Этапы исследований: как не потерять деньги на банальных ошибках

Всем привет! Меня зовут Сабина — продуктовый исследователь. Я обожаю изучать новое, следить за трендами и делиться этим с другими людьми в своем тг- канале.

Сейчас продуктовые исследования набирают всё большие и большие обороты. Благодаря этому появляются компании, где есть исследователи, целые исследовательские отделы, и, конечно, развивается конкурентный рынок среди аутсорс агентств. И в первом и во втором случае команды и компании не застрахованы от разочарований по итогу исследования.

В статье я хочу обсудить подводные камни каждого этапа, которые я видела на реальных кейсах, надеюсь, это поможет вам избежать их :) На чужих ошибках учиться всегда приятнее.

Цикл продуктовых исследований

Конечно, могут быть различия внутри самих этапов, но общая картина выглядит примерно так:

Краткий обзор этапов исследования
Краткий обзор этапов исследования

1. Запрос (цели, задачи, ожидаемые результаты, первичные гипотезы)

2. Подготовка (дизайн исследования, критерии выборки, гайды, аналитика, анализ рынка / конкурентов)

3. Интервью (глубинные, JTBD, решенческие, проблемные и тд.) / UX — тестирования

4. Анализ интервью + интерпретация

5. Оформление результатов и обсуждение с командой/клиентом (Figma, презентация, воркшоп)

И тут к вам вопрос на засыпку...Как вы думаете, ошибки и неточности на каких этапах приводят к бОльшим потерям по итогам исследования?
Запрос
Подготовка
Интервью
Анализ интервью + интерпретация
Оформление результатов и обсуждение

1. Запрос в продуктовых исследованиях

Этот этап включает в себя: формулировние цели, формирование задач и фиксирование ожидаемых результатов. Также полезным является обсуждением того, что будет при том или ином исходе исследования.

Почему-то многие недооценивают этот этап, и очень зря. Ведь именно он закладывает фундамент будующего исследования. «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

  • Если ваш запрос и соответственно цель исследования будут непонятными, нечеткими, недостижимыми, то дизайн исследования, само исследование и выводы будут такими же…Вы не сможете вынести для себя практическую пользу. При этом формально исследование будет проведено и цель может быть достигнута. Вопросы только в эффективности такого исследования 🙂
  • Если задачи или этапы внутри исследования будут некорректными, вы можете потратить время впустую. Это не критическая ошибка, но человекочасы стоят денег и стоит об этом помнить.
  • Ожидаемые результаты тоже важная составляющая, о которой редко говорят…По моему мнению лучше прописать как можно более детально, в формате «мы ожидаем получить ответы на эти вопросы № 1, № 2, №…» и зафиксировать это, чем быть разочарованным результатами, которые принесла вам на итоговый звонок команда исследователей.
  • И последнее про действия при том или ином исходе. Почему это важно? Чтобы не тратить деньги и человекочасы впустую. Это поможет отделить «исследование ради исследования», «исследование, потому что это модно и все так делают» от прикладного формата исследований, когда на его основе принимаются продуктовые / стратегически важные решения. Иначе команда может запросить исследование, надеясь на один исход, получить другой и просто забить на него, ведь «мы ожидали подтверждения нашей гипотезы, но раз его нет, то и исследование нам не нужно».

Для фиксирования всех этих пунктов можно создать бриф на исследование, либо провести первичную встречу с командой/заказчиком на 1-2 часа и обсудить все эти моменты вместе. 🙌

Пример брифа на исследование
Пример брифа на исследование

2. Подготовка

Подготовка включает в себя: дизайн исследования, критерии выборки, гайды, а также первичная аналитика, анализ рынка и конкурентов (при необходимости).

  • Важно соотносить дизайн с целями исследования. Например, если ваша цель повысить использование программы лояльности вашими клиентами, то с бОльшей вероятностью вам не нужно юзабилити исследование вашего сайта) Если же гипотез несколько, то вам важно приоритизировать их и не стараться проверить всё и сразу.
  • Сформировать критерии выборки простое задание, но хочу здесь напомнить про нюансы. Не забывайте про социодемографические критерии для респондентов и старайтесь набирать респондентов без перекосов в ту или иную категорию. Например, это частая проблема, если вы набираете респондентов в тг-чатах, там часто сидят представители айти специальностей и это вносит дисбаланс в вашу выборку.
Пример неплохого приглашения на B2B интервью с четкими критериями к респондентам
Пример неплохого приглашения на B2B интервью с четкими критериями к респондентам

3. Интервью

  • Даже если вы супер классный исследователь, делайте видео записи интервью, или, хотя бы, подробные конспекты. Это поможет вам не пропустить важную информацию, просто из-за нехватки внимательности или времени во время самого интервью. Порой именно такая информация, становится критически важной для исследования)
  • Конспекты могут быть полезны именно в подробном виде. Когда после серии интервью, есть возможность обратиться к конспектам и посмотреть на всё свежим взглядом, легче увидеть закономерности и общие паттерны у респондентов.
Пример оформление конскпектов в Фигме
Пример оформление конскпектов в Фигме

4 и 5. Анализ интервью, интерпретация и оформление результатов

Объединяю эти пункты, потому что это отдельная большая тема, где есть разные подходы. Ну и в целом немного вкусовщина: )

Анализ интервью и интерпретация зависит от того, какие интервью вы проводите. Например, у меня это чаще всего JTBD в качественных исследованиях (отсюда: работы, деревья работ и тд.), UX тесты (отсюда: поэкранные раскадровки с комментариями и выводами и тд.), Usability тестирования (поэкранные раскадровки с комментариями, успешность выполнения задания, скорость, частотные, единичные проблемы и тд.)

Пример оформления анализа и интепретации UX исследования
Пример оформления анализа и интепретации UX исследования

Общие практики по оформлению результатов и выводов для обсуждения с командой / клиентом можно выделить такие: презентация, Фигма/ Миро (особенно, если у вас UX исследование), Гугл / Эксель таблицы, Гугл / Ворд документы. Можно отталкиваться от удобства заказчика, у меня были кейсы, когда нужны были результаты именно в формате таблиц)

Надеюсь, что статья будет вам полезна, поможет избежать распространённых ошибок и сэкономит ваши деньги. Если у вас еще остались вопросы, пишите их в комментариях. Еще больше информации вы найдете в моем Тг-канале.

55
2 комментария

На самом деле, запрос кажется таким базовым, но важным. Хороший старт, это уже половина успеха

1
Ответить

Это правда! Я знаю кейсы, когда из-за неправильного запроса теряли несколько миллионов рублей)

Ответить