Как выводить банковские продукты на рынок быстрее конкурентов? Часть I
Сегодня клиент ждет от банка не просто надежности, а скорости и персонализации. Новый кредит за минуту, карта с кэшбэком под конкретные покупки, депозит с гибкими условиями – тот, кто успевает за запросами клиентов, захватывает рынок. Но как быть банку, если его внутренние процессы напоминают не скоростную трассу, а городскую пробку? Создание каждого нового продукта может затягиваться на месяцы из-за согласований, ручных операций и нестыковок между отделами.
Такие проблемы помогает решить Digital Q.ProductFactory (Продуктовая Фабрика) от Диасофт. Это цифровая фабрика продуктов, которая автоматизирует весь жизненный цикл финансового продукта: от идеи до запуска и мониторинга.
Вот 10 ключевых бизнес-проблем, которые можно преодолеть с помощью IT-решения.
Проблема № 1: «Низкая скорость запуска новых продуктов: IT-отдел как узкое горлышко»
Как это выглядит: Запуск даже простого продукта, например, новой дебетовой карты с кэшбэком, требует согласованных изменений в ядре автоматизированной банковской системы (АБС), мобильном приложении, интернет-банке, CRM-системе и бухгалтерии. Каждое изменение – это недели или месяцы работы команды дорогостоящих бэкенд-разработчиков, которые вручную прописывают логику продукта в программный код систем. ИЛИ: бизнес хочет запустить акцию «Вклад на 3 месяца = 100 дней без % по кредитной карте». Реализация требует десятков часов работы программистов, тестирования и ожидания выпуска очередного релиза. И так по нескольким системам. Пока все будет готово, акция уже не актуальна.
Решение от Digital Q.ProductFactory: Благодаря low-code инструментам банковский технолог может самостоятельно сконфигурировать и запустить сложный банковский продукт с помощью визуального интерфейса, без написания программного кода. Product-менеджеры и маркетологи могут самостоятельно и быстро менять существующие и добавлять новые параметры продуктов: устанавливать новые ставки, лимиты, сроки действия акций – без постоянного привлечения программистов. Крупный банк может реагировать на изменения рынка так же быстро, как финтех-стартапы.
Проблема № 2: «Жесткость архитектуры, мешающая создавать современные продукты: ограниченная гибкость при создании инновационных предложений»
Как это выглядит: Продуктовая команда придумала блестящую акцию: «Кэшбэк 20% за кофе в партнерских кофейнях в течение часа после пробежки в фитнес-приложении». Но реализовать ее невозможно. Монолитное ядро АБС не умеет работать с внешними API фитнес-приложений, не поддерживает сложные условия начисления бонусов, а подключение каждого нового партнера требует месяцев разработки и тестирования.
Решение от Digital Q.ProductFactory: Платформа предоставляет гибкий конструктор сценариев, который позволяет визуально собирать сложную продуктовую логику, интегрируя данные из различных источников: внутренних систем банка, API партнеров, фитнес-приложений (через готовые коннекторы с предварительного согласия клиента в мобильном банке) и других внешних сервисов.
Например, для акции «20% за кофе после пробежки» технолог настраивает правило, которое:
- проверяет факт покупки в кофейне по MCC-коду;
- автоматически запрашивает данные из подключенного фитнес-сервиса о наличии пробежки у клиента в течение последнего часа;
- возвращает расчетный размер кэшбэка для начисления.
Проверку условий активации акций выполняет процессинг или движок лояльности, который обращается к правилам, настроенным в Продуктовой фабрике, а после инициирует создание бухгалтерской проводки в АБС для начисления кэшбэка на счет клиента.
Это решение позволяет запускать гиперперсонализированные и кросс-партнерские продукты, полностью исключая необходимость доработок legacy-систем. Вся сложная бизнес-логика выполняется в Фабрике, которая передает исполнительным системам (движку лояльности или процессингу) готовое решение о применении акции.
Проблема № 3: «Затраты на поддержку усложняющегося ассортимента продуктов: экспоненциальный рост стоимости владения IT-ландшафтом»
Как это выглядит: Каждый новый продукт – это новые «костыли» и точки интеграции в уже перегруженной архитектуре. Поддержка растущего зоопарка разрозненных систем, бесконечные доработки устаревшего кода и высокие зарплаты узких специалистов, способных с этим работать, съедают маржинальность и создают риски утраты контроля над этим функционалом. В итоге запуск некоторых продуктов становится экономически нецелесообразным, хотя в них есть потребность у клиентов.
Решение от Digital Q.ProductFactory: Платформа выступает в роли унифицированного слоя управления продуктами, радикально упрощая архитектуру. Это позволяет отказаться от дорогостоящих доработок ядра АБС и убирает зависимость от уникальных специалистов, превращая разрозненную IT-инфраструктуру из центра затрат в инструмент для быстрой и недорогой.
Проблема № 4: «Ошибки в ручном вводе и несогласованность данных»
Как это выглядит: Параметры нового продукта, рассчитанные аналитиком в Excel, вручную переносятся разными специалистами в несколько систем: менеджер – в договоры, разработчик – в CRM и расчетные модули АБС по техническому заданию. Поскольку изменение вносится вручную в каждую систему отдельно, высока вероятность опечаток, разночтений в ТЗ и простого человеческого фактора. В итоге клиент видит разные условия: например, в договоре одна процентная ставка, а в его личном кабинете – уже другая. Это прямой путь к репутационным рискам, финансовым убыткам и конфликтам с клиентами.
Решение от Digital Q.ProductFactory: Единая система правил. Создается цифровая модель продукта («конструктор») – все его параметры, правила, тарифы. Оттуда при публикации данные автоматически попадают и в документы, и в рекламные материалы, и в расчетные системы. Исключен человеческий фактор, клиент видит именно те условия, которые вы утвердили.
Проблема № 5: «Невероятная сложность запуска кросс-продаж»
Как это выглядит: Клиент оформил кредитную карту, но не получил предложение по страхованию или инвестициям, потому что эти продукты «зашиты» в разные, не связанные между собой системы. Это упущенная прибыль.
Решение от Digital Q.ProductFactory: Гибкий конструктор продуктов и пакетов. Можно быстро собрать и выпустить на рынок готовый пакетный продукт («все в одном»): например, карта + страховка + сберегательный счет. Продуктовая фабрика обеспечивает целостность и корректность продукта, его параметров и правил работы. Эти согласованные данные в реальном времени становятся доступны всем заинтересованным системам банка (АБС, CRM, веб-кабинету), которые, в свою очередь, используют их для автоматизированного и персонального предложения клиенту в нужной точке взаимодействия.
Пять других проблем и их решений опишем во второй части!