За кулисами стартапов: почему копировать Wildberries дороже, чем вы думаете

Сделайте мне Wildberries за 300 тысяч в течение пары месяцев и другие занимательные идеи клиентов.

За кулисами стартапов: почему копировать Wildberries дороже, чем вы думаете

Ко мне стабильно приходят клиенты с впечатляющими запросами. Хочу свой Wildberries. Или сделайте мне новый Профи.ру. Давайте разработаем HeadHunter! Сервис такси! Яндекс.Заправки! 1С!

Бюджет - тысяч 500, максимум миллион.

Как работать с такими клиентами?

Сначала надо попытаться понять, какая у клиента цель. Потому что условный Wildberries - это просто форма. Цель - это денег заработать разными способами. Инвестировать или самому организовать и запустить стартап, как вариант. Или составить конкуренцию. У них выстрелило, мы тоже хотим! Почему бы и нет?

Пример - Авито и Юла. В Юлу влили приличный бюджет, плюс проектом занимались люди, которые понимали, из каких компонентов состоит бизнес. В итоге Юлу купил ВК. Результаты смотрите сами.

По данным SimilarWeb за март-апрель 2024 года
По данным SimilarWeb за март-апрель 2024 года

Из целей плавно вытекает обсуждение бюджета проекта. По моему опыту, с грандиозными идеями приходят люди с сильно ограниченными финансами. Им кажется, что за миллион рублей они смогут сейчас заказать разработку Wildberries, Авито или HeadHunter. Между тем, это сумма, которая едва ли покроет месячную зарплату команды при самых скромных расчетах. Тут ключевое слово - команда.

Проблема в том, что большинство видят фронтальную сторону проекта. Есть приложение - там какие-то экранчики, кнопочки, карточки. А по факту, это огромная IT-система. На стороне бэкэнда (это та часть разработки, которая скрыта от обычного пользователя) невероятное количество служебных функций, которые не видны конечному пользователю, но требуются для сотрудников, партнеров и так далее. Это действительно огромный отлаженный механизм, предназначенный для того, чтобы система четко работала. За кнопкой, которую вы нажимаете, чтобы завтра забрать свой заказ на ПВЗ, стоит работа многих специалистов.

Еще один фактор, который редко учитывают клиенты, - это время разработки. Любой продукт такого масштаба долго делается, отлаживается, тестируется и пилотируется.

Та же Wildberries основана в 2004 году, судя по Википедии. Понятно, что приложение появилось не в первый год, тем не менее, команда разработки как минимум 10 лет делает продукт, чтобы довести его до той функциональности, которая есть сейчас. Предположим, что они тоже чего-то не знали, тестировали разные гипотезы и т.д. Скостим на это пару лет. Просто представьте, команда крутых спецов делает функционал на протяжении восьми-семи лет. Возможно ли повторить это за три месяца?

За кулисами стартапов: почему копировать Wildberries дороже, чем вы думаете

Все равно хотите свой Wildberries?

У меня никогда нет задачи отговорить клиента от его грандиозной идеи. Как минимум, это не выгодно. А как максимум, заказчик, наоборот, должен гореть и иметь видение конечного продукта.

Я часто сталкиваюсь с тем, что в процессе обсуждений клиент хочет все сразу и можно без хлеба. Такой масштаб бывает очень сложно оценить - велика вероятность не оправдать ожиданий.

Объясню, почему. Представьте, что клиент намечтал себе космический корабль, который может улететь на Марс, и как мог донес эту мысль до исполнителя. Имея на руках отдельные детали, очень легко недооценить весь проект целиком. Это рискованная история даже с хорошим бюджетом. Потому что в процессе обязательно всплывут факторы, которые повлияют на конечный результат. В итоге есть вероятность, что до Марса ничего не долетит и получится конфликт.

А можно пойти другим путем - перезаложить риски и сказать, что проект выльется в сто миллиардов долларов. Клиент в шоке, проект потерян.

Слишком большая картинка не выгодна ни одной стороне. Поэтому главное - уловить ключевой фактор, он есть всегда и у всех. Клиенту всегда надо что-то большое для чего-то конкретного. Это “большое” - и есть видение. И от него ни в коем случае нельзя отказываться. Но первоначально надо делать “конкретное” с прогнозируемыми бюджетом и сроками. Конечно же, с учетом видения. А дальше также поэтапно расширяться и масштабироваться.

А что в итоге?

Возвращаясь к теме “хочу свой Wildberries”, один из клиентов в итоге хотел всего лишь интернет-магазин. Ларчик просто открывался. В других случаях финансовые возможности оказались несоизмеримо малы.

Еще одна интересная история была с мальтийской компанией. Они занимались налоговыми консультациями. Изначально хотели сделать что-то типа мальтийского 1С. Такое суперприложение, где все будет рассчитываться, автоматизироваться и творить чудеса. Это как раз тот случай, когда идея реально грандиозная и масштабная. После серий интервью и анализа мы с командой пришли к решению - разработать так называемый калькулятор налогов. Со сроками, расчетами и другим функционалом. По-русски, аналог “Эльбы” с учетом особенностей мальтийского налогообложения.

Если понимать цель и тот самый ключевой фактор, можно предложить классное альтернативное решение, которое всех устроит.

PS: у меня есть личный телеграм-канал DigitalHead, где я делюсь своими мыслями, рабочими кейсами и просто интересной, на мой взгляд, информацией. В общем, там есть, что обсудить. Буду рад новым подписчикам.

77
6 комментариев

Так скромно, можно сразу свой Amazon просить)

Ага, а еще можно Гугл сделать ) почему нет

Смешно, когда приходит стартапер, начинает описывать сайт, чтобы узнать цену, и ты понимаешь, что он говорит об Авито. Но ты знаешь, что это такая игра, и нельзя показывать, что ты это понял. А потом, в какой-то момент, он делится с тобой своей "гениальной" идеей, потому что очень тебе доверяет.

Такое тоже было сто раз. Притом сначала они очень опасаются рассказывать идею, тк она крайне уникальна и абсолютно гениальна. Но потом «по секрету» рассказывают и видимо это как кровная печать)

Важно помнить о реальных ограничениях при реализации грандиозных идей

Все верно, вы абсолютно правы. Но ключевая проблема в том, что когда люди приходят с такими запросами, понимания об ограничениях просто нет и их приходится аккуратно доносить и разъяснять