SOLID — принципы объектно-ориентированного программирования
SOLID - это аббревиатура пяти основных принципов проектирования в объектно‑ориентированном программировании — Single responsibility, Open-closed, Liskov substitution, Interface segregation и Dependency inversion.
Расшифровка:
- Single responsibility — принцип единственной ответственности
- Open-closed — принцип открытости / закрытости
- Liskov substitution — принцип подстановки Барбары Лисков
- Interface segregation — принцип разделения интерфейса
- Dependency inversion — принцип инверсии зависимостей
Принцип единственной обязанности / ответственности (single responsibility principle / SRP) обозначает, что каждый объект должен иметь одну обязанность и эта обязанность должна быть полностью инкапсулирована в класс. Все его сервисы должны быть направлены исключительно на обеспечение этой обязанности.
Принцип открытости / закрытости (open-closed principle / OCP) декларирует, что программные сущности (классы, модули, функции и т. п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения. Это означает, что эти сущности могут менять свое поведение без изменения их исходного кода.
Принцип подстановки Барбары Лисков (Liskov substitution principle / LSP) в формулировке Роберта Мартина: «функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа не зная об этом». Следование принципу LSP заключается в том, что при построении иерархий наследования создаваемые наследники должны корректно реализовывать поведение базового типа. То есть если базовый тип реализует определённое поведение, то это поведение должно быть корректно реализовано и для всех его наследников.
Принцип разделения интерфейса (interface segregation principle / ISP) в формулировке Роберта Мартина: «клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют». Принцип разделения интерфейсов говорит о том, что слишком «толстые» интерфейсы необходимо разделять на более «тонкие», маленькие и специфические, чтобы клиенты маленьких интерфейсов знали только о методах, которые необходимы им в работе. В итоге, при изменении отдельного метода интерфейса не должны меняться клиенты, которые этот метод не используют.
Принцип инверсии зависимостей (dependency inversion principle / DIP) — модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней, а оба типа модулей должны зависеть от абстракций; сами абстракции не должны зависеть от деталей, а вот детали должны зависеть от абстракций.
Плюсы:
Улучшение поддерживаемости кода — код, написанный с учетом SOLID, легче понимать и изменять, обычно он более структурирован.
Гибкость и расширяемость, низкая связанность — проще добавлять новую функциональность, не изменяя существующий код. Меньше зависимостей между компонентами системы, что делает код более модульным и устойчивым к изменениям. Это особенно полезно в больших проектах, где изменения могут быть сложными и дорогостоящими.
Упрощение тестирования — соответствующий SOLID код легче покрывать тестами, в частности, за счёт использования интерфейсов.
Минусы:
Чрезмерное усложнение архитектуры и овер‑инжениринг — разработчики могут создавать излишне сложные решения, которые не оправданы контекстом задачи. Такой код сложнее сопровождать, стоимость внесения изменений растёт и вероятность ошибок возрастает.
Увеличение времени разработки — написание кода с учетом принципов SOLID требует больше времени и усилий, что бывает неоправданно для простых проектов, для небольших команд или при разработке прототипов.
Резюме:
SOLID — это хороший инструмент для создания качественного и поддерживаемого кода. Но эти принципы не должны становиться догмами. В сложных и долгосрочных проектах SOLID помогает избежать хаоса и упрощает развитие системы, упрощается общение в команде за счёт возможности отсылок к этим принципам, упрощается тестирование и понимание сложных компонентов. А вот для небольших задач или при создании прототипов строгое следование этим принципам может быть избыточным, тормозить разработку и создавать лишние проблемы.
В продолжении разговора о надежности, прочности и устойчивости. Недавно наткнулся на принцип, о существовании которого не знал, но много раз применял его на практике. Точней сказать, я не знал, что это целый принцип. 😃
Основная цель моей архитектуры — разделить код на слои, каждый из которых решает свои задачи. Это не просто модный тренд, а необходимость, которая помогает изолировать бизнес-логику от технических деталей, упрощает тестирование и делает код более понятным.
Свежие новости на тему “Как выжить на рынке рекламы”. С 1 сентября 2025 года вступит в силу запрет на размещение рекламы на признанных нежелательными или запрещенных информационных ресурсах. Как именно будет контролироваться соблюдение этих поправок в закон – посмотрим. Но всем законопослушным участникам рынка рекламы придется искать альтернативу и…
Сегодня решил рассказать об одном аспекте в разработке ПО, про который очень часто несправедливо забывают. Это способы изоляции приложения и системы, в которой это приложение исполняется.
Даже при самых продуманных планах иногда изменения в направлении компании или характеристиках продукта означают, что ваша система дизайна терпит неудачу.
Любой проект - экосистема, за которой необходимо ухаживать. Если за экосистемой не следить или вовсе начать ее загрязнять лишним - она быстро умрет и перестанет приносить свои плоды. Так и с проектом. Любому проекту так же точно важно уделять время и внимание, выстраивать и налаживать процессы, чтобы получился хороший результат.
Сегодня будет небольшой манифест. Часто сталкиваюсь с одним очень интересным фактом. Большинство разработчиков с большей охотой идут на изменения в коде, нежели на изменение в структуре проекта. Даже самые очевидные аргументы в этом вопросе работают плохо.