Разработка собственного продукта в IT-агентстве – зачем, как, для кого

Сегодня TMS DoQA, разработанную IT Test, используют более двухсот тестировщиков и QA-инженеров, а еще несколько лет назад у системы не было ни одного пользователя. На собственном опыте рассказываем, как IT-агентству создать свой продукт и о каких ошибках и просчетах стоит знать заранее.

Разработка собственного продукта в IT-агентстве – зачем, как, для кого

Зачем агентству создавать свой продукт и в чем преимущества такой работы

Проектная и продуктовая работа — разные подходы к организации работы в IT, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Например, проектную работу отличает гибкость, разнообразие и зависимость от клиентов, а работу над продуктом — стабильность, долгосрочное планирование и длительные циклы разработки.

Мы в IT Test c момента создания компании позиционировали себя как QA-агентство — с 2016 года мы занимаемся аутстаф-тестированием на проектах разного масштаба. В процессе работы часто сталкивались с отсутствием тестовой документации на стороне клиента, либо с ее ведением в не очень подходящих для этого инструментах.

В 2018-м мы решили создать собственную систему управления тестированием и бесплатно предоставлять ее клиентам в качестве дополнительной ценности. Позже мы успешно монетизировали наш продукт.

Подробнее о создании DoQa читайте по ссылке.

На наш взгляд, разработка собственного продукта для IT-агентства связана с рядом преимуществ и стратегических целей.

  • Повышение эффективности и экспертизы агентства. Создание собственного продукта может предоставить инструменты, чтобы улучшить производительность и эффективность работы. А работа над ним может стимулировать исследование новых технологий и рынков, что может усилить экспертность агентства и привести к новым возможностям для роста.

  • Диверсификация доходов. Создание собственного продукта может стать дополнительным источником дохода и помочь сгладить колебания спроса на услуги разработки.

  • Контроль над продуктом. При разработке собственного продукта IT-агентство имеет полный контроль над его функциональностью, качеством и развитием. Это позволяет лучше адаптировать продукт под потребности рынка и клиентов.

  • Управление рисками. Уменьшение зависимости от аутсорс- и аутстаф-проектов может снизить риски, связанные с изменениями в экономической ситуации, поведением клиентов или конкуренцией на рынке.

На чем основывается процесс создания продукта и как работать с первыми клиентами

Начать работу над своим продуктом нужно с анализа текущих трендов и потребностей рынка. Идея может прийти как раз в процессе исследования, а также в ходе общения с клиентами, коллегами и партнерами, или на основе уже имеющегося опыта и экспертизы. Вот еще несколько факторов, которые следует учитывать.

Экспертиза. Сильная экспертиза в той области, для которой разрабатывается продукт, — важный фактор успеха. 90% стартапов проваливаются в первую очередь из-за того, что создают то, что не нужно рынку.

Преимуществом IT Test оказалась собственная команда из более чем 70 тестировщиков, которые ежедневно сталкивались с проблемами разных TMS и систем управления проектами, и знали, как можно их улучшить.

«В какой-то момент мы поняли, что этот продукт точно будет использоваться как минимум нами. Кроме того, часть наших клиентов по разным параметрам не устраивали существующие TMS. И мы приняли решение объединить все плюсы, пофиксить минусы и выпустить универсальный продукт. Это стало одной из наших сильнейших сторон, DoQA — продукт от тестеров тестерам».

Денис Чекрыгин, Исполнительный директор IT Test

Команда. Приступать к работе над собственным продуктом стоит, если у компании есть ресурсы не только на его разработку, но и на поддержку, доработку и менеджмент.

«Не бывает такого, что ты один раз сделал что-то, и оно у тебя на всю жизнь. Есть компании, которые производят аналогичный продукт и быстрее выпускают новые фичи, так как у них это основной источник дохода, поэтому они более конкурентоспособны, чем ты. В результате часто может быть дешевле оплатить подписку на сторонний сервис, чем содержать команду для поддержания собственного продукта».

Денис Чекрыгин, Исполнительный директор IT Test

Кастдевы. Важно постоянно общаться с потенциальными и действующими клиентами, проводить кастдевы, делать кабинетные исследования, выходить в поля. Вот список некоторых вопросов, на которые можно опираться:

  • Как аудитория решала проблему до появления вашего продукта?
  • С какими проблемами сталкивалась?

  • Какую выгоду получает от продукта?

  • Кто, кроме ключевых пользователей, сможет использовать ваш продукт?

  • Какие боли и потребности аудитории может закрыть продукт?

  • По каким параметрам аудитория его выбирает?

  • В каких каналах аудитория потребляют информацию, что читает и смотрит?

  • Какие факторы влияют на принятие решения о покупке?

  • Как происходит процесс согласования покупки?

  • Какой информации не хватает для приобретения?

Ответы на эти вопросы помогут сформировать и сегментировать портреты пользователей, для каждого из которых можно будет сформировать отдельные ценностные предложения.

