Дискавери-фаза, предпроектное исследование или нулевой спринт. С чего начинается проект

Мы в arcsinus нередко видим, что этап discovery недооценивают, считают, что это ещё «не настоящая» разработка, и платить за это не нужно. О нём сегодня и поговорим.

Согласно принципам Agile процесс создания цифрового продукта на верхнем уровне условно делится на две больших фазы — дискавери и деливери. Со вторым этапом всё ясно: он ориентирован на создание и поставку продукта. Команда пилит задачи, закрывает спринты, проводит дейли с ретро и уверенно движется к релизу. А вот этап дискавери «фокусируется на понимании требований, определении целей и создании общего видения проекта». И он заслуживает более пристального внимания.

Дискавери-фаза, предпроектное исследование или нулевой спринт. С чего начинается проект

Мы уже писали о том, что цифровые продукты существуют и развиваются в условиях высокой неопределённости. Эта неопределённость сопровождает их практически на всём жизненном пути, но особенно — в самом начале, на этапе «зачатия». Это нормально.

Задача всех причастных к созданию продукта — с каждым шагом снижать неопределённость, прояснять очертания самого продукта, контекста и условий его использования и т. д. Именно на снижение градуса неопредлённости и направлен этап дискавери в цикле разработки. Этот этап также называют «нулевой спринт» и «предпроектное исследование».

Зачем нужна фаза Discovery

Практика discovery-фазы — ответ на необходимость погружения в контекст, а также более тщательного и реалистичного планирования перед фактическим стартом разработки. Дискавери призвано решать проблемы, которые часто возникали на более ранних этапах развития информационных технологий:

1. Туманные требования

В начале проекта часто неясно, что ожидается от конечного продукта. Мы на практике убедились: даже внутри одной компании разные стейкхолдеры могут по-разному представлять то, что должно быть создано. Discovery помогает более точно сформулировать бизнес-требования и прийти к общему пониманию целей проекта. Чёткое понимание требований с обеих сторон — важное условие успешного воплощения идей в реальный продукт.

2. Слабое представление о целевой аудитории

Без глубокого понимания ЦА команда рискует начать создавать продукт в стол, для себя, директора, конкурса или портфолио, но не для реальных пользователей. Discovery-фаза позволяет собрать информацию о людях, их потребностях и предпочтениях.

3. Технические детали

На ранних этапах проекта может быть неясно, какие технологии, инструменты и архитектурные решения стоит использовать. Discovery-фаза, как правило, включает оценку технических возможностей и рисков, а также предложения по стеку будущего проекта.

4. Непредвиденные риски и незапланированные изменения

Внезапные изменения в требованиях и неожиданные угрозы могут замедлить, приостановить или даже похоронить проект. Discovery-фаза помогает выявить по крайней мере часть потенциальных рисков и изменений заранее — и более гибко управлять ими.

5. Обкатка коммуникаций

К процессу исследования в рамках discovery нередко привлекают заказчика, а значит, он общается с командой. Совместная работа помогает улучшать коммуникации между заказчиками и командой разработки.

Таким образом, работа в рамках дискавери-фазы направлена на сбор недостающей информации, минимизацию неопределённости и снижение потенциальных рисков. Это значительно повышает шансы создать в итоге успешный и нужный пользователям продукт.

Когда нужна и когда не нужна дискавери-фаза

Спойлер: почти всегда нужна. Вот только её наполнение ситуативно определяется множеством переменных. Если упростить, на старте работы могут быть две полярных ситуации.

  • У заказчика есть вся информация, чёткое представление о том, как должен выглядеть будущий продукт, а также множество идей по дальнейшему развитию — «бери и делай». Такой заказчик часто переоценивает ресурсы и настроен разрабатывать суперприложение со всеми возможными «свистелками». В этом случае основная задача дискавери — очертить границы MVP. Ведь важно не только то, что делать, но и то, чего не делать — по крайней мере сейчас.
  • У заказчика есть «хотелки» и больше ничего. То есть прежде чем «брать и делать», нам нужно что-то (или, скорее, многое) уточнять, изучать и выяснять. В рамках этапа discovery может понадобится исследовать рынок, провести кастдев и конкурентный анализ, сделать подход к дизайн-концепту, разработать карту пользовательских историй — то есть обогатить картину разнообразной информацией, которая приблизит нас к видению продукта.

Какие артефакты получает команда в результате дискавери

Мы знаем, что некоторые компании стандартизируют наполнение и стоимость фазы дискавери. Мы в arcsinus предпочитаем сохранять гибкость и открытость, ориентируясь на особенности проекта и заказчика. То, что мы будем делать в рамках дискавери, зависит от зрелости и подготовленности компании, ниши, в которой будет работать продукт, текущей ситуации на рынке и ещё множества факторов.

Конкретный набор работ, как и трудозатраты, будут уникальными в каждом отдельном случае. Важно лишь помнить, что все усилия должны помогать яснее понимать цели/ожидания бизнеса и очертания будущего продукта.

Вот примерный список артефактов, которые могут появиться в результате дискавери:

  • Карта продукта с ролями, модулями и интеграциями;
  • Функциональные требования;
  • Нефункциональные требования;
  • Product Vision;
  • CJM;
  • User flow;
  • User Story Map;
  • Диаграмма BPMN;
  • Вайрфреймы;
  • Макеты интерфейса;
  • Дизайн-концепция;
  • Кликабельный прототип;
  • План проекта;
  • Готовое ТЗ: архитектура, оценка на разработку, список задач, приоритезированных по ICE/RICE/etc, диаграмма Ганта;
  • Предварительная оценка затрат;
  • Стратегия/Roadmap.

На практике в рамках одного проекта во всех этих сущностях, как правило, нет нужды. А может понадобится что-то ещё. В целом установленного стандартного регламента проведения дискавери нет, и каждая компания выстраивает этот процесс по-своему.

Кто участвует в дискавери

Количество участников и их роли в процессе дискавери также варьируются в зависимости от множества переменных. Но чаще всего роли в дискавери повторяют роли во всём цикле разработки.

1. Бизнес-аналитик помогает сформулировать бизнес-требования, анализирует текущие процессы и выявляет потребности заказчика.

2. Продакт-менеджер (владелец продукта) определяет стратегию продукта, формулирует требования, определяет приоритеты функций продукта.

3. UX/UI-дизайнер проектирует пользовательский интерфейс, отвечает за удобство использования и классный пользовательский опыт.

4. Архитектор или техлид отвечает за техническую целостность проекта, определяет инструментарий, риски и ограничения.

5. Тестировщик (QA) помогает учесть аспекты тестирования с самого начала процесса разработки.

6. Стейкхолдеры со стороны заказчика и пользователи предоставляют фидбек, выражают свои потребности и ожидания. Их участие гарантирует, что продукт соответствует реальным потребностям и ожиданиям пользователей.

Общая практика показывает, что лучше работает небольшая группа до 10 человек. Каждый является экспертом в отдельной области компетенций.

Как правило, в дискавери участвует не выделенная команда, а рабочая группа — то есть участники посвящают этим задачам лишь часть своих ресурсов. А вот на этапе delivery формируется команда с ролями, связями и процессами, которая работает на проекте фултайм.

Сколько стоит работа в рамках дискавери

— Это не может быть бесплатно. Дискавери приносит всем причастным к проекту огромную ценность. В ходе рисёрча может заметно измениться концепция предполагаемого продукта. А может выясниться, что от проекта лучше отказаться или отложить его — например, потому, что ориентировочный бюджет превосходит ожидания или для реализации не хватает элементов информационной инфраструктуры. Всё это — крайне ценные для бизнеса данные.

— Для каждого отдельного проекта стоимость дискавери будет уникальная. Она учитывает трудозатраты всех вовлечённых специалистов.

— Затраты на дискавери — не расходы, а оправданные инвестиции, которые в результате могут уберечь от серьёзных потерь, непредвиденных трат и раздувания бюджета всего проекта.

TL; DR

  • Дискавери — важнейший этап работы над любым проектом. Если пренебречь исследованием, риски для проекта значительно выше.
  • Наполнение и объём дискавери всегда уникален. Это зависит от изначальной подготовленности заказчика, ситуации на рынке, ниши и ещё множества факторов.
  • В дискавери задействованы представители всех компетенций команды разработки и всегда представитель заказчика.
  • Дискавери — не бесплатное приятное дополнение к проекту, а большая работа экспертов. Её стоимость в каждом кейсе уникальна и учитывает трудозатраты вовлечённой группы.
Алексей Нечаев
контент-маркетолог
22
Начать дискуссию