Вопрос заказчику в контексте анализа автоматизации процесса документооборота: «Почему бухгалтер приносит вам документы на подпись два раза в день?»
Что здесь может быть непонятного, да? Но вероятная первая эмоциональная реакция человека, который не привык думать как аналитик: «Какое ваше дело? Мой бухгалтер, сколько хочу, столько и гоняю». Начиная вопрос с «почему», можно вынудить собеседника оправдываться. А оправдываться никто не любит.
С мотивацией: «Процесс подписания документов дважды в день — это производственная необходимость? Вероятно, частоту можно уменьшить, сократив трудозатраты бухгалтера на подготовку документов и ваши на отвлечения и подписание. С какой целью сейчас это происходит так часто?»
Или ещё пример общения уже внутри команды: «Сколько времени заняла разработка личного кабинета для Х?»
Вроде бы простой вопрос руководителя разработчику. Однако непонятно, почему он поднят. Руководитель хочет проконтролировать соблюдение проектных ограничений? Или оценить эффективность специалиста, потому что есть сомнения в его квалификации?
Можно сразу спросить точнее, устранив почву для паранойи: «Мы сейчас оцениваем возможную трудоёмкость аналогичного проекта. Скажи, пожалуйста, сколько времени у нас заняла разработка личного кабинета для Х? Что может повлиять на уменьшение или увеличение этой трудоёмкости?»
Очень дельная статья, спасибо автору!