Первые клиенты. Первыми пользователями нового продукта агентства могут стать клиенты и партнеры. При выходе на широкую аудиторию важно обратить внимание на следующие шаги:

  • Определить, на какой ступени лестницы Ханта находятся разные сегменты целевой аудитории и выстраивать маркетинговые коммуникации в соответствии с этим — они должны быть разными для каждой ступени, со своими инструментами, площадками, рекламой и контентом.
  • Дать аудитории возможность бесплатно попробовать продукт, например, с помощью триала. Согласно исследованиям, человеку нужно до семи раз соприкоснуться с продуктом, чтобы принять решение о покупке.
  • Сразу начать собирать базы контактов, настроить CRM, триггерные рассылки, автоматизировать онбординг. База контактов — один из главных и самых ценных ресурсов.
  • Быть постоянно на связи, формировать кейсы, собирать отзывы, начиная с самых первых клиентов.

Какие сложности и ошибки стоит учитывать заранее и что показывает опыт DoQA

Сложности и ошибки при разработке собственного продукта могут возникнуть на любом из этапов. Среди проблем: недостаточное понимание рынка и пользователей, плохая коммуникация внутри команды, недооценка трудоемкости проекта и перерасход бюджета, технические проблемы, сложности в маркетинге и неудачное управление продуктом.

Вот основные ошибки, которые агенства совершают при разработке продукта.

Создание продукта исключительно под себя. Часто компании рассказывают о своих болях, начинают работу над продуктом. Как правило, в таком случае всё умирает на стадии MVP, так как приходит понимание, что нужны огромные вложения и продукт сам по себе не выживет.

Неправильное распределение ресурсов. Для создания и развития собственного продукта важно иметь отдельную команду. Часто агентства берутся за разработку собственного продукта, потому что у них освобождаются под это ресурсы, но потом сталкиваются с необходимостью их перераспределения, что негативно сказывается на развитии продукта.

Отсутствие опыта управления собственным продуктом. С самого начала работы над продуктом желательно иметь менеджера проекта, который сможет выстраивать долгосрочное планирование, а не просто удерживать проект на плаву.

Недальновидные решения. У нас в DoQA, например, была такая ситуация. В августе 2022 года мы реализовывали плеер прогонов, и у нас был выбор: либо делаем единый плеер для тестов из чек-листов и тест-кейсов, либо разделяем эти плееры. Разница в разработке была примерно полторы-две недели. Мы приняли решение пойти по пути наименьшего сопротивления и сделать разные плееры – по сей день DoQA существует в таком виде. Однако пользователи говорят, что им нужен единый плеер, где они смогут объединять два вида тестов. Правда теперь, чтобы объединить плееры, мы потратим уже не полторы-две недели, а полтора-два месяца, ведь требуется учитывать, что у пользователей уже есть данные, которые сохранены в определенном формате. Сейчас задача в процессе.

Несвоевременная разработка внутренних фичей для управления продуктом. Речь идет о внутренних админках, инструментах для сбора статистики, регистрации новых пользователей, монетизации. Важно учитывать, что на эти работы тоже требуется время и ресурсы.

«Когда встает вопрос, что делать: фичи для клиентов или фичи для внутреннего развития продукта, часто вектор смещается в сторону фичи для клиента. Но недоделанная внутренняя разработка тоже накладывает свои сложности в управлении продуктом: нет возможности вовремя получить нужные данные, возникают проблемы в масштабировании, например, при выдаче новых лицензий и наращивании продаж, и сложнее собирать аналитику. Поэтому, помимо клиентских фичей, важно выполнять пул подобных работ».

Евгения Федорова, QA-инженер IT Test / DoQA

Несмотря на сложности, сегодня DoQA — это самостоятельный продукт компании IT Test, который используют более двухсот тестировщиков и QA-инженеров. При этом мы считаем, что не стоит забывать про ошибку выжившего, ведь начинать что-то новое всегда рискованно.

«Мы компания с огромной экспертизой в тестировании. Наши сотрудники испробовали все возможные TMS, поэтому в самом начале пути мы знали все плюсы и минусы западных и отечественных конкурентов. А еще мы понимали что нужно сделать, чтобы продукт нравился людям. Такой подход себя оправдал: мы видим отзывы клиентов, которые это подтверждают».

Денис Чекрыгин, Исполнительный директор IT Test

Подробнее о том, как понять, что пора внедрять TMS в работу отдела тестирования, читайте по ссылке. А здесь мы рассказывали, как внедрить систему с нуля. Напоминаем, что у DoQA есть бесплатный пробный период на месяц без ограничений по функционалу и количеству тестировщиков.

Еще больше экспертных материалов о читайте в Telegram-канале IT Test.

9
2 комментария

экспертизы и постоянное общение с клиентами при разработке собственного продукта реально важно, и нужно учитывать эти моменты.

2
Ответить

Хороший кейс, интересный опыт! Спасибо!

1
Ответить