Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

Ситуация: Разработчики не понимают, куда им расти внутри компании и уходят. А агентство тратит время и деньги на постоянный поиск новых сотрудников. Один из способов исправить такую ситуацию — ввести систему грейдов. Именно этим мы занимались последний месяц и готовы поделиться опытом с вами — с чего начать, где искать информацию и как сделать классную понятную систему грейдов, чтобы разработчики остались с вами надолго.

Привет, это Лиза из Лиги А! Мы разрабатываем проекты для дизайн-студий, агентств и продуктовых команд. Работаем с разными форматами — от простых страничек до сложных сервисов.

Мы давно хотели сделать свою систему грейдов, но как-то не доходили руки. Сейчас мы наконец-то смогли заняться этой задачей. Поэтому в статье расскажу, как пройти путь от идеи завести свою систему грейдов до её реализации. С кучей полезных ссылок, картинок и даже шаблоном готовой таблицы грейдов в конце статьи.

Присаживайтесь. Сейчас расскажем, как мы разработали систему грейдов за месяц 🪑🪑🪑

Зачем разработчикам и компании нужна система грейдов

В идеальной картине мира хотя бы примерная система грейдов есть у всех. Она важна не только для команды, но и для самого агентства. Давайте разбираться.

👉 Зачем система разработчикам

Вырасти внутри компании

Одной из сильных мотиваций для сотрудника может быть стабильность и рост. Но как он может расти, если не знает, кто он сейчас — Джун, Мидл или Синьор по меркам компании? Никак. Скорее всего, через время он уйдёт в то место, где сможет развиваться и поймать дзен.

Получать больше денег

Да, грейд влияет на зп разработчика. Опытные ребята обычно получают больше своих менее опытных коллег, потому что решают задачи компании и клиента быстрее.

Перспективно расти

Здесь речь про ИПР сотрудника — индивидуальный план развития. Какие навыки стоит развивать, куда расти и что делать дальше?

Например, разработчик из стажёра хочет дорасти до Джуна на Реакте. Хорошая система грейдов помогает определить, какие задачи он должен делать/сколько фич разработать/что почитать и посмотреть, чтобы перейти на эту позицию. В общем, такой понятный и простой план по захвату Реакта.

👉 Зачем система компании

Снизить текучесть кадров

В целом, это главная мотивация для компании. Люди остаются на том месте, где у них есть перспектива вырасти и перейти на новую должность, а ещё повысить зп и вообще стать супер главным Синьором вашей компании. Правда, если разработчику наскучили именно задачи и проекты компании, то придётся смириться, что его уже ничего не удержит.

Контролировать бюджеты на фонд оплаты труда

Речь про контроль на ФОТ — фонд оплаты труда. То есть, возможность прогнозировать его изменения в связке с системой грейдов. Это наш следующий шаг — связать систему грейдов с зарплатными планками.

Зачем система грейдов понадобилась нам в Лиге

Помочь вчерашним стажёрам стать разработчиками

Стоит сказать о том, что у нас есть целое направление стажировки. С чем оно помогает выпускникам HTML Academy: — проверить полученные знания на практике, прокачать хард и софт-скиллы в командных заданиях,— отобрать самых талантливых разработчиков в команду Лиги для работы на клиентских проектах.

Кстати, про стажировку у нас есть целый пост в телеграме, заходите.

Во время учёбы на курсах понятно, куда двигаться и что надо делать. После — уже совсем другой новый дивный мир. Когда разработчик попадает в реальную команду и начинает решать рыночные задачи, то быстро растёт. Но этот рост, скажем так, первобытный и не системный. Разработчик может быстро прокачаться в задачах, которые ему попадались, но другой важный навык просто забудется.

Система грейдов направлена на то, чтобы дать понятный курс развития и обратить внимание на важные для компании навыки

Совсем скоро мы выпустим небольшое интервью с нашим стажёром в телеграм канале. А пока, читайте посты про стажировку.

Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

Составить индивидуальный план для каждого разработчика

Недавно мы проводили опрос среди команды, чтобы узнать про их мотивацию — ради чего они встают каждый день последние 2 месяца. Большинство ребят отметили, что их мотивирует рост и развитие внутри агентства. Что и требовалось доказать. Правда, тут я поняла, что надо поработать над целью и миссией компании, но об этом в следующей серии :)

Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

Система грейдов нацелена на внутреннее состояние наших разработчиков — кто они сейчас и куда должны двигаться, чтобы вырасти.

