Как использовать конкурентов на пользу продукту: 5 инсайтов

Я Никита Колюгин, дизайнер цифровых продуктов. Делал дизайн для Бургер Кинга, Бетховена и Medlinx. Пишу на больные для дизайнеров темы в телеграм-канале.

К концу статьи вы научитесь работать с конкурентами на новом уровне:

Треть продуктовых дизайнеров смотрит конкурентов раз–два в год, а 7% не проводят конкурентный анализ вовсе. Такие цифры мы узнали из свежего отчёта devcrowd.

Анализ конкурентов — это когда мы оглядываемся вокруг и смотрим, с кем мы делим рынок, чем они на нас похожи, что делают. Мы ищем удачные решения у конкурентов, подрезаем рабочие практики, анализируем успехи и ошибки.

А чё там другие ребята-то делают?

Каждую задачу я начинаю с этого вопроса

Ловите пять инсайтов, которые я вынес за сотни часов конкурентного анализа.

Как использовать конкурентов на пользу продукту: 5 инсайтов

1. Вы смотрите конкурентов, а они в это время смотрят вас.

Представьте, вам падает задача — улучшить навигацию в каталоге блюд популярного фастфуда. Вы идёте к соседям по категории «Еда и напитки» и копируете их каталог. Теперь представьте такого же дизайнера, который работает в продукте конкурента и делает скриншоты уже вашего приложения.

Звучит смешно, но я лично участвовал во взаимном копировании интерфейса между двумя приложениями — сначала с одной стороны, а затем с другой, так как работал над ними в разные периоды времени.

<i>Дизайнеры ищут вдохновение</i>
Дизайнеры ищут вдохновение

Вывод: не срисовывайте конкурентов в лоб. Мы не знаем их бизнес-процессы, метрики и планы. Пока вы копируете чужой интерфейс, ребята уже могут готовить редизайн.

2. Не можете найти конкурентов — ищите лучше.

Представьте, что вы придумали гениальное приложение. Ключевая фича — отправка пуш-уведомления с вашей геопозицией всем друзьям. Пользователи по задумке будут как бы сообщать контактам из телефонной книжки: «Йоу, я в Парке Горького. Есть кто поблизости? Го словимся, погуляем».

Вы не нашли конкурентов — успех виднеется на горизонте. Бросаем 10 миллионов на разработку, и награда Эпл Дизайн Эворд гарантирована. Но давайте притормозим, потому что у меня для вас есть парочка новостей.

Если прямых конкурентов нет, то вы попали в одну из трёх ситуаций:

  1. Вы работаете на несуществующем рынке. Ваша фича или продукт перевернут мир, но только после того, как вы обучите потребителей.

    Пример из истории.

    Никто не читал электронные книги до появления Амазон Киндл. Сама идея покупки цифровой копии Гарри Поттера звучала маргинально. Амазон создавали рынок электронных книг несколько лет. Компания провела исследования, разработала устройство-читалку, выстроила экосистему и вложила миллионы в продвижение нового формата чтения. Готовы провернуть нечто подобное?

  2. Конкуренты живут на уровень выше. Если прямых конкурентов нет, то попробуйте найти косвенных. Как пользователи решают проблему сейчас? Может быть ваш конкурент — это не Зенли, а чат в телеграме? Что если людям привычнее написать трём близким друзьям в мессенджере, нежели отправлять пуши всем контактам?
  3. Ваш продукт никому не нужен. Отсутствие похожих продуктов чаще всего говорит об отсутствии ниши и спроса. Стопятидесятая палатка с шаурмой в районе Савёловского вокзала с большей вероятностью принесёт вам прибыль, нежели единственное в мире приложение для доставки баскетбольных мячей.
<i>Часто мы не замечаем косвенных конкурентов</i>
Часто мы не замечаем косвенных конкурентов

3. Ищите плохие практики.

Копировать удачные решения конкурентов — здорово. Найти негатив — бесценно.

Смотрите на то, что бесит людей, когда они пользуются продуктами конкурентов. Отслеживайте моменты, которые доставляют пользователям боль.

Пример.
Мы стоим в очереди к киоску самообслуживания в ресторане быстрого питания. Паренёк перед нами впадает в ступор от внезапно открывшегося поп-апа с рекомендациями блюд. Чувак судорожно ищет кнопку закрытия окна, но тут же видит два точно таких же. Слышно, как стук пальцев по экрану усилился — вот это вот оно самое.

4. Присоситесь к сильному конкуренту

Представьте, что мы разрабатываем конструктор блогов и делим рынок с гигантом вроде Вордпресса — движка, на котором стоит 40% сайтов в интернете. Вордпресс двадцать лет создавал себе репутацию, и его знают во всём мире.

Что сделаем мы? Напишем про детали, в которых мы немного сильнее. Делать это будем избирательно — подсветим только выгодные нам отличия.

Пример.
Сайты на нашем движке загружаются на 10% быстрее за счёт более современного фреймворка. Так и пишем: «… на 10% быстрее Вордпресса».

Главное — позаботиться о том, чтобы конкурент не переплюнул наше УТП в следующей своей сборке.

Посмотрите, как красиво и тонко Фреймер сравнивает свой конструктор с Вебфлоу.

<i>Отстройка от конкурента на сайте Фреймера</i>
Отстройка от конкурента на сайте Фреймера

5. Контрастность

Мы не хотим стать блеклой копией конкурента или затеряться среди десятка похожих продуктов. Настоящие лидеры не только перенимают лучшие практики, но и переосмысливают привычное.

Взгляните на приложение Дринкит от Додо Брэндс. Каждая карточка товара — это сочное вертикальное видео во весь экран вместо мелкой фотки. Держу пари, крупные сети фастфуда уже размышляют о внедрении видосов в свои аппки.

<i>Мобильное Приложение Дринкит с видео на фоне</i>
Мобильное Приложение Дринкит с видео на фоне

Дринкит — нишевая сеть, у них мало кофеен. Чуваки не ведут громких промо-кампаний. При этом их приложение видели все, кто интересуется продуктовым дизайном и мобильной разработкой.

Заключение

Работа с конкурентами при правильном подходе будет для вашего продукта топовой практикой. Конкурентный анализ — это больше, чем «скопировать + вставить». Учитывайте контексты, нюансы бизнеса, ограничения и всегда старайтесь сделать лучше, чем принято.

1111
2 комментария

" не срисовывать конкурентов в лоб" - как в школе прям))

Главное с контрастностью не перестараться)