Как графический дизайн влияет на покупательную способность

Компании с хорошим дизайном в 2 раза привлекательнее конкурентов с плохим дизайном. Но какой дизайн можно назвать «хорошим»? О влиянии «фактора дизайна» на фин. показатели компании будет эта отнюдь не маленькая статья. Так что заваривайте чашку пельменей, кастрюлю чая и отправляемся в наше путешествие :)

Как графический дизайн влияет на покупательную способность

Определение дизайна

Прежде чем анализировать экономический эффект дизайна в коммерческой деятельности необходимо разобраться в термине «дизайн». В словаре приводится следующее описание дизайну, в частности графическому:

«Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать) - художественное конструирование предметов. Задача Д. состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении.»

«Графическая модель - графически реализованная визуальная форма (система), передающая существенную информацию о проектируемом объекте.»

«Словарь терминов и понятий» А. Степанов, Т. М. Степанова, М. В. Панкина

То есть, из этого определения можно сделать вывод о том, что дизайн — это «красивый и удобный мостик» между продуктом и потребителем.

Мостик :)
Мостик :)

Основная задача дизайна — позволить потребителю максимально просто и понятно потреблять информацию или продукт/

Мы разобрались, что такое дизайн и в чем его функция, теперь нужно понять какими средствами эта задача выполняется.
Основной метод выполнения задачи в дизайне — это аттракция.

«Аттракция (лат. attraction - притяжение) - свойства, качества, особенности формы объекта, которые привлекают к нему внимание зрителя, потребителя. Придание внешней форме объекта аттрактивных качеств - одна из сущностных задач арт-дизайна»

«Словарь терминов и понятий» А. Степанов, Т. М. Степанова, М. В. Панкина

Дизайн включает в себя маркетинг — коммерческий эффект которого оценить возможно, и графический дизайн — эффект которого объективно оценить затруднительно.

Дизайн в целом можно разделить на «условно хороший» и «условно плохой» по мере того, как он приносит деньги.

В своей работе слова «Хороший» и «Плохой» я буду ставить в кавычки. Так как это необъективные и навязанные моим мнением оценки.

Глобальный эффект дизайна

Переходим к коммерческой части дизайна. Я буду обращаться за данными к исследованию McKinsey & Company The Business Value of Design. Консалтинговая компания McKinsey & Company проследила за развитием дизайна 300 компаний в течение пяти лет в разных странах.

В своем исследования McKinsey & Company вводят индекс дизайна, далее MDI, который помогает увидеть разницу между дизайн-интегрированными компаниями и отнюдь не интегрированными. Чтобы понять выводы, сделанные этой компанией, нужно разобраться из чего этот индекс состоит.

Отчет написан на английском языке. В своей работе я цитирую переведенный текст, с оригиналом можно ознакомиться по ссылке: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-design/our-insights/the-business-value-of-design

«Распаковка MDI

В оставшейся части этой статьи мы опишем четыре блока, из которых состоит MDI, корреляцию с улучшением финансовых показателей результатами.

Это аналитическое лидерство. Оценивать и управлять дизайном с той же точностью как управлять доходами и расходами

Это межфункциональный талант. Сделать дизайн, ориентированный на пользователя — это обязанность каждого

Непрерывное развитие. Снижение рисков при разработке, за счет постоянного сбора обратной связи напрямую от конечного пользователя продукта

Пользовательский опыт. Разрушение границ между физическим, цифровым и техническим дизайном»

<i>Четыре параметра MDI</i><br />
Четыре параметра MDI

Основываясь на этих 4 блоках, McKinsey & Company присваивала компании оценку по каждому блоку и по сумме этих показателей она сортировала компании на дизайн-ориентированных и неориентированных.

К чему пришли?

Выводы McKinsey & Company:

«1. Мы обнаружили сильную корреляцию между высокими показателями MDI и высокими показателями деловой активности. Представители высшего квартиля по показателю MDI увеличили выручку и общую доходность для акционеров значительно быстрее, чем их конкуренты в отрасли. Рост выручки на 32 процентных пункта и на 56 процентных пунктов выше рост в целом по отрасли.