А нам — система поможет составить индивидуальный план развития для каждого человека.

Уменьшить текучку кадров в агентстве

Тут всё работает просто:

  • Судя по опросу, у разработчика есть мотивация работать, если он видит свой рост и получает за работу хорошие деньги
  • Мы даём ему план развития и хорошие деньги (плюс интересные проекты, крутую команду и ценности)
  • Человек остаётся с нами и развивается дальше 🎉

Таким образом, мы удержим ребят в агентстве и вырастим их на пользу своей компании.

Правильнее вложиться и развивать сотрудника сейчас, чем постоянно тратить время и деньги на поиск нового в будущем

Представим, что вы разобрались с целью создания системы грейдов. С чего начать подготовку?

Найти людей, которые займутся системой и назначить ответственного

Как бы банально это не звучало :)

Важно найти людей ещё до постановки задачи, чтобы её не потеряли среди других и не забросили. У нас, например, системой грейдов занимались сразу 3 человека: Эйчар Саша, руководитель отдела разработки Женя и реакт-разработчик Андрей. Остальных разработчиков мы тоже подключали к задаче, но не на постоянной основе.

Ответственным за эту задачу выступала Эйчар Саша и рулила всем процессом.

Подготовить команду

Здесь есть два важных поинта.

Важно предупредить разработчиков о том, что потребуется их время и участие в создании этой системы — их мнение важно и нужно учесть, чтобы система получилась полноценной.

Плюс донести ценность задачи. Ведь система создаётся для разработчиков, которые и будут главными пользователями продукта.

Подготовить вопросы

Правильные вопросы нужны для того, чтобы понять мотивацию сотрудников и их настоящий грейд. Этот шаг мы доверили Саше, которая составляла вопросы в гуглформе и просила ребят пройти их за несколько дней до начала работы над системой.

С подготовкой закончили, теперь давайте посмотрим на наш путь.

Собрали всю-всю информацию

На этом этапе нужно максимально раскрыть разработчиков и узнать:

— что их мотивирует работать,

— понять, какой грейд у них сейчас,

— хотят ли они вообще расти и куда.

Здесь всю информацию собирала Эйчар Саша и задавала те самые вопросы, которые мы готовили заранее. На самом деле, формат вопросов может быть любой, но если вы хотите, чтобы всё получилось чётко, записывайте план действий.

Приглашаем команду разработки на общий созвон

На созвоне спрашиваем у ребят — «Как ты думаешь, какой у тебя сейчас грейд? Почему ты так думаешь?». Даём разработчикам высказаться и записываем ответы, они нам пригодятся.

Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

Проводим небольшой опрос

Он нужен нам для того, чтобы узнать мотивацию сотрудников и их отношение к грейдам. Лучше всего делать это в гуглформе, чтобы было проще собрать ответы и занести их в нашу будущую таблицу с грейдами.

Изучаем рынок

Отдельно от всего Саша ходила по разным ссылкам и собирала информацию о грейдах разработчиков на рынке — какие софт и хард-скиллы у них должны быть, где заканчивается Джун и начинается Мидл, кто сколько зарабатывает и так далее. Хорошая статья на эту тему есть у HTML Academy, но мы смотрели разные сайты.

Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

Кстати, Саша поделилась ссылками, которые смотрела. Сохраняйте :)

Изучаем себя

Рынок посмотрели, теперь время посмотреть на потребности компании и наших клиентов. Скажем так, каких-то компетенций в Лиге совсем нет или они необязательны для разработчиков.

Какая-то компания проигнорирует навыки, а мы наоборот, заберём к себе

Например, на каком-то сайте писали, что у Мидла должно быть минимум 4 инструмента планирования… У нас же только один, максимум два.

Или такое — на позиции Синьора специалист должен вовсю публично выступать, но у нас такого нет :) Хотя мы с командой планируем вводить эту практику.

В первую очередь, мы смотрели на задачи, с которыми сталкиваемся на проектах и наш базовый стек технологий

Но, прибавили какие-то общие необходимые технические компетенции и добавили наше видение — смотрели, что ещё понадобится в перспективе. А потом раскидали всё это на 5 уровней с плавным переходом от простого к сложному.

