Чем занимаются системные аналитики в Umbrella IT

Ашура Исаева, руководитель отдела системной аналитики Umbrella IT, рассказала, о тонкостях работы и задачах, которые ежедневно решают системные аналитики.

Чем занимаются системные аналитики в Umbrella IT

Системный аналитик в Umbrella IT: кто это и чем занимается

Системный аналитик — это хранитель знаний о проекте. Он собирает у заказчика требования к продукту, а затем описывает их для всей команды в технической документации.

Системный аналитик, с одной стороны, разбирается в потребностях клиентов и знает, как сделать так, чтобы продукт принес бизнесу пользу. С другой стороны, он технически подкован для того, чтобы детально описать IT-решение для команды разработки, не упустив ничего важного.

В небольших компаниях роль аналитика выполняют проектные менеджеры и разработчики, а документацией занимаются тестировщики. Все это отнимает у специалистов время, которое они могли бы использовать для выполнения основных обязанностей.

В крупных компаниях под работу с требованиями и документацией выделяют отдельную позицию или целый департамент. Клиентам в таком случае не приходится обсуждать требования с несколькими людьми, что исключает путаницу в согласованиях.

В отделе системной аналитики Umbrella IT сейчас работает 20 человек, включая руководителя. Со следующего года появится новая роль — тимлид, поскольку планируем расширение штата. В том числе за счет внедрения программы стажировки.

3-месячная стажировка поможет новичкам в профессии получить реальный опыт на наших внутренних проектах. А по окончании практики специалист сможет вырасти из стажера в младшего системного аналитика.

Чтобы избежать трудностей с оценкой навыков сотрудников при распределении их под потребности проектов, мы создали и внедрили систему грейдов и ассессмента.

Навыки, без которых никуда

Ключевой аспект работы системного аналитика — коммуникация с клиентом. Ведь информацию о бизнес- и нефункциональных требованиях получаем именно у него. Важно уметь ясно устно и письменно выражать мысли, грамотно вести деловую переписку и составлять протоколы встреч.

Кроме того, приветствуются навыки управления проектом: планирование этапов работ, создание шаблонов документов, декомпозиция и распределение задач для команды разработки.

Пул практических задач системного аналитика включает:

  • Документирование, структурирование, редактирование требований (Confluence, BookStack, GitLab Wiki);
  • Визуализацию требований (Miro, Figma): проектирование user flow, создание wireframes, составление CJM;
  • Проектирование хранения данных — подготовку ER-диаграмм, проектирование структуры БД;
  • Формирование требований к бэкенду (Postman, Swagger, Charles, Firebase): проектирование архитектуры, API, описание интеграций;
  • Описание пользовательских требований, в том числе к интерфейсу (User Sroty, Use Case, UI Description).
  • Создание BPMN-диаграмм и описание логики бизнес-процессов (UML, BPMN). Программы Camunda, draw.io используются, чтобы эти диаграммы нарисовать.

Разработчики используют брокеры сообщений (RabbitMQ, Kafka), чтобы разные сервисы общались между собой. И системному аналитику нужно понимать, как они работают, чтобы корректно описать требования: что должно быть в сообщениях, когда их отправлять, как обрабатывать ответы.

Этапы работы системного аналитика

Системный аналитик подключается к проекту еще на этапе пресейла, когда составляется коммерческое предложение. Специалист проводит предпроектное исследование и собирает у заказчика самый верхний слой требований. После этого декомпозирует задачи, а затем передает их на оценку техническим специалистам.

В целом работу системного аналитика над проектом можно разделить на 7 этапов:

  • Выявление требований. До подключения команды разработки системный аналитик общается с клиентом и описывает границы проекта. Также он собирает и систематизирует детальные бизнес- и пользовательские требования. Затем он их упорядочивает, проверяет на достаточность и составляет документацию.
  • Проектирование. Самая трудоемкая часть. Включает составление wireframes, проектирование архитектурного решения, взаимодействий между частями системы, пользовательского пути и сценариев.
  • Дизайн. Системный аналитик консультирует дизайнера и валидирует результат на предмет соответствия требованиям.
  • Документирование требований и описание задач. Все артефакты собираются в одну документацию: описывается каждое поле, каждая кнопка интерфейса, каждый микросервис, каждая таблица в БД. После этого ставятся задачи разработчикам.
  • Разработка. Консультация и ответы на вопросы разработчиков.
  • Тестирование. Консультация и ответы на вопросы тестировщиков. Приемочное тестирование.
  • Релиз. Консультация и ответы на вопросы клиента по реализованной функциональности.

Системный аналитик первым подключается к каждому этапу проекта и непрерывно его сопровождает.

Преодолевая трудности

В процессе работы часто возникают проблемы, связанные с недостаточной коммуникацией. Например, системный аналитик что-то не уточнил у клиента или не так его понял. А в итоге члены команды неправильно трактовали полученную от клиента информацию, из-за чего результат не попал в ожидания. Более того, требования к продукту в процессе разработки и так могут резко меняться: это нормально для работы по Agile. Все это решается за счет частых синков с командой и клиентом.

Другая, актуальная сегодня для нашей страны проблема — уход вендоров и, как следствие, сложности с доступом к привычным инструментам. В случае форс-мажора мы быстро подбираем альтернативы с аналогичной функциональностью. Когда Atlassian заявили об остановке продаж и поддержки Jira, Confluence и Trello в РФ, мы оперативно перешли на BookStack.

За счет преодоления трудностей нам удается реализовать масштабные проекты со сложной архитектурой и огромным объемом аналитических работ. Среди них, например, мобильные приложения БКС Банка и METRO. Гордость за работу команды стимулирует двигаться вперед, расти и развиваться.

Ашура Исаева
руководитель отдела системной аналитики Umbrella IT
Начать дискуссию