2. Рынок непропорционально вознаградил компании, которые действительно выделялись из толпы на поприще дизайна

3. Эти результаты справедливы для всех трех рассматриваемых нами отраслях: медицинской технологии, потребительские товары и розничные банковские услуги.»

Исследование McKinsey & Company The Business Value of Design позволяет сделать вывод о том, что хороший дизайн пророчит удвоение роста выручки и акционерной прибыли по сравнению с аналогичными компаниями отрасли.

Влияет ли дизайн на российский рынок?

Че нам до этих забугорных компаний, ты нам наши родные компании подавай!
Сужаемся от глобального тренда до российского рынка.
В качестве второго примера я выбрал российский продукт, а именно Яндекс Такси.

Что поменялось?

Яндекс. Такси в 2017 году полностью поменяли свой дизайн:

Новый стиль
<i>Эволюция иконки приложения</i><br />
Эволюция иконки приложения
<i>Было</i>
Было
Стало
<i>Другие варианты редизайна</i><br />
Другие варианты редизайна

Что было по цифрам в 2017 году

Я решил проследить насколько сильно менялась доля Яндекс. Такси, далее ЯТ, в таксомоторной отрасли, в частности среди агрегаторов, после обновления дизайна в 2017 году. В «Исследовании рынка такси Аналитическим Центром при Правительстве Российской Федерации» приводится статистика по отрасли за 2017 год.

«Общая доля рынка, приходящаяся на агрегаторы, — 32,8%. На Яндекс. Такси + Uber при-ходится 10,4%»

«В сер. 2017 г. была объявлена сделка о слиянии такси-сервисов Яндекс. Такси и Uber. На обе компании на момент объявления сделки приходилось порядка 35 млн поездок в мес. с оборотом почти 8 млрд руб.»

<i>Ключевые игроки среди агрегаторов</i><br />
Ключевые игроки среди агрегаторов

Из этого можно сделать вывод, что на июнь 2017 года ЯТ занимает 31,7% рынка среди такси-агрегаторов. На момент проведения этого исследования измененный дизайн еще не мог дать значительный эффект в столь сжатые сроки, поэтому будем считать эту цифрой отправной точкой.

К чему пришли в 2021 году

Изучим другое исследование Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации — «Состояние таксомоторной отрасли в России и связанных с таксомоторной отраслью законодательных и экономических процессов» на основании данных за 2021 г. Вот что говорят про ЯТ там:

<i>ЯТ + Uber на 2021 г. занимают уже 65,86% рынка среди агрегаторов</i><br />
ЯТ + Uber на 2021 г. занимают уже 65,86% рынка среди агрегаторов

Сравнив аналогичные показатели из двух отчетов одного и того же аналитического центра, можно выявить динамику роста компании после изменения дизайна Яндекс. Такси.

Сравниваем

В период с 2017 года по 2021 год доля Яндекс. Такси на рынке таксомоторной отрасли увеличилась на 34,16% за 4 года. То есть в ~2 раза за 4 года или же на 8,54% в год. К очень похожим выводам пришли и аналитики McKinsey & Company в рассмотренном мною ранее отчете

Можно сделать вывод, о том, что коммерческий эффект от дизайна в России незначительно отличается от общемировой картины.

Важно упомянуть. Я не могу достоверно заявить, что к такому результату ЯТ пришли только в результате улучшения дизайна своих продуктов. Рост ЯТ обуславливается многими факторами.

Например: слияние с конкурентами, в частности Uber и Везет; использование больших материальных ресурсов компании Яндекс, чтобы ставить цены ниже рынка, работая в убыток, тем самым делая другие агрегаторы неконкурентоспособными; поддержка государства; уход конкурентов с рынка после COVID-19. Но при всем этом, дизайн является неотъемлемой частью этого роста.

Что такое хороший дизайн

Я вот рассуждаю о том, что дизайн это круто — смотрите как купается в деньгах бизнес. Но. Любой ли дизайн будет настолько эффективным? Не думаю.
Мы разберем два логотипа, которые я самостоятельно разработал, чтобы вам продемонстрировать разницу между «плохим» и «хорошим» дизайном. Основный объект, стиль и название ресторана объект оставались неизменными.

