Как мы с помощью одного опенсорс-решения и двух разрабов сократили 50 человек

Однажды мы работали с банком, где несколько отделов занимались рутинной работой по перекладыванию файлов из одной программы в другую. Это были времена хайпа RPA и герой нашей истории тоже решил заказать оптимизацию. Что мы сделали и кто оказался виноват в увольнении 50 сотрудников на самом деле — рассказываю в статье.

Константин Могилевкин
founder IT-компании Satori (сайт, телеграм-канал)

Кто не знает, Я — Константин Могилевкин, основатель Satori — IT-лаборатории, интегратора цифровых решений для банков, страховых и fintech-компаний. Эта статья будет полезна всем, кто в теме финтеха или банкинга – мы расскажем про решения для быстрого развития экосистемы.

В чем был корень проблемы до внедрения?

Тогда только становилась популярной тема Robotic Process Automation (вот тут можно об этом почитать) с симуляцией человеческого поведения, и все финтех-компании поголовно начали её практиковать.

Как мы с помощью одного опенсорс-решения и двух разрабов сократили 50 человек

Что именно хотел оптимизировать наш банк-клиент?

Очень много сотрудников делали рутинные вещи. Вот, например, какими ерундовыми задачами они занимались:

  • сверяли две таблички в Excel
  • руками записывали жалобы и предложения, потом переносили вручную в другую систему, где тоже обрабатывали руками
  • собирали данные из 5 учетных систем (где в одной операции по кредиткам, в другой – по картам, в третьей – по депозитам и т.д.), складывали в общую систему, выгружали всё в Excel и руками отправляли в бухгалтерию

Так было принято, процессы работали. Но хотелось пободрее, а сам банк техническое решение разработать не мог – долго, дорого, вендор потерялся и ещё задача не в приоритете (это самая частая ситуация).

Поэтому работники продолжали работать, банк платил. Все эти монотонные задачи мешали людям заниматься действительно важной умственной работой.

Как мы с помощью одного опенсорс-решения и двух разрабов сократили 50 человек

Клиентская база росла, Банк несколько лет продолжал раздувать штат супер-низкоквалифицированных сотрудников, которые механически нажимают одну-две кнопки.

Сначала Банк решил заняться автоматизацией, потому что это модно. Мол, «все так делают, и нам тоже это надо».

Но в ходе расследования выяснилось, что можно очень хорошо сэкономить, поэтому оптимизаторы пришли к Ильясу, совладельцу SATORI и по совместительству системному архитектору.

Что мы предложили и как реализовали

Исполнителей Банк искал среди забугорных IT-компаний и их решений, так как на российском рынке только начали появляться первые аналоги в зачаточном состоянии. И когда мы говорим «в зачаточном», это и правда означало, что отечественные разработчики не могли даже показать демку или выслать прототип – мол, всё в процессе, пока нечем хвастаться.

Банк посчитал деньги и понял, что выкупать зарубежное решение нет смысла, потому что оно бы просто не окупилось. Для нашего клиента стоимость среднего разработчика составила бы x5 от одного операционного сотрудника, а за стоимость лицензии можно было бы содержать роту “нажимателей на кнопки” больше трёх лет.

То есть получилось бы сокращение 50 сотрудников, которое окупится через 10 лет.

Как мы с помощью одного опенсорс-решения и двух разрабов сократили 50 человек

Руководство Банка не хотело ждать 10 лет, наш Ильяс им в этом помог.

Основным планом стало внедрение RPA-платформы для замещения сотрудников. Выбран именно этот вариант, а не написание кода, т.к. некоторые системы не предоставляли API или иного интерфейса взаимодействия, только UI. Также все осложнялось тем, что некоторые действия требовалось запускать на машине пользователя от его имени без сетевого взаимодействия вовне.

Мы написали собственное решение на OpenSource фреймворках — PyWin32, PyAutoGUI, Lackey, PyWinAuto, Selenium, Behave для сценариев, оркестрация запуска на Jenkins.

Мы подчистили для них все очевидные монотонные операции. Новая архитектура позволяла запускать «роботов», которые кликают, сохраняют и переименовывают файлы, закидывают куда надо и открывают нужное окно на экране — то есть эмулируют действия пользователя. Мышка двигается, зарплату платить не надо.

Чудеса!

К каким результатам это привело

Когда работы были выполнены, процесс стал в 2 раза шустрее.

Раньше жалобы обрабатывали 8 человек. Ещё пара десятков работников перекладывали файлики – на это у каждого уходило по 3 часа времени ежедневно. Сейчас над этими задачами работают всего 4 сотрудника, при этом вместо 3 часов на сборку готового файла стало уходить по 2 минуты.

В итоге Банк уволил 50 человек и сократил коллектив до 550 сотрудников, как и планировал.

Как мы с помощью одного опенсорс-решения и двух разрабов сократили 50 человек

Автоматизация повлияла и на финансовые показатели. Руководство смогло подрезать ФОТ и ускорить процессы. Например, рассмотрение кредитной заявки происходило теперь автоматом без оператора.

Хотите узнавать больше историй из нашей айтишной курилки?

1616
55
11
18 комментариев

Народ вон для тапалок вибраторы из сексшопов приспособил ))

Описанная ситуация очень напоминает это решение ;)

2

В банке вибраторы запрещены)

1

А тут интересно такой подход был бы возможен? Вибраторы вместо людей для перекладывания файлов из папки в папку?))

Сколько раз сталкивался с тем, что полная автоматизация — это очень дорого, дешевле людей держать на ЗП. Тогда вот такие "лоскутные" решения вместо комплексных позволяют сделать процессы более эффективными и дешёвыми. Ваш кейс это подтверждает.

2

Но не когда это перекладывание файликов)

Иногда просто поражает бюрократия в крупных компания, которую очевидно можно автоматизировать, но всем не до этого, все гребут в той лодке со второй картинки))) Вот не понятно со стороны руководства, разве штат из 50 человек... да даже если 10, которых может заменить прогорамма, не казался им избыточным? Или там все зависит от того, дадут ли премию за решение вопроса?)

Бывает, что человек дешевле программы ;)