Как организовать "погромистов" если вы ну совсем-не-разработчик

Коротко о минимальном наборе инструментов (и ролей в команде), которые позволят вам как минимум довести проект до логического завершения.

Всем привет! Меня зовут Павел, я основатель агентства по разработке ПО SAKHAROV GROUP. Сегодня краткое руководство по ведению проекта для тех, кто не хочет быть нашим клиентом)

Павел Ненароков, "сахаровские чтения"

Статья нацелена на людей со слабым пониманием сферы разработки, либо с полным его отсутствием. О чем поговорим:

  • Своя команда или полный фриланс
  • Минимальный набор компетенций/хороший набор компетенций
  • Контроль выполнения задач, Best Practices
  • Как оценить стоимость проекта на коленке, разработчик за 300р/час — это нормально?

Найм фрилансеров

Первое интуитивное решение — нанять 2-3 фрилансеров на разные куски проекта, потому что вы видели эти вкусные рейты?

700р/час (!) за бэк

500р/час (!) за фронт

Давайте быстро прикинем рыночный уровень человека с рейтом в 500 рублей за час: 160 * 500 = 80000 рублей в месяц. Уровень оплаты примерно равен Junior -/Junior. Не в обиду человеку с примера, но вы стоите гораздо больше.
Давайте быстро прикинем рыночный уровень человека с рейтом в 500 рублей за час: 160 * 500 = 80000 рублей в месяц. Уровень оплаты примерно равен Junior -/Junior. Не в обиду человеку с примера, но вы стоите гораздо больше.

Несмотря на сладкие бюджеты, нужно понимать, что человек на фрилансе не будет вести исключительно ваш проект, у него есть еще клиенты, личное время и не всегда стиль общения подразумевает информирование вас о ходе проекта, скорее ответы на ваш запрос о его состоянии. Разница между фрилансом и наймом на ваш проект — в уровне контроля процессов и предсказуемости сроков. Человек в (условном) штате — это человек под рукой. Если ваши необходимые сроки известны и весьма жесткие — фриланс не лучший выбор.

Для понимания уровня зарплат на 2024 год посмотрим зарплаты спецов в разрезе вилок и уровня для Фронтэнд-разработчиков:

  • Junior: 50.000 — 120.000р. В состоянии выполнить часто встречающиеся задачи, задачи должны быть известны, слабо понимает, как это связано с вашим бизнесом.
  • Middle: 140.000 — 230.000р. В состоянии выполнить уникальные для вашего проекта задачи, может спроектировать самостоятельно небольшой кусок, но не весь проект целиком. Понимает, что задачи каким-то образом связаны с вашим бизнесом)
  • Senior: 250.000 — 400.000р. В состоянии спроектировать целиком проект среднего уровня сложности, может выполнить некоторые технические задачи, которые нельзя прогуглить. Местами понимает, что какой-то конкретный кусок функциональности можно переделать по-другому, чтобы лучше соответствовать задачам вашего бизнеса.
  • Lead: 350.000 — бескрайний космос. Частично замещает компетенции архитектора, умеет общаться с людьми на человеческом языке, понимает, что в первую очередь работает на ваш бизнес. В целом мог бы написать ваш проект сам, но его ценность гораздо сильнее раскрывается в переводе с языка людей на язык программистов.

Расценки на Бэкэнд-разработчиков на 10-20% выше. Хорошим вариантом команды будет по одному Senior на фронт и бэк, еще более хорошим — один проактивный Lead и по миддлу на фронт и бэк, второй вариант потребует меньше контроля с вашей стороны. Сэкономить, набрав вместо одного Senior трех джунов не выйдет, только если вы сами не Senior)

Если вам позволяет бюджет — то +1 системный аналитик (будет готовить требования для разработчиков к выполнению задач) и +1 тестировщик, расценки примерно на 30% ниже разработчиков, но сильно варьируются.

Кого еще

Разово могут понадобится услуги очень опытного системного аналитика и архитектора. Эти ребята смогут формализовать ваш запрос, подготовить требования к спецам и как следует проработать ваш проект, чтобы если придется менять команду в нем можно было разобраться без пол-литра.

Кстати о смене команды: бывает неудачный найм, бывает люди уходят, просите разработчиков вести документацию, хотя бы минимальную. Вы даже не представляете, как это спасет, когда придет новый человек или придется менять специалиста. А еще это сильно упростит жизнь если вы делали MVP, подтвердили гипотезу и теперь хотите отдать проект на аутсорс крупному подрядчику.