<b>Первый логотип. </b>Я считаю его «плохим», потому что:<br />
Первый логотип. Я считаю его «плохим», потому что:

1. Неаккуратность. Звезды повернуты под разными углами, объекты не выравнены, размеры мелких объектов отличаются друг от друга.

2. Главный объект не доделан. Из-за неправильных настроек обводки у стейка, он кажется очень плоским, ненастоящим и излишне ярким.

3. Несбалансированная гамма логотипа. Желтый + бирюзовый + градиент белого + красный. Цветовая гамма не подчиняется правилам цветовой композиции. Акцентных цветов много, глаз смотрящего замыливается: нет фокуса — нет привлечения.

4. Абсолютно нечитаемый шрифт. Если шрифт уменьшить , то он становится нечитаемым. Покупатель не придет в ресторан, название которого он не знает.

5. Обилие мелких объектов. При масштабировании они все превращаются в бесполезные точки, которые не несут смысловой нагрузки: мусор сбивающий зрителя.

6. Присутствие объектов, не относящихся к тематике ресторана. Звезды и мечи не могут ассоциироваться со стейк-хаусом. Если посетитель не уверен, что за еду подают в этом ресторане, то он туда не зайдет. Неопределенность и неизвестность уменьшает эффективность бизнеса.
Критиковать каждый горазд. Что же такое «хорошо» в твоем понимании?

<b>Второй логотип. </b>Я считаю его «хорошим», потому что:
Второй логотип. Я считаю его «хорошим», потому что:

1. Аккуратность. Линии не торчат, закругления плавные, нет острых углов. Текст выравнен по правому краю, название ресторана и основной объект в середине. Композиция сбалансирована: вилка слева, тесак справа.

2. Простота восприятия. В логотипе ничего не отвлекает от главного объекта — стейка. Он цветной — это отличает его от всего остального логотипа, что и делает его основным и единственным акцентом.

3. Сбалансированная и контрастная цветовая гамма. Черный + белый + красный акцентный. Глаз не замыливается, ты фокусируешься только на красном стейке. Определенность позволяет принять взвешенное решение о походе в это место.

4. Понятный, строгий, читаемый текст. Даже при масштабировании логотипа каждая буква названия будет понятной.

5. Отсутствие ненужных мелких объектов. Мелкие объекты пропадают при масштабировании логотипа, также они рассеивают внимание зрителя, поэтому добавлять их не стоит.

6. Взаимодействующий сам с собой логотип. Второстепенные объекты взаимодействуют с логотипом. Ничего не висит в воздухе, у объектов есть свое место. Все в логотипе говорит о том, что это логотип стейк хауса: стейк, тесак для мяса, вилка для мяса, огонь вместо точки у буквы «i».

Все вышеупомянутое является моими критериями хорошего дизайна логотипа

Одинаковый аспект

Когда я нарисовал два этих логотипа, я получил обратную связь от своего близкого окружения, заключающуюся в том, что оба логотипа хороши, но по-своему. Меня это обескуражило, так как я был уверен в том, что первый логотип плох по всем параметрам.

Мне придется сказать, что несмотря на все недостатки первого логотипа и преимущества второго, оба логотипа выполняют в той или иной степени основную задачу. Они привлекают внимание. Первый логотип за счет броскости цветов и необдуманных композиционных решений, а второй привлекает внимание за счет выверенной цветовой гаммы и простоте восприятия. Но заключается ли успех логотипа только в броскости или только в легкости восприятия, мне еще предстоит выяснить в моей статье.

Подтвердим теорию

Я упоминал, что дизайн — субъективная вещь. Когда я разобрал два логотипа: что мне в них нравится и не нравится, то я руководствовался личными предпочтениями. Поэтому я решил провести опрос.

Цель опроса: получить более обширную, объективную и достоверную картину. Узнать какой из этих двух логотипов покажется респондентам наиболее привлекательным. Так я смогу определить в какой ресторан они бы зашли, то есть какому ресторану они понесли бы свои деньги. Полученные данные позволят мне удостовериться в объективности выдвинутых мною критериях хорошего дизайна.