Джун 👉 Джун+ 👉 Мидл 👉 Мидл+ 👉 Синьор

Собрали черновую таблицу с грейдами

Мы работаем в Ноушене, поэтому и оформляли всё там. Вот, как страница выглядела в черновом формате, когда Саша собрала некоторые скиллы всех грейдов под нас.

Собираем свою систему грейдов разработчиков: от идеи до реализации и внедрения

К каждому грейду мы собрали свои навыки (хард и софт-скиллы) и прописали компетенции — что разработчик должен понимать и уметь на этом уровне.

На грейдах Мидл+ и Синьор мы сделали уклон в архитектурную составляющую и более глубокое понимание технологий, которые мы применяем. Синьор у нас немного уходит в T-shaped со знаниями бэкенда, мобильной разработки, техлидскими и тимлидскими навыками.

T-shaped — специалисты, которые считаются экспертами в своей узкой нише, но разбираются и в других. Например, разработчик, который пишет не только код, но и обучающие статьи о программировании.

В целом, мы старались не перегружать таблицу лишним. Что-то за пределами грейдов ребята могут и сами выучить, будет только плюсом

Зачем мы добавили грейды Джун+ и Мидл+

На самом деле, нам показалось хорошей идеей размазать ключевые навыки на промежуточные грейды. Получается более плавный переход от грейда к грейду с постепенным накоплением знаний — это более естественно что ли)

Например, с Джуна мы не просим Реакт вовсе. А Джун+ должен как минимум уметь верстать компоненты на Реакте и понимать основы.

Мидл же уже более самостоятельный, с уверенным знанием Реакта. А Мидл+ ещё более глубоко знает Реакт, досконально разбирается в каком-либо фреймворке (у нас это Next.js) и значительно обрастает софт-скиллами.

На что мы опирались в таблице

  • Софт-скиллы, которые Саша собрала с разных источников и своего опыта
  • Хард-скиллы, которые выделил реакт-разработчик Андрей, исходя из наших задач и проектов
  • Ответы наших разработчиков (какие базы данных и стек сейчас используют)

Внедрили систему в команду

Сейчас мы находимся на этапе, когда таблица с грейдами готова и ей можно пользоваться. Что мы сделали:

  • Снова собрали всех разработчиков в одном месте
  • Показали таблицу и прошлись по всем грейдам. У нас этим занималась Эйчар Саша
  • Поставили каждому разработчику созвон 1:1 с Эйчаром, чтобы ещё раз пройтись по грейдам

Дополнительно к этим шагам мы будем составлять для каждого разработчика ИПР, чтобы он знал, куда ему дальше двигаться и что нужно делать.

Сколько времени мы потратили

Самый интересный момент статьи — потраченные ресурсы! Если считать от идеи до MVP, мы потратили 4 недели. Пока что наша таблица выглядит так:

Но будем её дорабатывать :) Осталось привести всё в приятный внешний вид, убрать лишнее и протестировать на разработчиках.

Планы

За месяц мы собрали свою систему, которую ещё будем тестировать и дорабатывать. Планируем также сделать систему для тестировщиков, проджект-менеджеров, редактора и руководителей. Чтобы все росли и развивались 💅

Важная мысль: нет базовой системы грейдов

К сожалению или счастью, это так. Система грейдов напрямую зависит от вашей компании, процессов, клиентов и разработчиков. Не получится скопировать чужую таблицу и внедрить за 1 день к себе, а жаль.

А можем быть и такое, что ваша компания/агентство очень похожи на наше, поэтому шаблон таблицы будет для вас в самый раз.

Ну как, задумались о своей системе грейдов?
Конечно, начну в ближайшее время 🫶🏻
Пока не знаю 🤔
Всё ещё не верю в её полезность 😵‍💫

Чтобы эта статья была ещё полезнее, пишите в комментариях — знаете ли вы свой грейд и какой он?

А пока вспоминаете грейд, подпишитесь на наш телеграм канал. Пишем о том, как работаем с клиентами, проектами и дизайнерами. А ещё проводим важные опросы, чтобы отвлечься.

1212
Начать дискуссию