Работа с гипотезами: ключ к успеху

Современная разработка — это итерационный процесс, который имеет свои этапы и циклы. Каждый сайт, сервис, или фича проходит через определённые шаги. Одним из таких шагов разработки является формулирование и проверка гипотез.

Большинство людей хотя бы раз в разговоре употребляли слово «гипотетически», имея в виду какую-то догадку или предположение. Так вот, в мире разработки ИТ-продуктов «гипотеза» — это предположение, основанное на данных, о том, что какое-то изменение в продукте приведёт к желаемым результатам (росту метрик).

Источником гипотез не должна быть только больная фантазия продакт-менеджера или кого-либо ещё. Чаще всего для получения данных для формулирования гипотез проводятся качественные и количественные исследования:

  • Методы статистического анализа;
  • JTBD-интервью;
  • Юзабилити-тестирование;
  • и многие другие.

Метод исследования нужно подбирать исходя из масштаба, ваших целей и задач. Например, мы недавно завершили проект в Париже, и по его итогам будем работать над улучшением нашего сервиса.

В рамках нашего продукта есть три ключевых сегмента пользователей:

  • Клиенты — пользуются только функционалом создания и мониторинга заказов и т.д.;
  • Поставщики — пользуются только функционалом создания смен, управления автопарком, прикрепления смен к переданным им заказам и т.д.;
  • Операционная/координационная команда — пользуется всем функционалом сервиса, от создания заказа до контроля исполнения обязательств перед клиентами.

В каждом сегменте есть подсегменты, в нашем случае это конкретные роли пользователей:

  • Клиентский менеджер,
  • Диспетчер,
  • Завгар,
  • Хостес,
  • Водитель,
  • и другие.

Чтобы не работать «вслепую» и собрать данные для формулирования и приоритизации гипотез, мы будем проводить исследование пользовательского опыта в каждом сегменте, по всем подсегментам.

Первым делом я определил цели исследования, так как формулировка «улучшить пользовательский опыт» слишком абстрактна:

  • Сократить время выполнения job’ов;
  • Выявить самые частотные job’ы;
  • Сократить пользовательский путь при выполнении самых частотных job’ов;
  • Найти неявные и скрытые job’ы, которые сервис не закрывает;
  • Найти ошибки в бизнес-логике сервиса;
  • Найти массовые UX/UI недочёты.

Методами исследования я выбрал упомянутые выше JTBD-интервью, юзабилити-тестирование и анализ продуктовых метрик. После завершения исследования будет большой блок работ по обработке собранных данных, формулированию и приоритизации гипотез, которые пойдут в работу.

Надеюсь, стало понятнее, что скрывается за работой с гипотезами.

Подписывайся на мой ТГ, блог на тему продакт-менеджмента и проектного управления - Dovzhenko vision

Начать дискуссию