Этапы разработки мобильного приложения: аналитика и техническое задание

Практическое руководство от команды студии мобильной разработки Winfox для тех, кто начинает делать свое приложение.

О чем рассказываем

Что именно входит в создание приложения? Вопрос, который нам чаще всего задают клиенты. Они хотят знать, сколько денег и времени от них потребуется, как строится работа, с чего начать и как в результате заработать, а не потерять.

Этот важный вопрос, на который нельзя ответить в двух словах, вдохновил нас на публикацию этого цикла статей. В них не будет туманных советов из серии «как сделать приложение: три простых шага». Зато будет опыт, накопленный нами за пять с лишним лет работы на рынке мобильной разработки, примеры из практики и руководство к действию.

В предыдущих материалах мы рассказывали:

Сейчас поговорим о том, как строится работа над созданием мобильного приложения: что включает в себя этап аналитики и что должно быть в техническом задании.

Этапы создания мобильного приложения

Мы в студии обычно строим работу так:

  • аналитика;
  • техническое задание;
  • проектирование и дизайн;
  • разработка;
  • тестирование и стабилизация;
  • публикация в сторах;
  • поддержка и развитие.

Каждый проект — особенный. Для одного можно объединить несколько этапов в один, чтобы реализовать задуманное быстрее и дешевле. Для другого целесообразно пройти все этапы. Мы поможем выбрать оптимальный путь.

Рустам Мухамедьянов, руководитель студии Winfox

Этап 1. Аналитика

Каждое приложение начинается с идеи. Вы рассказываете нам, какие задачи должен решать будущий сервис, и мы приступаем к сбору аналитики. Глубокий срез рынка, анализ уже существующих решений, изучение конкурентов и моделей поведения покупателей… На каждом этапе анализа мы помним о конечном пользователе и продумываем жизненный цикл клиента. Это помогает нам вместе понять, как люди будут использовать новое приложение — и сделать его максимально удобным, понятным и полезным. Такой сервис принесет пользу и вашему бизнесу.

Что в результате: референсы по функциональности и дизайну.

Аналитика — принципиально важный этап. Не надо от него отказываться и начинать работу над проектом с технического задания. В процессе анализа мы понимаем, кто есть на рынке, на кого ориентироваться, а как лучше не делать. Мы обычно собираем лучшие практики и предлагаем клиенту проверенные решения, которые 100% сработают.

Валерий Сорокин, менеджер проектов студии Winfox

Этап 2. Техническое задание

Мы составляем подробное описание функциональности и дизайна будущего приложения. Определяем персонажи пользователей, описываем пользовательские истории (User Story), составляем карту путешествия пользователей (Customer Journey Map) и формируем технические требования к сервису. То есть фиксируем, каким должно быть приложение, что оно должно уметь и как это будет работать.

Благодаря такому техническому заданию (ТЗ) наша команда дизайнеров и разработчиков четко понимает, какой сервис хочет получить заказчик, и поэтапно реализует первоначальную идею.

Что в результате:

  • перечень функций, которые должны быть в приложении;
  • требования к интерфейсу, ролям пользователя, безопасности, производительности и другие нефункциональные требования;
  • описание того, как будут реализованы все эти требования;
  • смета проекта.

Что такое пользовательские истории

Пользовательские истории (User Story) пошагово описывают, как пользователь ведет себя в приложении: проходит авторизацию, просматривает каталог, оформляет заказ, совершает покупку. Такая история описывает задачу пользователя, которую он решает с помощью и приложения, и его конечную выгоду. В результате мы получаем список требований, который позволяет определить функциональность будущего приложения и сделать его максимально удобным для пользователя.

Допустим, вы хотите сделать приложение, с помощью которого можно будет распечатывать фотографии как фотоальбом. Основными пользовательскими историями будут создание аккаунта, выбор фотографий из фотогалереи, выбор размера альбома, оплата за альбом с помощью карты, доступ к истории заказов. Мы всегда работаем над пользовательскими историями всей командой и обязательно вместе в заказчиком. Это помогает продумать все нюансы и взглянуть на всю систему целиком, а в будущем избежать сложностей на этапе проектирования и разработки.

Рустам Мухамедьянов, руководитель студии Winfox

Что такое карта путешествий пользователя

Карта путешествия пользователя (Customer Journey Map) позволяет наглядно представить, как разные персонажи будут пользоваться приложением в каждой из пользовательских историй. На такой карте виден весь путь пользователя — перемещение между экранами и клики на кнопки.

Составление карты помогает понять, как технически реализовать все функции приложения.

Мы делаем карту путешествия пользователя в Miro. Вся команда может работать над картой в реальном времени, а заказчик — смотреть результат в режиме презентации.

Александр Хрущев
, технический директор студии Winfox

Чек-лист: что должно быть в ТЗ

У каждой студии разработки свой подход к составлению этого документа. Мы считаем, что для успешной реализации проекта в нем должно быть отражено следующее.

1. Общие сведения:

  • цель создания сервиса;
  • совместимость с платформами: это будет приложение для iOS, Android или других платформ;
  • масштабируемость: умеет ли приложение быстро адаптироваться к внезапным изменениям и пиковым нагрузкам, например к росту числа пользователей или объема передачи данных;
  • отказоустойчивость: должно ли приложение продолжить свою работу, если откажет один или несколько его компонентов.