Опрос

Перед мной встал выбор: провести опрос среди друзей или же обратиться в компанию, которая имеет свою базу респондентов и спросить их. Причины почему я выбрал второе, а именно Яндекс. Взгляд (жаль, что мне яндекс не заплатил за эту статью, неплохая нативка получилась бы):

1. Круг моих знакомых крайне ограничен, поэтому выборка была бы крайне узкой.

2. Мои друзья, знакомые, родственники зачастую согласны с моим мнением, что не позволяет увидеть объективную картину.

3. С помощью сервиса, я получу более объективную картину из-за разношерстности респондентов.

Важно уточнить, что Яндекс. Взгляд работает только с респондентами от 18 до 35 лет.

Опрос, который я предложил пройти респондентам Яндекс. Взгляда:

Вопрос №1:

Укажите, пожалуйста, ваш пол

· Мужчина

· Женщина

Вопрос №2:

Насколько вам нравится логотип №1 (прим. «плохой»)?

· Оцените его по шкале от 1 до 10

Вопрос №3

Насколько вам нравится логотип №2 (прим. «хороший»)

· Оцените его по шкале от 1 до 10

Вопрос №4

В какой ресторан вы бы зашли?

· В ресторан с логотипом №1

· В ресторан с логотипом №2

Интерактив

Теперь я вам предлагаю пройти этот опрос, мало ли тут результаты будут отличаться. А после я вам продемонстрирую цифры, которые получились в моем опроснике.

В какой ресторан вы бы зашли?
В ресторан с логотипом №1
В ресторан с логотипом №2

Результаты

Кратко. Подробно: https://docs.google.com/spreadsheets/d/147sLAHOynu9Ltnnz_iQcR8yN8y0Rf0Y-6hS_t1WSZw4/edit?usp=sharing<br />
Кратко. Подробно: https://docs.google.com/spreadsheets/d/147sLAHOynu9Ltnnz_iQcR8yN8y0Rf0Y-6hS_t1WSZw4/edit?usp=sharing

Анализ

1. В моем опросе участвовали респонденты Яндекс. Взгляда. В относительно равной пропорции женщины и мужчины, в возрасте от 18 до 35 лет.

2. Респонденты имели смешанную реакцию на оба логотипа. Медианное значение их ответов одинаковое - 6. Среднее значение ответов респондентов слегка больше у логотипа №2, на 0.7, который я считаю «хорошим».

3. Благодаря схожим результатам по вопросу №2 и вопросу №3, можно заключить о разных, но довольно сбалансированных по отношению друг к другу вкусовых предпочтениях респондентов опроса.

4. Учтя все вышесказанное, я сделаю вывод. Несмотря на разные предпочтения респондентов в визуальных стилях для логотипа, когда перед респондентами встал вопрос выбора ресторана, они преимущественно выбирали ресторан с логотипом №2, который я ранее посчитал «хорошим». Ресторан с логотипом №2 респонденты выбирали в ~2,15 раза чаще чем ресторан с логотипом №1.

Заключение

На основании 3 различных источников: пятилетнего исследования американской консалтинговой компании McKinsey & Company 300 компаний по всему миру; исследований Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации; проведенного мною опроса, можно сделать довольно однозначный вывод:

Хороший дизайн сильно влияет на покупательную способность потребителей; экономические показатели компании. Компания с хорошим дизайном как минимум в 2 раза привлекательнее для потребителей и клиентов. Экономические показатели дизайн-интегрированных компаний растут, как минимум в 2 раза быстрее не интегрированных в перспективе 4-5 лет.
Фух, это была очень объемная работа, если вы дочитали до этого момента — я вам безмерно благодарен, вы больше молодцы. Если вам понравился материал — прошу вас подписаться на мой личный телеграм канал, где вы узнаете:

  • Как прокачать насмотренность в дизайне
  • Как вырасти по зарплате в 2 раза, работая столько же
  • Как научиться любому графическому приему за день

    Жду тебя, уверяю ты не пожалеешь:
    https://t.me/+J3tLI1ZyRYJjYmFi
44
2 комментария

Верный дизайн - верный "мостик" с потребителем)

1
Ответить

в ресторан зайдут тот где цены ниже и сервис лучше, а логотипом можно сделать хоть черный квадрат.

Ответить