Как простая электронная подпись может помочь бизнесу

Если вы хоть раз вводили код из сообщения для доступа к функционалу сайта или личному кабинету — вы уже сталкивались с простой электронной подписью. Это распространенный способ подтвердить личность пользователя. Например, его используют многие банки и портал «Госуслуги». В статье рассказываем, как еще с помощью простой электронной подписи можно ускорить бизнес-процессы.

Как простая электронная подпись может помочь бизнесу

Что такое простая электронная подпись и как ее использовать

Комбинация из логина и пароля или код подтверждения, пришедший на телефон, считаются электронной подписью. Авторизация на сайте или во внутреннем сервисе компании, ввод кода для совершения платежа — подтверждение, что действия совершает конкретный человек. Если нужен дополнительный уровень защиты от несанкционированного входа, используется двухфакторная аутентификация: сначала нужно войти в систему, а потом дополнительно ввести комбинацию символов, которая придет на привязанный к аккаунту номер телефона. Например, такая система применяется в соцсетях, чтобы защитить пользователей от взлома аккаунтов, потери личных данных, репутационных проблем.

Как простая электронная подпись может помочь бизнесу

Главные преимущества, которые дает использование простой электронной подписи:

  • Повышение безопасности — информация и деньги дополнительно защищены от посторонних людей. Также во внутреннем ПО предприятия с помощью подписи можно разграничить уровни доступа к данным.
  • Ускорение и упрощение документооборота — можно не тратить время и средства на отправку бумажных документов, заверять заявления и соглашения дистанционно.

Использование простой электронной подписи регулируется Федеральным законом № 63-ФЗ. Чтобы приравнять ее к собственноручной, стороны, которые собираются обмениваться документами, должны заключить соглашение об этом. Также для этого используются нормативные правовые акты. Нужно помнить, что для сделок между юридическими лицами этот вариант не подходит.

Нужно помнить, что для сделок между юридическими лицами этот вариант не подходит.

Простую электронную подпись применяют банки, страховые компании, госучреждения и другие предприятия при оказании услуг физическим лицам. Пример — авторизация на портале «Госуслуг»: чтобы получить доступ к подаче документов и заявлений, нужно ввести логин и пароль. Также столкнуться с простой подписью можно при получении посылки: если вы зарегистрированы в системе ускоренного получения отправлений, то вместо предъявления паспорта нужно сообщить сотруднику отделения код из смс-сообщения.

Как простая электронная подпись упрощает бизнес-процессы

Отправка электронных документов обходится в несколько раз дешевле, чем почтовые услуги. Также адресат получает их намного быстрее — это необходимо, если вы работаете с людьми из разных городов. Почта доставляет отправления самолетом или поездом, а с помощью электронной подписи можно отправить весь пакет документов буквально за 1 – 15 минут.

Вот примеры предприятий, которые используют простую электронную подпись:

  • Компании, занимающиеся торговлей в интернете — с помощью смс-кода можно подтвердить личность зарегистрированного покупателя. Это важно, если в системе есть внутренний кошелек: злоумышленник, получивший доступ к аккаунту пользователя, может распорядиться средствами.
  • Банки — для подтверждения переводов и других операций нужно использовать простую электронную подпись. Например, можно совершать сделки по продаже недвижимости дистанционно: если собственник и покупатель находятся в разных городах, никому из них не нужно будет выезжать для заключения договора.
  • Социальные сети — одно- или двухфакторная аутентификация защитит данные пользователей, поможет избежать утечки или потери доступа к аккаунту.
  • Страховые компании — некоторые услуги можно получить онлайн, например, оформить полис ОСАГО. Клиентам не нужно сидеть в очередях в офисе: простая электронная подпись владельца автомобиля при подаче заявления приравнивается к собственноручной.
  • Библиотеки, сервисы с музыкой, фильмами — с помощью авторизации зарегистрированные пользователи получают доступ к электронным ресурсам.
  • Вузы — логин и пароль для входа в корпоративную информационную систему нужны студентам и сотрудникам для работы с информацией. Например, так студенты могут подтвердить свою личность для прохождения онлайн-тестов.
Как простая электронная подпись может помочь бизнесу

Примеры сервисов, в которые удобно внедрить простую электронную подпись

  • Fintech-сервисы: банковские продукты, электронные кошельки, биржи криптовалюты. Простая электронная подпись расширит возможности приложения — можно будет безопасно переводить средства, заверять заявления и документы.
  • Приложение для страховой компании. С его помощью клиенты смогут оформлять полисы дистанционно, без поездок в офис. Для бизнеса это означает снижение нагрузки на агентов, увеличение количества заявок, рост продаж.
  • Маркетплейсы. Для покупок пользователи вводят данные своих банковских карт, в том числе — CVV-код, поэтому необходимо обеспечить защиту с помощью паролей и смс-кодов.
  • ERP, CRM, внутреннее корпоративное ПО, где требуется разграничение прав доступа или усиленная защита данных. Например, с помощью простой электронной подписи можно ускорить внутренний документооборот — использовать ее для заверения документов. Если заключить соглашение о ее применении с партнерами, то обмен документами с ними станет проще и дешевле. Также с помощью подписи можно регулировать доступ к корпоративной информации.
  • Приложения соцсетей. Если в профиле используется личная информация, то аутентификация с помощью смс-кода поможет дополнительно защитить ее от взлома. Если не гарантировать пользователям безопасность и приватность, они не захотят регистрироваться.
Как простая электронная подпись может помочь бизнесу

Наш опыт использования простой электронной подписи

Мы разработали сервис для автоматизации приемной кампании крупнейшего вуза за Уралом — Сибирского федерального университета. Создали многофункциональные личные кабинеты для сотрудников вуза и абитуриентов, настроили двустороннюю интеграцию с суперсервисом ЕПГУ «Поступление в вуз онлайн». Также решили добавить возможность подписывать любые документы, не выходя из дома: это удобно для иногородних абитуриентов — можно не приезжать в Красноярск до начала учебы. Для этого мы решили использовать простую электронную подпись: это не требует никаких дополнительных действий со стороны поступающего, достаточно ввести код из смс-сообщения.

Благодаря этой простой операции поступление в СФУ стало доступнее для абитуриентов из отдаленных районов. Теперь можно не тратить время и деньги на дорогу в Красноярск, поиск жилья на время приема документов. Сотрудники приемной комиссии тоже выигрывают: им не нужно принимать каждого абитуриента офлайн, а значит, время работы сокращается. Это важно в и без того напряженный и насыщенный период приемной кампании.

Наш сервис помогает оптимизировать рабочие процессы приемной комиссии уже два года. За это время число заявлений, поданных в СФУ, успело вырасти, и значительную роль в этом сыграло внедрение электронной подписи. Подробнее прочитать о том, как мы создали систему АИС «Абитуриент» можно на нашем сайте.

Подведем итог

Простая электронная подпись полезна государственным и частным предприятиям. С ее помощью можно оптимизировать работу с документами, увеличить количество клиентов. Если вы собираетесь разработать для своего бизнеса веб-сервис или мобильное приложение, то стоит подумать о внедрении подписи. Например, она актуальна для электронных кошельков, корпоративных CRM или ERP, маркетплейсов.

При создании ПО для бизнеса стоит использовать простую электронную подпись, если вы:

  • хотите ускорить и удешевить внутренний документооборот;
  • работаете с людьми из разных городов, например, с фрилансерами, и вам приходится отправлять документы почтой;
  • оказываете страховые, юридические услуги, и клиентам нужно подписывать бумаги дистанционно;
  • разрабатываете fintech-сервис — например, банковское приложение или криптовалютный кошелек;
  • хотите дополнительно обезопасить информацию, с которой работает сервис, разграничить права доступа сотрудников к ней.

Другие наши статьи, которые могут быть интересны вам:

77
3 комментария

Очень удобная вещь и для бизнеса обязательно надо сделать

1
Ответить

Бесспорно электронная подпись упрощает документооборот, но пока что процесс ее получения ну слишком бюрократичный и утомляющий. Надеюсь, в будущем станет попроще

Ответить

Так в статье речь идет о простой подписи, ее вполне легко интегрировать в свой проект, а уж физ лицам получить еще проще - это же по сути просто смс на телефон. Вы же говорите про другой тип электронной подписи, который, конечно, очень бюрократичный :)

Ответить