2. Функциональные требования к приложению:

  • роли пользователей: какие уровни доступа должны быть у разных пользователей, например у гостя и авторизованного пользователя;
  • форматы данных: как будет реализован обмен данными в приложении;
  • интеграция: должно ли приложение поддерживать совместную работу с другими сервисами, например с платежными системами и почтовыми серверами;
  • интерфейсы доступа: как приложение будет обмениваться данными с внешними сервисами;
  • дополнительные функции: должно ли приложение уметь что-то еще, например работать с файлами или библиотеками шифрования;
  • конфигурация и администрирование: с помощью каких элементов администратор будет управлять приложением;
  • состав системы: из чего состоит мобильное приложение, то есть экраны, пуш-уведомления, система аутентификации и т.д.

3. Нефункциональные требования к приложению:

  • безопасность: требования к безопасности приложения;
  • логирование: нужно ли системе формировать и сохранять отчеты об ошибках, которые возникли при работе приложения, и для каких типов событий это надо делать;
  • производительность: требования к работе приложения, например к скорости работы базы данных;
  • требования к аппаратному обеспечению сервера: перечень технических характеристик.

4. Реализация функциональности приложения:

  • экран загрузки;
  • регистрация и авторизация;
  • основной экран;
  • меню;
  • поиск;
  • уведомления.

Коротко

Не отказывайтесь от этапа аналитики. В процессе анализа мы понимаем, кто есть на рынке, на кого ориентироваться, а как лучше не делать.

Благодаря грамотно составленному ТЗ наша команда дизайнеров и разработчиков четко понимает, какой сервис хочет получить заказчик, и поэтапно реализует первоначальную идею. Чтобы правильно составить ТЗ, используйте наш чек-лист.

В следующем материале мы расскажем, что нужно знать заказчику про проектирование, дизайн и разработку.

Книга

Этот цикл статей основан на книге, которую мы недавно сделали для своих клиентов. В этой книге мы постарались ответить на основные вопросы, которые у них возникают:

  • как понять, что моему бизнесу нужно мобильное приложение;
  • для чего компании делают свои мобильные сервисы;
  • сколько стоит разработка и как на ней сэкономить;
  • как строится работа над мобильным приложением;
  • с кем лучше работать — с фрилансером или студией;
  • что делать после того, как приложение готово.

Читайте также:

Остались вопросы? Не согласны с нами? Хотите высказать свою точку зрения или поделиться опытом? Пишите в комментариях. Давайте обсуждать!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Олег

Проблема в том, что написанное ТЗ большинство клиентов не читают. То есть тратите 2 недели на написание ТЗ, клиент утверждает, а в определённый момент времени появляются претензии - а почему тут так. Показываешь ТЗ, а он  говорит, что не особо читал. Понятно, что это со стороны клиента вроде всё чётко, но проблему это не убирает. Именно поэтому мы стараемся не писать ТЗ, а работать именно по прототипам/дизайну, составленному на основе требований клиента. Большинство людей визуалы и дизайн лучше,чем 60 листов текста. Это по своему опыту разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Мухамедьянов

да в любом проекте остаются белые пятна после проектирования их не избежать всех нюансов не учесть 

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Мухамедьянов

но обычно разрабы на себя берут такие риски если проект по фикс прайс

Ответить
Развернуть ветку
Маша Макарова

Спасибо за статью, ждем следующую серию! 

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Чёрная
Автор

она скоро будет)

Ответить
Развернуть ветку
Erik Kruasan

Про аналитику как-то мало совсем написали…

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Чёрная
Автор

Аналитика — сложный этап со множеством деталей и нюансов, но они на стороне разработчиков. Заказчику не надо забивать себе голову всеми метриками и процессами. Ему важно понимать, что не стоит отказываться от этого этапа. Эту основную мысль мы и хотели до него донести с помощью этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Mихаил Масловичев

Да, сколько общаюсь со студиями и разработчиками, у всех свой подход к ТЗ. Кто-то все полностью прописывает, кто оставляет место для маневров) Чтобы потом, в случае чего, можно было сказать «Мы об этом не договаривались, можем сделать, на за доп плату»))))

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Чёрная
Автор

Да, это нередкая история. Поэтому мы прорабатываем все возможные варианты развития событий на этапе составления тз, чтобы заказчик понимал, как будет строиться работа и что он получит на выходе. То есть грамотно составленное и максимальное подробное тз — залог успешного проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Вам не кажется, что не просто так модель водопада практически умерла?)

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Чёрная
Автор

Мы в студии используем и аджайл, и водопад — все зависит от каждого отдельного проекта. Да, водопад не так часто, как аджайл, но иногда он все-таки удобнее и привычнее для заказчика. 

Ответить
Развернуть ветку
Mr Batni

Хотелось бы кейс прочитать из реальной работы или хотя бы ссылку на подобную статью, пишу приложение,  сам себе и дизайнер и разработчик и аналитик жесть какая то))) из этой статьи вынес интересные вопросы, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Алимова

Привет! Очень интересно узнать о создании приложения сам себе)буду благодарна, если поделишься опытом)

Ответить
Развернуть ветку
Тимофийчук Надия

сложно все это читать блэт

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Чёрная
Автор

Почему сложно? Поясните, пожалуйста. Так мы сможем в будущем готовить еще более полезный и удобный для чтения контент.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

Хрущев дело говорит

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда