Понятия UX и UI

Обрывочные мысли и рассуждение на тему понятий UX и UI, которые во что-то сформировались ближе к концу статьи

Большую часть моей карьеры дизайнера меня смущало понятие UX (User Experience). В начале все вокруг имели ввиду под этим схематичные изображения интерфейсов (прототипы, вайерфреймы и прочие названия, плохо применяемые в те времена).

Понятие это пришло в Россию, конечно, из-за рубежа. И толком это понятие на русский язык не перевести. Дословно — пользовательский опыт. Но что под этим подразумевается — с ходу, не ясно.Да и понятия такого стеснялись, вслух произносили редко, так как мало кто понимал что за ним стоит. Говорили “нарисуй прототип”. И всем было ясно, что нужны схематичные изображения (терпеть не могу употребления “вайерфреймы” на письме) одной страницы или сайта целиком.

Потом начали говорить “нам нужен UX сайта”. Но всё еще имели ввиду всё те же схематичные изображения сайта, приложения или любого другого интерфейса.

В какой-то момент меня собеседовали на проект, где у собеседуемого исполнителя должен был быть опыт UX . Я тогда собеседующим сказал, что, как мне казалось, понимал что им нужно и смогу с этим работать. До конца не понимал, конечно. Наверное, и сейчас не понимаю. Считал, что нужно будет нарисовать интерактивный схематичный прототип (в Invision, Miro или Figjam слинковать, например).

Со временем (несколько лет), спустя много часов чтения тематических статей, прослушивания тематических подкастов, посещения лекций, семинаров, понятие UX превратилось в моей голове из серого размытого пятна в белое облако. Да, края до сих пор размытые у этого облака, но уже отчетливо видно его форму.

Для меня UX — это комплекс мероприятий, призванный создать и поддерживать в актуальном состоянии интерфейс (экранный или голосовой).

Если раньше к проектированию подходил, основываясь на требования менеджера проекта (менеджер дал контент для страницы, черновую структуру, а я в ответ — прорисованные схемы сайта), то сейчас все начинается куда раньше. Все начинается с задачи — задачи бизнеса, благотворительной организации или частного детектива. Выясняю что надо сделать, почему именно это надо сделать, есть ли другие пути сделать это, а стоит ли делать это вообще, для кого делать, когда делать (время реализации проекта тоже влияет на результат) и прочее. В общем, копаю со всех сторон задачи, стараюсь выяснить все, что хоть как-то может повлиять на результат.

Например, если лендинг, то в какое время и где будут смотреть на нем видео. Когда шуметь рядом нельзя, то представленное на странице видео должно быть понятно и без звука. То есть, либо в видео субтитры должны быть, либо и без слов все должно быть понятно. Или если нужно спроектировать интерфейс подключения дополнительной услуги в виртуальной АТС, то какая бизнес логика за этим стоит, сколько их обычно подключают, как часто и прочее. Да много подобных примеров каждый день появляется.

UX для меня — это все то, что предшествует отрисовке макетов или работам по фронту или бэку. Казалось бы.

Но тут другая проблема в голове кричать начинает. Я прекрасно понимаю, что то, как финально будет выглядеть макет (цвета, скругления кнопок, типографика, анимация), влияет на взаимодействие пользователя с интерфейсом. То есть UI влияет на все тот же пользовательский опыт.

Всю мою жизнь окружающие делили понятия UI и UX. Одним нужно было только первое, другим только второе. Но по факту оказывается, что UI — это один из инструментов UX. И Front-end — это тоже инструмент UX. И Back-end туда же. И голосовой интерфейс. И оформление визитки, и табличка на двери. Все, что нацелено на взаимодейтсвием с пользователем, с клиентом — это все относится к UX.

Если вы отрисовывали интерфейсы по предоставленным схемам (считали, что занимались UI), то вы тоже занимались UX. Если вы валидно верстали страницу с соблюдением необходимой семантики, то вы тоже выполняли работу по UX.

Если у вас в резюме написано “UX дизайнер”, то это значит, что вы проделываете всю выше описанную работу от постановки задачи бизнеса до первых посещений сайта. А дальше еще и следите, чтобы все это работало. К сожалению, это далеко не всегда так. Большая часть таких резюме только схематичные прототипы и скрывает за собой.Если у вас заказывают UX сайта. То, фактически, вам заказывают выполнить бизнес задачу. Сайт — это тоже только инструмент. Не факт, что создание сайта для этой задачи — подходящее и единственное решение.

Но, в большинстве случаев, заказчики сами не знают, что такое UX. Каждый раз надо уточнять что хотят. А со временем, глядишь, и все поймут что это.

11
2 комментария

"Выясняю что надо сделать, почему именно это надо сделать, есть ли другие пути сделать это, а стоит ли делать это вообще, для кого делать, когда делать"

Как то странно сформулировали)

Вот что бывает, когда статью несколько летней давности достаешь с полки и копипастишь :-/