собственным дизайном и управлением, хотя уже в то время во всю процветали социальные сети, у всех были паблики Вконтакте и на свет появился Telegram.

Мне не сильно нравился учебный процесс в классическом понимании: запись в тетради под диктовку, однотипные задания, выходы к доске. Во всем хотелось найти творческий подход, сломать шаблон, и юношеский максимализм требовал «не быть как все». А еще меня увлекал компьютер и технологии. Я стал пробовать себя в совершенно разных сферах. Нашел видеоуроки по программированию на Android, стал создавать мод приложения для Вконтакте, завел паблик про новинки в Play Store, покопался в Cubase Studio в попытках записать свой трек, самостоятельно освоил PowerPoint и взялся за Photoshop...

Группа продленного дня

В конце 2016 года несколько ребят из параллели 8-х классов объединились в творческую команду. Одним из домашних заданий для них была съемка репортажа о подготовке к Новому году. Ребята пригласили знакомых, разбирающихся в теме и распределили роли: оператор, ведущий, монтажер. Результат впечатлил — и у них возникла идея работать в команде на постоянной основе.

После уроков я пришел в кабинет информатики, где сидели ребята. Познакомился со всеми, оценил их ролик. В процессе общения мы пришли к таким выводам:

  • В нашей школе не развита внешкольная деятельность. И даже вот такая небольшая редкая поездка в Москву перед новым годом – это целое событие. Ученикам хочется больше самостоятельных проектов, в которых они смогут реализовать свои идеи и попробовать себя в чем-то новом.
  • Оказывается, в школе учится много талантливых ребят, у каждого из них уже прокачены навыки в той или иной сфере, но их не видно в общей массе. По традиции обращают внимание и награждают олимпиадников и отличников за достижения в школьной программе. Но то, что не вписывается в рамки образовательной системы — остается в тени.
  • Организация мероприятий в школе в то время застыла на месте. Школьные праздники несли в себе добровольно-принудительный характер, и ученики рассматривали очередной концерт в актовом зале как повод сбежать с уроков. При этом не существовало ни школьных СМИ, ни каких-либо инструментов распространения информации. И возникал вопрос: почему бы не реализовать это современно и увлекательно?

Всё это в совокупности сподвигло нас что-то делать. А что — мы сами не знали. Так возникла идея ГПД — группы продленного дня. Здесь после уроков собираются творческие единицы, сами придумывают и развивают собственные проекты, а также работают в команде как школьные СМИ, организаторы мероприятий и квестов. Мне лично хотелось преподнести эту группу как бренд, поэтому я подготовил оформление для соц.сетей, логотип и рисунки.

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Название смущало и вызывало ассоциации с каким-то государственным органом управления или террористической группировкой. Поэтому я предложил идею «ВнеУрока». Название прижилось и позже стало узнаваемым во всей школе и даже за ее пределами.

ВнеУрока

Внутри «ВнеУрока» постоянно происходила активность. Мы снимали репортажи, писали новостные статьи, устраивали квесты, проводили тематические перемены, организовывали концерты, профильные недели, дни самоуправления и многое другое.

Кто-то увлекался фотографией, кто-то монтировал видеоролики, кто-то писал статьи. Иногда обязанности передавались по кругу. Вскоре это превратилось в некий цех по производству контента. По сути, мы изобрели локальный ТикТок Хаус на базе школы задолго до появления ТикТока. Кто-то не понимал задумки и уходил. Кто-то, наоборот, стремился попасть в ряды "внеурочников" и привносил новые идеи. Никита Алексеевич выступал в качестве ментора, подкидывал идеи, давал советы по налаживанию рабочего процесса и регулировал весь этот хаотичный процесс.

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Тогда я еще глубже увлекся графическим дизайном и смотрел на всё это как на некую компанию – у нас есть имя, логотип, свои соц.сети, профессиональное оборудование, помещение (штаб), сотрудники (ученики), коллаборации, готовая аудитория в виде целой школы – настоящая платформа для реализации своих хотелок.

В 2018 году я разработал дизайн-концепт творческой студии ВнеУрока. Тогда были выделены ключевые направления деятельности:

  • #Читаем – новости в соц.сетях, статьи и литература;
  • #Смотрим – репортажи, кино и видеоролики;
  • #Слушаем – подкасты и музыкальные подборки;
  • #Творим – идеи, личные проекты и место для творчества.

Каждой категории присваивался отдельный хештег и визуальный символ. За основу были взяты простые фигуры – квадрат, круг, треугольник и шестиугольник. Комбинации из этих фигур, символизирующих разные направления деятельности учеников, составляли общий логотип ВнеУрока:

Анимация логотипа "ВнеУрока". Создано в PowerPoint в 2019 году.

Достижения

В самом начале пути мы отсняли репортаж про робототехнический фестиваль «РобоТема». Это первый масштабный фестиваль, организованный с помощью ребят, а ролик о нём — первый репортаж, самостоятельно снятый студией. Сейчас «РобоТема» стал ежегодным мероприятием, привлекающим молодых инженеров и программистов не только с нашей школы, но и всего района.

Нашу деятельность стали замечать как в рамках школы, так и за ее пределами. Так, на нас обратил внимание режиссёр и видеомейкер Илья Павлович Соколов. Он организовал для участников «РобоТема» несколько лекций и мастер-классов по основам режиссуры, монтажа и техники съемки. Позже это сотрудничество переросло в проект «Театр+Кино», где все желающие ученики Гимназии могли попробовать свои силы в актерском мастерстве. Итогом подготовки стали два спектакля: «Честное слово» по стихотворениям С.Я. Маршака и «Красная Шапочка» по одноименной пьесе Е.Л. Шварца.

Мастер-классы стимулировали не только участвовать в театральных постановках, но и более основательно увлечься съемкой короткометражных фильмов и роликов:

В 2018 году короткометражный скетч «День учителя» одержал победу в номинации «Лучший фильм» на фестивале детского короткометражного кино «Киновзлет», традиционно проводимого в ДК им. Воровского в г. Раменское. А спустя год, видео «Жгунъ» получило награду «Лучшая авторская идея».

Нарезка с фестиваля Киновзлет в 2018 году

Иларионов Даниил организовал «Фотокружок», в рамках которого проводил мастер-классы по профессиональной фотографии. Любой желающий после уроков мог прийти в Гимназию и попробовать себя в роли настоящего фотографа.

Из множества экспериментов можно выделить и кинопоказы в актовом зале Гимназии. В социальных сетях мы опрашивали желающих посмотреть кино на большом экране, а зачем обсудить и поделиться впечатлениями в приятной обстановке. После одного из таких закрытых показов «ВнеУрока» записали пробный подкаст с разбором фильма «Шоу Трумана».

Параллельно с этим команда продолжала заниматься журналистской деятельностью. Теперь работа не ограничивалась съемкой мероприятий внутри Гимназии, но освещением событием в городе. «ВнеУрока» объявили себя СМИ наравне с Раменским телевидением, и стали сотрудничать с другими организациями.

Развитию в направлении репортажей поспособствовала поездка в г. Зеленоград в школьный пресс-центр «Желтый бегемот». Члены ВнеУрока прошли мастер-класс в одном из крупнейших школьных пресс-центров Московской области, тем самым прокачав свои навыки. Благодаря этому на YouTube-канале ВнеУрока стали чаще выходить новые видео, но главное — их качество значительно выросло.

Одним из примеров работ — центр внешкольной деятельности «Эврика» и школа игры на гитаре RamGuitar. Команда отсняла несколько отчетных концертов гитаристов. Для RamGuitar, кстати, я также разработал айдентику, вел новостной паблик и подготовил несколько видеороликов.

Трейлер Отчетного концерта RamGuitar Con 2019

«ВнеУрока» приглашали на Раменское телевидение, про нас писали в городской газете «Родник» и приглашали на Раменское радио. В команду творческих ребят стали присоединяться не только ученики нашей Гимназии, но и из других школ города. «Старички», стоящие у истоков создания коллектива, занимались обучением новопришедших, а те, в свою очередь, развивали и открывали новые направления деятельности. Поколение школьников, выросших на "внеурочных" видеороликах, сами стали создавать.

