Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Если в Китае большой внутренний рынок, высокий спрос на цифровые сервисы, то и местные компании для отстройки от конкурентов применяют полезные решения. Мы решили на пофантазировать, как бы выглядело приложение Грузовичков, если мы добавим в него эти решения!

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Цифровой рынок Китая развивается по своему особому пути, обусловленном уникальной экономической, демографической и культурной средой. Многие аспекты, начиная с пользовательских привычек и дизайном, могут казаться нам необычными и непонятными. Функциональности, ставшие стандартом сервиса в Китае, едва ли можно обнаружить в привычных для нас приложениях. И у них есть чему поучиться!

В статье мы анализируем сервисы двух крупнейших логистических компаний Китая — SF Express и Cainiao. На их примере мы рассмотрим различные подходы и инновации, используемые в области логистики и доставки, а также выделим полезные практики.

Почему мы выбрали именно их?

SF Express была основана в 1993 году. Она располагает обширной наземной, воздушной и складской сетью как в Китае, так и за его пределами. SF Express управляет самым большим парком грузовых самолетов среди частных компаний в Китае. Для создания интеллектуальных логистических систем и сетей компания активно применяет технологии такие, как блокчейн, искусственный интеллект и анализ больших данных. SF Express также славится своей высокой скоростью доставки, особенно внутри КНР.

Cainiao — крупнейшая мировая логистическая платформа. Была основана в 2013 году и входит в состав Alibaba Group — признанного лидера электронной коммерции. Компания обслуживает более 90% отправлений AliExpress в мире, а также занимается разработкой автоматизации логистических решений, систем управления поставками, построением внутренней и международной логистической цепи, развитием искусственного интеллекта в сфере беспилотных доставок.

Основная специализация Cainiao — круглосуточная доставка товаров клиентам до двери или в пункт самовывоза. Сотрудничая с AliExpress и Tmall, Cainiao управляет обширной сетью логистических парков, складов, почтовых отделений и постаматов по всей территории Китая. Эта сеть включает более 140 внутренних и международных курьерских компаний.

Мы проанализировали сервисы обеих компаний и выделил три лучшие практики:

  • инклюзивность;
  • геймификация;
  • сезонность интерфейса.

Инклюзивность

Инклюзивный дизайн — это подход, делающий продукты, интерфейсы и среду, которые максимально доступны и удобны для всех пользователей, вне зависимости от их физических способностей, возраста, культуры.

Все мы уже привыкли, что экраны смартфонов автоматически адаптируются под время суток и освещение. Китайцы пошли в этом смысле дальше — специальные версии приложений для пожилых людей.

Как мы уже упомянули, китайские сервисы пестрят разнообразными функциональностями. К этому добавляются различные всплывающие баннеры, специальные предложения и яркие цвета.

Стандартный интерфейс
Стандартный интерфейс

В то же время в Китае проживает свыше 280 миллионов человек старше 60 лет. Многим довольно сложно ориентироваться в таких пёстрых интерфейсах. При этом пожилые люди составляют 14% от всей аудитории пользователей сети.

Версии приложений для пожилых обычно демонстрируют основные, обязательные функциональности. Они универсальны и могут быть адаптированы без лишних затрат. В то время как простой интерфейс и увеличенный шрифт делают использование приложения более удобным и дружелюбным для всех возрастных групп.

Инклюзивная версия
Инклюзивная версия

В инклюзивной версии сервиса пользователя встречает простой и интуитивно понятный экран с тремя большими кнопками: «Отправить посылку», «Отследить посылку» и «Отсканировать посылку».

Отсутствие лишнего визуального шума и увеличенный шрифт делает работу с сервисом более эффективной и приятной. К этому добавляются видеоинструкции, поясняющие процесс отправки и получения посылок, и возможность контакта с оператором. Человеку достаточно просто нажать на кнопку связи с оператором и ему помогут оформить заказ на доставку, а также ответят на все интересующие вопросы.

Геймификация

Например, Cainiao внедрили элементы игры в раздел «Баллы». Пользователям нужно кормить птицу, чтобы она ехала на самокате. Если птица проедет указанное в задании расстояние, то пользователь заработает золотые монеты, которыми можно пользоваться для покупки вещей в магазине приложения.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Геймификация мотивирует пользователей активно взаимодействовать с приложением. В случае Cainiao, возможность кормить птицу и зарабатывать золотые монеты создает интересный и веселый опыт, стимулируя пользователей возвращаться в приложение. Различные задания и награды мотивируют к дополнительным действиям и увеличивают продолжительность сессии.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Помимо этого положительный опыт помогает укрепить связь человека с приложением. Люди, участвующие в мини-играх, чувствуют более близкую связь с брендом. Элементы геймификации также способствуют привлечению внимания новых пользователей.

Таким образом, геймификация не только делает пользовательский опыт более привлекательным, но также положительно влияет на ключевые показатели бизнеса, такие как удержание пользователей и их лояльность к продукту.

Сезонный дизайн

По мере приближения китайского Нового года многие сервисы добавляют экраны, баннеры и вносят элементы, соответствующие тематике праздника —фейерверки, красные конверты, китайские фонарики.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Подобная настройка интерфейсов и значков приложений привлекает внимание аудитории, мотивирует открыть приложение и узнать о специальных предложениях.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Помимо всего, людям попросту приятно пользоваться сервисом, который поддерживает праздничное настроение, что тоже положительно сказывается на лояльности пользователей и объёмах продаж.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

А что если…

внедрить в текущее приложение Грузовичкова эти практики?

В инклюзивной версии приложения мы увеличили шрифт и сами кнопки, чтобы пожилым пользователям было легче взаимодействовать с сервисом.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Мы предположили, что возрастной аудитории будет удобнее вручную вводить адрес, чем искать точку на карте. Поэтому карта в нашей версии становится доступна при нажатии на специальную кнопку, а поля для ввода адреса расположены по центру экрана. Мы также добавили на главный экран кнопку связи с оператором, чтобы человек мог легко получить ответы на вопросы о сервисе и любую помощь связанную с оформлением заказа и получением груза.

Что касается игры, то мы придумали простую механику, которая поможет пользователю скоротать время ожидания газели и заработать дополнительные бонусы.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Контекст игры простой: объезжайте препятствия и собирайте коробки. За каждую собранную коробку игрок получает бонус, который можно конвертировать в скидку. Вы можете попытать удачу несколько раз, засчитывается лучший результат. Это решение поможет сделать ожидание более приятным и уменьшит негатив от форс-мажорных задержек.

Ну и сезонный стиль!

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?

Время праздников — время суматохи, поиска подарков и множества хлопот. Специальный дизайн поможет донести праздничное настроение и смыслы, которые сделают оформление заказа более приятным для клиента.

Чему поучиться у дизайнеров китайских сервисов?
Настя Гражданкина
китаист, аналитик, гик
Оля Григорук
китаист-исследователь
1010
1 комментарий

китайцы прорывные и активны как никто другой в воплощении своих идей