Как убедится, что работа происходит

Для этого есть таск-трекеры: если попроще и бесплатно то YouGile (до 10 человек), если есть денежки и хочется много чего разного — берите Kaiten. Во втором случае лучше привлечь консультанта, чтобы красиво вам настроил все функции (а их там вагон и маленькая тележка). На досках будет видно движение задач, что у команды в планах, зависла ли какая-то задача на месяц и надо ли с этим что-то делать.

Внешний вид Kaiten.
Внешний вид Kaiten.

Будьте готовы к неправильным оценкам времени на задачу. Их будет много.

Оценка задачи на этапе планирования почти никогда не совпадает с реальностью, и почти всегда в худшую сторону. Для понимания реальных сроков разработчик должен оценить задачу, затем прибавьте к ней 30% на непредвиденные технические трудности, 20% на покрытие тестами (обязательно требуйте покрывать код тестами, если проект длится дольше 3-4 месяцев!) и накиньте сверху еще 50% — получите оценку, близкую к правде. Если вы не хотите слишком много времени уделять проекту, то вот минимальный набор мероприятий:

  • Ежедневная встреча команды, 15-30 минут, без вашего участия
  • Еженедельное ретро, обсуждение проблем на проекте, 1-2 часа, по возможности с вашим участием
  • Каждые две недели — демонстрация результатов, обязательно с вашим участием. Здесь разработчики должны показывать вам не скрины и макеты, а нечто, хотя бы частично работающее.

Оценка стоимости проекта

Здесь все не очень сложно: почти весь бюджет у вас уйдет на сотрудников. К первоначальной оценке проекта требования такие же как и к оценке задач, так что если вам кажется что проект займет месяца 3 — то займет он месяцев 6.

Стоимость за месяц для команды только из двух разработчиков Senior уровня будет в районе 450.000 — 800.000, и это если вы уговорите их открыть ИП. Будут трудности с пониманием бизнесовой составляющей проекта, часто потребуются сторонние консультанты чтобы связать ваши и их цели вместе. разработка простого маркетплейса будет стоить вам порядка 2.000.000 — 3.000.000 и займет около трех месяцев, если вы не используете различные конструкторы вроде Битрикс и WordPress. Также учитывайте, что разработчики не умеют в дизайн, так что этот пункт придется закрывать отдельно.

Хороший Lead возьмет в районе 400.000 за месяц, плюсом два миддла по 200.000, сумма примерно та же, но сильно меньше головной боли в вопросах коммуникации и планирования задач. Добавив сверху аналитика и тестировщика получим около 1.200.000 — 1.500.000 миллионов в месяц, но сможем сократить сроки разработки, в лучшем случае до двух месяцев. Вот такие невкусные рейты!

Как агентства снижают затраты на разработку

За счет планирования, организации и размазывания компетенций.

Все эти чудовищные суммы становятся еще чудовищнее если вам нужны:

  • Product Owner
  • Архитектор
  • Аналитик продукта
  • Автотестировщик
  • Фея-крестная (шутка)

Каждая из этих компетенций сокращает сроки, добавляет в проект предсказуемости и стабильности и стоит дорого. Но архитектор вполне может позволить себе вести несколько проектов, автотестировщик работает параллельно с командой, автоматизируя перепроверку кода перед каждым релизом (либо вообще пишет систему тестирования со стандартными кейсами на все агентство, если проекты выполняются в достаточно узкой нише). Разработчики не простаивают, в момент паузы или согласования требований их бросают на другие задачи. А еще агентства и компании практикуют выращивание компетенций: агентство обладает большим количеством спецов в нужном вопросе, может позволить себе нанять человека уровнем пониже, за два-три месяца своими силами дотянуть его до необходимого, и за счет лага в полгода перед повышением сэкономить на оплате труда.

Такими способами агентства (такие как мы) снижают стоимость проекта на 30-40%, потом накручивают свои 15-25% за организацию, и позволяют вам сэкономить на бюджетах и психотерапевте, а себе скатать директора на отдых в Ялту.

Вот такой краткий экскурс в организацию IT-проектов. Ну а если заниматься всем этим самому нет времени, то как уж тут без рекламы) Обращайтесь сюда за консультациями и аудитом ваших проектов, или же подписывайтесь на мой канал, там про продукты, проекты и немного проповедей.

66
2 комментария

"(обязательно требуйте покрывать код тестами, если проект длится дольше 3-4 месяцев!)"

Аж черненьким написано было. На 20% проект подорожал на пустом месте. Хороший код это не 100% покрытие тестами, а написанный тест там где цена ошибки будет больше чем цена написания теста

Ответить

Про 100% покрытия никто не говорит, да и невозможно это) Подорожание на 20% в разрезе месяца с лихвой компенсируется минус месяцем отлова багов и рефакторинга, если новый человек полезет лапками в старый код.

Ответить