В 2018 году я и Никита Алексеевич защитили «ВнеУрока» как проект в рамках премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Жюри тепло отнеслись к нашей работе и присудили приз второй степени «Лучший проект Подмосковья».

Трейлер презентации проекта в рамках премии "Наше Подмосковье"

Коллектив «ВнеУрока» продолжал творить даже летом. Так в 2019 году на базе Гимназии появилась Летняя школа «ВнеУрока». Учителями выступили опытные участники команды. Всего в школе было три тематических направления: фотография, видео и работа с текстом. Под руководством опытных ребят ученики вели дневник журналиста, учились фотосъемке и видеозаписи мероприятий, а также оформлению публикаций в соц.сетях

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

На момент моего выпуска из Гимназии, ребята открыли для себя новое направление — звукорежиссура. Это увлечение зародилось вместе с подготовкой к участию в международном движении WorldSkills. В рамках подготовки к чемпионату ученики осваивали музыкальные инструменты и профессиональные программы для создания композиций.

Из такого увлечения музыкой образовалась школьная музыкальная группа «Три четверти», регулярно выступавшая на школьной сцене как с популярными хитами, так и с собственными песнями.

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Брендинг Гимназии

В 2019 году в Гимназии №2 образовалось множество изменений. Среди них: новый руководящий состав, достроенный учебный корпус, расширенная территория школы с обновленной спортивной площадкой, новые достижения. Гимназия обрела статус школы-флагмана Московской области, что также положительно сказалось на учебном процессе.

Тогда мной был разработан новый логотип Гимназии. Одним из ключевых решений был отказ от привычной формы школьной айдентики ― герба. На смену ему пришел минималистичный и понятный логотип ― видоизмененный номер. "2" ― теперь не просто цифра, а узнаваемый символ, применяемый в различных сценариях. Было представлено три вариации логотипа – минимальный, полноформатный и компактный. Логотип одобрило руководство Гимназии и применило в использовании в соц.сетях и на сайте школы.

В 2023 году я вернулся к работе над дизайном и решил довести предложенную работу до финала. За все эти годы произошло множество событий и обновлений, о многих из которых я рассказал выше. Учебный процесс в Гимназии насытился и наполнился новыми программами, событиями, активностью и большими возможностями для учеников. Современное здание, профессиональное оборудование, новый преподавательский и руководящий состав, обновленный Президентский совет Гимназии, управляемый молодыми талантливыми и активными ребятами – всё это потребовало переосмысления задумок по дизайну «ВнеУрока» и «Гимназии».

Так была собрана полноценная дизайн-система. Она включает в себя четыре направления:

  • Официальный брендинг МОУ Гимназии №2 г. Раменское
  • Брендинг Президентского Совета Гимназии
  • Брендинг креативной студии ВнеУрока на базе Гимназии
  • Брендинг школы робототехники VneUroka Robotics на базе Гимназии
«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Всё это объединяет общий стиль и визуальный язык. Ключевая ассоциация в дизайн-элементах взята из детского конструктора – вы можете из базовых фигур собрать свое особенное творение. Новая концепция не вносит радикальных изменений, не совершает революций и сохраняет преемственность, привнося точечные изменения. Поэтому в дизайне остались уже привычные элементы – разноцветные фигуры, знакомые цвета, узнаваемая «двойка». Сохранилась и привычная «игрушечность», которая поддерживает баланс между строгим стилем госучреждения и детской школьной творческой «тусовкой».

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Логотипы направлений гибки и словно вытекают друг из друга. Так, например, в лого Президентского Совета вписана «2» из лого Гимназии, а остальные фигуры – из того «ВнеУрока». Потому что новый Президентский совет вобрал в себя элементы управления и руководства школы, но привносит свежие креативные идеи и поддерживает интерес учеников к жизни этой самой школы.

Логотип Robotics обрел полноценного маскота. Это дружелюбный робот Тёма, у него замечательная красная антенна на голове и дисплеи–глаза, а на груди всегда красуется значок – логотип Гимназии.

Сами формы стали более обтекаемыми и продуманными. Так, все фигуры обрели объем, тени и блики, стали живее благодаря анимациям и композиции, грубые углы и простые эллипсы сменились супер-эллипсами, цвета скорректированы до оптимального формата и в ВЕБе, и при печати. Для концепции разработаны различные шаблоны и сценарии использования дизайна: оформление соц.сетей, обои рабочих столов школьных ПК, визитные карточки организации, афиши и информационные плакаты, официальный мерч – кружки, значки, блокноты, футболки и фотостенды. Всё это доступно для внедрения и находится в открытом доступе, так что и преподаватели, и ученики могут использовать шаблоны для реализации своих идей.

Для чего это создано?

Существует такое понятие, как эффект эстетичности. Он означает, что люди воспринимают красивую эстетичную вещь наиболее привлекательной и приятной, чем неэстетичную. Это работает даже в тех случаях, когда неэстетичная вещь может быть удобнее, проще и понятнее – большинство все равно обратит внимание на красоту. В современном мире этот парадокс наиболее выражен – важно не то, что ты преподносишь, а как. И когда смысл повествования коррелирует с формой – получается настоящее эстетическое наслаждение.

Организационные процессы, направленные на улучшение качества образования в Гимназии, шаг навстречу современным вызовам и трендам, нововведения в юридической плоскости – это и есть грамотный и правильный смысл, которому нужна подходящая форма, понятная всем и притягивающая внимание. А осознанный дизайн – это тот самый недостающий пазл выстроенной системы. Предложенная концепция привлекает своей универсальностью и трепетным подходом к мелочам, объединяет разношерстные и порой никак не связанные вещи под одним именем. Для руководства школы – это дополнительное подкрепление уверенности в своем деле и заявление о себе миру. Для преподавателей – это системность и четкие алгоритмы действий. Для учеников – это поле для творчества и возможность высказаться. И вместе всё это – Гимназия.

«ВнеУрока» и Гимназия №2: история одной школьной забавы

Давно хотел рассказать эту увлекательную историю, которая длится более 6 лет. То, что подарила мне родная школа, отпечаталось на моей жизни, интересах, работе. Благодаря навыкам, полученным в команде «ВнеУрока», у меня получается создавать необычные решения, эффективно работать в команде и управлять процессами. И я не одинок, – все ребята, с которыми мы прошли этот путь, сейчас – профессионалы своего дела. Я очень рад, что был в одной команде с талантливыми и классными людьми! И верю в то, что наши труды и идеи кого-то вдохновляют и передаются следующим ученикам и поколениям, жаждущим развития, творчества и перемен.

Вы также можете ознакомиться с презентацией дизайн-системы Гимназии на моем сайте. Если вам понравилась статья, пожалуйста, оцените ее и подпишитесь на мой Telegram-канал. Спасибо!

88
6 комментариев

А ещё, несмотря на то, что мы с Денисом выпустились в 2018 году, я до сих пор только от него узнаю о всех крутых штуках и регистрируюсь в них, НАПРИМЕР ТУТ, ЧТОБ ПОСТАВИТЬ ЕМУ ОГРОМНЫЙ ЛАЙК!!! А вообще, Ден, спасибо тебе за то, что нам, деревенским открыл мир рисования "елочек кружочками" в Пейнте и все крутые облачные и заоблачные технические штукенции

2
Ответить
Автор

Боже как это мило) с елочек вылетел))) спасибо🫶

1
Ответить

Верно подметили, что форма важнее содержания для многих, но когда ведёшься на красоту нужно помнить, что так устроен наш мозг

2
Ответить

Это классно, что школа дает такой толчок к взрослой жизни и обучает необходимы навыкам

2
Ответить

меня тронуло ваша история , настолько искренно пишите !!!

2
Ответить
Автор

Спасибо, это очень приятно слышать!

Ответить