Конкурс инструкций

Инструкция: Как сделать из идеи MVP продукта

Привет, в статье попробуем разобраться как можно (и нужно!) воплощать свои задумки и идеи, косвенно коснёмся темы "лоу-кода" в практическом разрезе, пройдём по примеру создания процесса по учёту расходов и рассмотрим несколько групп популярных инструментов.

Intro

Как-то я прочитал, что наш мозг создан генерировать идеи, но при этом он их плохо хранит. Что хуже (рассуждаю я дальше), воплощают свои идеи ещё меньшее количество людей. Причём на мой взгляд барьер становится всё больше психологический, чем технический.

К примеру, захотели вы на свой день рождения разослать своим друзьям приглашение в виде сайта-открытки: когда и куда приходить, карта, время, wish-лист и т.д. Лет 15 назад не программисту и в голову не пришло воплощать такую задумку. А сейчас, открыли Тильду, выбрали шаблоны, написали свой текст, сверили черновик, отправили ссылку и готово (бесплатно!).

Для первого этапа реализации наших идей тарифы минимальны или вообще бесплатны

Вместо Тильды можно использовать любой другой инструмент (о них ниже).

Готовый шаблон приглашения на свадьбу

Такие инструменты, которые упрощают разработку за счёт полного/частичного использования визуальных (и не только) элементов (конструкторов) вместо программирования называют low-code, no-code, zero-code. Зачастую все эти определения используют в перемешку, но по задумке:

  • low-code сочетает в себе both world - то есть и визуальные элементы, так и возможность написать код;
  • no-code/zero-code - не предполагают (по крайней мере в явном виде) использования кода со стороны пользователя вообще.

Для удобства в статье я буду упоминать только low-code. Прелесть в том, что нам пользователям не надо погружаться во все эти парадигмы, рассуждать о глобальной революции в индустрии и воспринимать волны развития технологий.

Технической порог входа для создания своего приложения (прототипа) снижается.

Конечно, придумать, спроектировать, подобрать сервисы и построить приложение - всё ещё целый процесс, требующий усилий.

В чём основные плюсы такого подхода и зачем нужно MVP приложений?:

  • Собираем минимально жизнеспособные продукты быстро и дешево (иногда бесплатно), а не «пилим продукт» полгода
  • Не изобретаем велосипеды, а переиспользуем готовые шаблоны и наработки
  • Оцениваем востребованность будущего продукта
  • Тестируем гипотезы, собираем и анализируем метрики

Создаём свой аналог приложения по учёту финансов

Предположим популярные приложения нам не подходят, мы хотим подстроить что-то под себя или мы не хотим платить. Давайте будем отправлять сообщение нашему боту в телеграмм, а он будет складывать их в табличку, где мы сможем как-то дальше с ними работать. Телеграмм удобен, всегда под рукой (телефон/desktop), постоянно пользуемся.

Для реализации нам потребуется:

  • Создать бота в телеграмме, через официального телеграмм-бота
  • Зарегистрироваться в Integromat
  • Создать заготовку таблицы с расходами в Google Sheets

И так, создаём новый сценарий в Integromat:

Выбираем наши сервисы из поиска:

Webhook нужен для обработки сообщений из телеграмма. Он же будет лежать в начале нашего сценария. Вытаскиваем иконки из интерфейса:

Открываем вебхук, записываем своё название и копируем адрес:

Дальше самая сложная часть нашей low-code задумки - надо настроить телеграмм бота, используя официальную документацию. Мы хотим, чтобы все сообщения которые получает наш бот, отправлялись на скопированный адрес, для этого используем метод setWebhook. Сделаем это через JS-консоль в браузере.

Открываем в страницу:

https://api.telegram.org/bot(токен вашего бота)/setWebhook

Вместо (токен вашего бота) вам надо тут и ниже подставить токен своего бота. Тыкаем правой кнопкой мыши по странице и нажимаем Inspect. Открывается окно справо, выбираем Console и вводим:

fetch("https://api.telegram.org/bot(токен вашего бота)/setWebhook", { method: 'POST', headers: { 'Content-Type': 'application/json' }, body: JSON.stringify({url: "https://hook.integromat.com/<integromat token>"}) }).then(console.log).catch(console.log) --- Если всё ок получим сообщение: --- {"ok":true,"result":true,"description":"Webhook was set"}

Теперь если мы всё правильно настроили, после отправки сообщения в бот, в integromat в нашем модуле веб-хука отобразиться сообщение Successfuly determined.

Из сообщения, которое получил бот забираем цифры и отправляем строкой в таблицу. В Add row, авторизуемся и выбираем таблицу и страницу. Указываем в какую ячейку, что отправляется:

  • Первый столбец — дата, его необходимо преобразовать от формата timestamp к формату DD.MM.YYYY
  • Второй столбец — сумма

Попробуем отправить сообщение в наш бот, и посмотреть что запишется в табличку:

Дальше можно усложнить сценарии, писать боту не только сумму, но и категорию трат (например кофе), и сделать так чтобы бот возвращал ещё какой-нибудь наш баланс. "Вот вам молоток, вот вам гвозди. Смотрите мы с вами забили гвоздь в стену. Теперь давайте сами, постройте ракету."

У меня получилась такая схема:

Попробуйте проделать эти шаги самостоятельно, вам потребуется:

  • Добавить новое поле c суммой всех трат на Google Sheets и новый столбец с категорией затрат (Например столбец Описание)
  • В Настройках кружочка Reply Telegram добавить бота (bot-token) и текст с ответом (например "Суммарные траты Ячейка X из Google Sheets")
  • В настройках кружочка Google Sheets добавить разбивку сообщения на сумму (цифру) и описание (текст) - например разбить сообщение по пробелам. Потребуется команды get (), split (), message:text, slice(), space

Инструменты

В нашем примере мы использовали лишь пару инструментов, чтобы у вас появилось представление о том, сколько их и в каких областях, вот картинка с просторов интернета:

Пример ландшафтра low-code инструментов

Tilda, carrd.co, Webflow, Landen, MailChimp, и куча других - создать лендинг, личный кабинет и простой CRM.

Как и в примере с приглашением, идеально подойдут для стандартной страницы с описанием, ценами и формой для запроса. Конечно можно просто сделать бизнес-аккаунт в instagram и whatsapp.

Mailgun, Mailchimp, Litmus - Email-рассылки и обработка писем.

Списки рассылки, формы отписки, обработка адресов и статистика кликов.

Airtable - хранить и обрабатывать данные.

Airtable похож на продвинутый Эксель. Интеграции с популярными сервисами присутствуют. Если вы совсем не хотите писать код - тут можно. Буквально на днях Airtable получил $185M. Так что присмотритесь, сервис будет взлетать и дальше.

Библиотека готовых шаблонов для старта
Template Event Planning

Integromat, Zapier, Automate.io, Parabola, IFTTT, Clay n8n.io - собрать всё в единый сценарий работы.

Интергромат мы использовали в нашем примере, на мой взгляд очень крутой инструмент. Если готовы потратить пару вечеров, то сможете дойти до уровня автоматической генерации pdf документов, автореплаев на e-mail.

Если использовать Airtable в Integromat, то можно собрать процесс по учёту расходов сканируя чеки:

  • Фотографируем документы приложением сканером (например Scanner Pro).
  • Сохраняем документ в облачный диск (Google, Dropbox, Яндекс - что вам по душе, и то с чем работает Integromat :D) в папку с категорией расхода
  • Дальше в Integromat выстраиваем процесс: парсим данные, тип расхода, название, сумму и складываем в табличку AirTable (можно начать c Google Sheet).
Примерная структура процесса в Integromat

Другие приложения работают по походим принципам, и также предлагают готовые шаблоны:

Пример сценария с n8n.io

Gumroad - цифровые продажи.

Невероятно удобен для продажи книг, изображений, музыки, документов. Можно делать промокоды, акции, продавать наборами и связываться с покупателями, если они того захотят.

Cloudflare - инфраструктура.

Поможет обеспечить/заменить:

  • Google Analytics — сервис предоставит количество посетителей и географию, если не хотите чтобы гугл следил за вашими пользователями.
  • Защиту от ботов — капчи и и дургие приблуды
  • Let's Encrypt — SSL-сертификаты покрываются самим сервисом.

Code, Fibery. - сделать умные документы.

Coda выделяется работой с данными, actions, таблицами, связями между этим все. Можно забить значения в одном документе, а указанный человек получит e-mail уведомление, и данные скопируются в таблицу. Стоит отметить, что Coda достаточно сложный для старта инструмент.

Figma - Дизайн и создание кликабельных прототипов

Надеюсь вы уже знакомы с фигмой, для меня самого 1,5 года назад это было открытие. Помню, как мы участовали в мероприятии по типу хакатона. Атмосфера гонки, ажиотажа, вот это всё. Дизайнер присылает мне ссылку в фигме с макетами приложения на iOS, и говорит мне адаптировать текст, подогнать картинки, поправить хронологию, выгрузить и прокрутить на экране. И всё это буквально за пару минут. Сейчас у меня в фигме 1000 и 1 черновик для всяких мелких и средних задач.

Заключение

Надеюсь, статья вдохновит вас реализовывать свои идеи, а не откладывать их в никуда. Пару ссылок, где можно ещё посмотреть кейсы применения:

PS в статье умышленно не рассмотрены enterprise решения по low-code, но это не значит, что их нет, просто это немного другой мир. Если интересно, можно например посмотреть и потыкать в платформу Mendix.

0
1 комментарий
Влад Шведов

Добрый день, не сможете подсказать в чём проблема?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда